Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 05:48, курс лекций
В группе у человека изменяются отношения к боли (уменьшается), снижается чувствительность к шумам, в 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, в 2-3 раза увеличивается объем выполнения простых операций.
Примерно 80% конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. На конфликты и переживания тратится 15% рабочего времени. Конфликт усиливает недостатки личности: эгоизм, неуверенность в себе, некомпетентность, авторитарность.
В иерархии человеческих потребностей только физиологический уровень может быть удовлетворен вне общества. Нахождение людей в группе для личности всегда конфликтно.
Четырехфазовый метод разрешения конфликта.
В основе метода лежит 2 правила:
Шаги:
1.найдите время для беседы. Желательно, чтобы после конфликта прошло некоторое время, т. е. не менее 3 часов, но не более суток, иначе он будет не актуален. После получения согласия на ведение переговоров нужно обсудить 3 аспекта:
2.спланируйте контекст разговора. Следует не допустить трех основных ошибок:
Поведение в конфликте.
Задача руководителя – обнаружить зерно конфликта.
Конструктивный конфликт. Участники относительно сдержаны в проявлении эмоций и чувств, большее значение придается логике и фактам.
Деструктивный конфликт (личностный). Человек возбужден, многословен, его не интересуют факты. Излишняя горячность участника в конструктивном конфликте может указывать на то, что какая – то конструктивная составляющая, которой прикрываются, является лишь ширмой для корыстных интересов.
Шаги:
1. Немедленный, чтобы
показать, что что – то делается
в этом направлении, т. к.
бездействие руководителя лишь
усугублять конфликт и
Еще одна разновидность к – та: когда ничего изменить нельзя, и в этом случае конфликт бессмысленен, но пострадавший не может с этим смириться, что создает напряженность в отношениях с окружающими. Руководителю в этом случае необходимо учитывать состояние человека, проявлять сочувствие к нему, поскольку такие к -ты можно исчерпать только на эмоциональном уровне.
Нередко к -ты возникают из-за инцидента - нелестного слова руководителя в адрес подчиненного, тогда рук –лю необходимо извиниться.
Правила общения с конфликтующими:
1. Проявлять выдержку, учитывая, что в конфликте проявляется наболевшее. Ведите дело с максимальным тактом и осторожностью, чтобы не усугубить конфликт и не вовлечься в него.
2. Выслушайте обращающихся к Вам, дайте им возможность высказаться до конца.
3. Не рубите с плеча, не спешите с выводами и обещаниями, выслушивайте обе стороны.
4. Проверяйте все факты
и, только после этого,
5. Не переоценивайте
степень своей
Стили поведения в конфликте.
Модель Томаса – Килменна. 2 измерения – кооперация и напористость.
Кооперация. Когда возникает конфликт, и интересы и притязания одной стороны становятся несовместимыми с интересами другой. При этом реакция одной стороны на действия другой может быть двух видов:
1. Сопротивление –
стремление стоять на своем
и добиваться своих интересов
в ущерб другой стороне. Такое
сопротивление может быть
2. Сотрудничество –
сопряжение с отказом от своих
Напористость. 2 проявления: пассивность
и агрессивность. Если из двух
измерений создать
Сопротивление
2
1 квадрат: пассивное сотрудничество (коллаборационизм).
2 квадрат: пассивное сопротивление (оборона).
3 квадрат: агрессивное сопротивление (контратака).
4 квадрат: агрессивное сотрудничество (конфронтация).
Между ними много вариантов:
Сотрудничество |
несотрудничество |
сопротивление | |
Пассивность |
Коллаборационизм |
Уклонение |
Оборона |
Заявление позиций |
Примирение |
Компромисс |
Переговоры |
Агрессия |
Конфронтация |
Соревнование |
Контратака |
Коллаборационизм – форма пассивного сотрудничества. Возникает в случае значительного превосходства одной стороны над другой. Обычно обе стороны готовы к уступкам, такое состояние не может быть долгим, т. к. слабая сторона лишена возможности решать свои задачи, а время реализации своих интересов откладывают обе стороны. Вообще, это вынужденная форма взаимодействия сторон, которая не разрешает, а только замораживает конфликт. Наиболее часто встречается в политике.
