Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:48, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент"
Академия управления
при Президенте Республики Беларусь
Система открытого образования
А.А.Брасс
Основы менеджмента
Курс лекций
2-е издание
Минск
Редакционно-издательский центр
Академии управления при Президенте Республики Беларусь
2004
УДК 651.01.(076.6)
Б87
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Брасс А.А. Основы менеджмента: Курс лекций. 2-е издание –Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 224 с.
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".
УДК 651.01.(076.6)
ISBN 985-6432-90-1 |
ã |
Брасс А.А., 2004 |
ã |
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 |
СОДЕРЖАНИЕ
Основные
понятия, включенные в систему тренинг-тестирования
управление; control; management; government; govern; administration; системный подход; ситуационный подход; активный эксперимент; пассивный эксперимент; система; сложная система; классификация систем; социально-экономические системы; экономическая внешняя среда; технологическая внешняя среда; политическая внешняя среда; социальная внешняя среда; внешние цели; миссия; стратегии концентрированного роста; стратегия усиления позиции на рынке; стратегия развития рынка; стратегия развития продукта; стратегии интегрированного роста; стратегия обратной вертикальной интеграции; стратегия вперед идущей вертикальной интеграции; стратегия ограниченного роста; стратегии диверсифицированного роста; стратегия центрированной диверсификации; стратегия горизонтальной диверсификации; стратегия конгломеративной диверсификации; стратегии сокращения; стратегия ликвидации; стратегия "сбора урожая"; стратегия структурного сокращения; стратегия сокращения расходов; управление предприятием; системный подход.
В большинстве наук фундаментальные понятия остаются неопределенными. Наиболее типичные примеры этого дает математика, где такие фундаментальные понятия как множество, точка, прямая не имеют строгого определения, а вводятся описательно, что не мешает их успешному применению. При этом считается, что люди интуитивно одинаково воспринимают эти понятия, встречаясь с ними в литературе или разговоре.
В науке управления или менеджмента таким фундаментальным понятием является само понятие “управление”. Поэтому, не давая строгого формального определения этого понятия, следует отметить, что управление можно рассматривать в узком и широком смысле.
В узком смысле управление - это
процесс информационного
В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но также и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов (см. рис. 1.1). В этом случае управление является непрерывным действием, которое начинается с момента установления взаимодействия между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращение этого взаимодействия.
Для определения сходства и различия между русским словом “управление“ и довольно часто употребляемым у нас английским “management” рассмотрим английские эквиваленты, обозначающие управление в системах различного класса:
1. Для обозначения управления
в технических системах в
2. Для обозначения управления
в организациях (на предприятиях)
в английском языке
3. Если речь идет об управлении государством или регионом, то в английском языке используется “government”;
4. Если англичане говорят об
управлении человека самим
Таким образом, слова “управление“ и пришедшее из английского “менеджмент” являются синонимами, если говорят об управлении организацией. И именно в этом смысле эти слова будут употребляться в дальнейшем. При этом под организацией понимается объединение двух или большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.
Еще одно английское слово, переводимое как “управление” - “administration”, которое употребляется, если речь идет о формальных, единых для всех членов организации правилах поведения и взаимодействия при выполнении ими своей работы, без учета индивидуальности сотрудников. Т.е. администрирование предполагает отношение к сотруднику не как к индивидуальности, а как к одному из ресурсов, необходимых для достижения поставленных перед организацией целей. Менеджмент же, напротив, предполагает учет индивидуальных особенностей сотрудников.
Предметами изучения науки менеджмента являются:
1) законы, принципы и методы построения
и функционирования
2) законы и принципы, лежащие
в основе деятельности
3) сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;
4) личностные (физиологические,
5) отношения, складывающиеся
Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:
В науке менеджмента, так же как и в любой другой науке, можно выделить теоретическую и практическую (или прикладную) части. Целью теоретических изысканий является накопление, изучение и обобщение опыта практических исследований с целью выработки и распространения обобщенных рекомендаций, позволяющих руководителю повышать эффективность деятельности возглавляемой им организации. Целью прикладных исследований является совершенствование управления конкретной организацией на основе достижений теории менеджмента и возможностей самой организации.
Методологической основой
Основными видами работ в процессе прикладных исследований можно являются: сбор и обработка информации и моделирование деятельности объекта исследования.
Основными методами сбора информации являются:
Выделяют два типа эксперимента: активный и пассивный. Если пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных, то активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций. Наиболее эффективен пассивный эксперимент, поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности различных служб предприятия, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности организации. Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места в управлении предприятием, но, во-первых, его проведение требует высокой квалификации исследователей и, соответственно, высоких затрат, а, во-вторых, проведение таких экспериментов может негативно сказаться на результатах работы организации.
Анкетирование и тестирование наиболее эффективно использовать при изучении отдельных аспектов деятельности предприятия. Они не требуют больших финансовых затрат и являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия. В отличии от анкетирования и тестирования интервьюирование требует личного контакта с работниками предприятия и, как правило, используется только для получения какой-либо дополнительной информации.
В моделировании деятельности объекта исследования могут использоваться как логические, так и экономико-математические модели.
В настоящее время в
В приведенном выше определении под целью понимается некоторый результат (или их совокупность), ради достижения которого элементы связываются в единое целое.
Любая система характеризуется своей величиной и сложностью.
Величина определяется:
Сложность системы - понятие более многогранное, чем величина. Любая сложная система - это большая система, но не наоборот. В настоящее время не определено само понятие "сложность системы". Поэтому можно говорить только о сравнительной сложности систем по какому-либо критерию [8]. Примерами таких критериев могут быть следующими:
1. Невозможность математического описания поведения системы. Под математическим описанием здесь понимается наличие алгоритма, позволяющего выяснить значение параметров системы в зависимости от значений параметров каких-либо воздействий на систему. С этой точки зрения любая рукотворная система является простой. Ведь даже поведение космического корабля легко описывается строго формализованными законами Ньютона и уравнениями классической механики. С этой же точки зрения любая биологическая система является бесконечно сложной, поскольку невозможно представить себе формализованный аппарат описывающий поведение пчелы или муравья. Несколько более слабым критерием сложности является стохастичность (или вероятностный характер) поведения сложной системы. Т.е. сложной является система, поведение которой можно описать только вероятностными показателями. Причем зачастую это связано не с источником каких-либо случайных помех в системе, а с многообразием протекающих в ней процессов. И поскольку далеко не все эти процессы и их результаты могут быть учтены, то возникает эффект вероятностной предсказуемости поведения системы, что и определяет ее сложность.
2. Невоспроизводимость
3. Отторжимость внешних