Оборона – одна сторона имеет преимущество с точки зрения ресурсов, позиции, статуса, а другая сторона намерена достичь своей цели любой ценой. Переход одной из сторон к обороне обрекает соперников на длительное противостояние. Оборона не является способом завершить конфликт. Она только позволяет отдалить открытое противостояние, удержать дистанцию. Часто используется для того, чтобы потянуть время, накопить силы для дальнейших активных действий. Иногда это оказывается достаточно эффективным.
Контратака – ответная реакция по принципу «лучшая защита – нападение». Она позволяет ускорить решение конфликта, т. к. таким образом она застигает противника врасплох и использует фактор неожиданности. КС становится непредсказуемой и ведет к эскалации агрессии с обеих сторон. При этом высок риск быстрого поражения и максимального ущерба обеих сторон.
Конфронтация – стремление навязать свою волю: стороны открыто выражают свои требования и демонстрируют твердое намерение достижения своей цели. Конфронтация ускоряет разрешение конфликта, т. к. и та, и другая сторона стремится к этому.
Уклонение – предпочтительно в ряде случаев. Когда силы явно не равны, когда развитие и разрешение конфликта не сулит выгоды, когда ущерб от кон – та слишком высок и не сопоставим с выигрышем, когда в результате могут погибнуть люди. Уклонение не устраняет кон – т, а только отдаляет, в тайной надежде, что он сам угаснет со временем.
Соревнование – нет активного вмешательства в дела другой стороны. Обе стороны имеют схожие, но взаимоисключающие цели.
Примирение – общие интересы и цели главнее успешно реализуемых усилий сторон, а сотрудничество не ущемляет интересы какой – нибудь одной стороны. Эта модель встречается редко, т. к. достижение примирения – дело трудное.
ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
В условиях конфликта руководитель может руководствоваться следующими стратегиями:
1. Стратегическое соперничество (противоборство). Руководитель стремится к командной роли, к тому, чтобы диктовать своим партнерам свой путь выхода из ситуации. Такая стратегия способствует успеху, но при этом, как правило, игнорируются интересы другой стороны.
2. Стратегия сотрудничества (кооперация). Положительные результаты получаются при учете интересов другой стороны.
3. Стратегия компромисса.
Что – то среднее между
4. Стратегия избежания
конфликта (уход). Уход от намеченной
цели, от ответственности. Такую
стратегию выбирают некомпетентные руководители.
Конфликт может возникать не только между людьми, но и между группами, а руководитель должен следить как за отношениями внутри группы, так и между группами. Сами группы могут соперничать не только за достижение общих целей, но и за сферы влияния. Казалось бы, конкурирующие группы должны работать лучше. На самом деле сначала группа сплачивается, при этом победившая группа испытывает радость, а проигравшая неуверенность в своих силах, уныние. Но наличие общих целей не всегда сплачивает людей, вскоре начинается борьба за власть и столкновение мнений внутри группы. Создать группу без конфликтов – задача нереальная. Поэтому в своих действиях руководитель должен руководствоваться ориентиром не на отдельно взятого человека, а на всю группу, а потом группа будет воздействовать на человека. Иногда в группе появляется какой – нибудь карьерист, который считается только со своими интересами, сто других приводит в ярость. Здесь требуется авторитет и умение руководителя. Серьезной ошибкой может быть снабжение таких людей информацией, которую они могут использовать против других сотрудников. Иногда руководитель не располагает информацией, тогда это грозит последствиями сплетен и слухов. Особенно реальна такая ситуация, когда у работников мало работы.
Сложность разрешения конфликтов
в то, что чаще всего они возникают
на фоне отрицательных эмоций, когда
человек не в состоянии мыслить
конструктивно. Очень много причин,
состоящих в комплексе
Неправильные действия руководителя в конфликте:
1.Недостатки организации управления.
2. Нечетко обозначенные
права и обязанности. Тогда
каждый возьмет на себя
3. Неритмичность и
нестабильность режима труда.
4. Неудовлетворенность
своим трудом. Отсутствие элементов
творчества, низкая значимость работы,
отсутствие моральных и
5. Недостатки в индивидуальном стиле руководства.
Авторитарный стиль
может быть эффективным в
Конфликт часто возникает из-за псевдоавторитета. Причины его появления:
1. Руководитель считает,
что уровень подчиненных значит
2. Рук-ль думает, что
подчиненные должны его
3. Иметь псевдоавторитет
гораздо легче, чем настоящий. Его пытаются
внушить грубостью и хамством. Это то,
что, с одной стороны, является способом
защиты, а с другой снижает инициативу.
При анализе кон-та следует учитывать различные группы интересов: