Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:48, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент"
На практике предприятие может
реализовывать несколько
Само предприятие представляет собой сложную систему, в составе которой можно выделить управляемую и управляющую подсистемы, взаимодействие которых представлено на рис. 1.5. Важным моментом является то, что управляющая подсистема (система управления) является частью предприятия, осуществляющей воздействие на все предприятие в целом.
Основным содержанием системы управления предприятием (см. рис. 1.6.) является механизм управления, состоящий из:
Механизм управления облекается в форму организации управления, которая состоит из:
Поскольку система управления - это сложная система, то необходимо говорить о её динамике, которая выражается в:
Управление предприятием должно строится на основе совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов управления, под которыми понимаются [1] фундаментальные истины (или то, что считается истинами в настоящее время), объясняющие связь между двумя или более комплексами переменных величин.
Первичной, определяющей частью системы управления организацией являются функции управления, которые в совокупности с методами управления определяют хозяйственный механизм системы управления. Под функцией управления понимается вид деятельности, выделяемый на основе разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления [6]. Именно в функциях раскрывается содержание управления как процесса.
Важное место в системе
Использование системного подхода
при анализе социально-
Иначе можно сказать [7], что системный подход состоит в том, что при исследовании экономического объекта определяются и учитываются как внешние (макроподход) так и внутренние (микроподход) связи данного объекта.
Хотя необходимость
Основные
понятия, включенные в систему тренинг-тестирования
принципы менеджмента; разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность пребывания в должности; инициатива; корпоративный дух; разнообразие; принцип необходимого разнообразия; принцип оптимальности Беллмана; современные принципы менеджмента.
Принципы менеджмента - это фундаментальные истины (или то, что считается истиной в настоящий момент), на которых строится система управления в целом или отдельные ее части [1].
Впервые принципы менеджмента были сформулированы Гаррингтоном Эмерсоном в книге “Двенадцать принципов управления” в 1912 году. Этими принципами были:
1) отчетливо поставленные идеалы или цели;
2) здравый смысл;
3) использование компетентных
4) дисциплины;
5) справедливое отношение к
6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
7) диспетчеризация;
8) наличие норм и расписаний;
9) нормализация условий труда;
10) нормирование производственных и управленческих операций;
11) наличие стандартных
12) вознаграждение за
Помимо этих принципов Эмерсон
сформулировал следующие положе
1) подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность начальника;
2) начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;
3) каждая высшая ступень
4) каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире.
В 1914 году свои принципы управления сформулировал яркий представитель европейской классической школы управления Анри Файоль в книге ”Общее и промышленное управление”. Этими принципами являются:
1. Разделение труда. В то время уже никем не оспаривалось положение, что разделение труда производственного персонала ведет к эффективности использования рабочей силы. По аналогии А. Файоль утверждал, что это положение справедливо и для управленческого труда.
2. Власть и ответственность. Они взаимосвязаны между собой, причем ответственность является следствием и естественным продолжением власти. Сама власть может быть официальной, основанной на занимаемой административной должности, или неофициальной, основанной на авторитете личности. Но ни одна из них немыслима без ответственности, которая требует от руководителя определенного мужества. Боязнь ответственности может парализовать инициативу и служить препятствием реализации власти.
3. Дисциплина, под которой подразумевается, прежде всего, повиновение и соблюдение определенных соглашений между работником и руководителем.
4. Единоначалие, т.е. работник должен получать приказания только от одного начальника.
5. Единство руководства. Это означает, что каждая совокупность видов деятельности, направленных на достижение одной цели, должны иметь одного руководителя и один план.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Если между двумя сотрудниками возникают разногласия, то организация должна примирить их, защищая при этом собственные интересы.
7. Вознаграждение. Количество и методы оплаты труда должны быть справедливыми и предоставлять сотрудникам максимальную возможность удовлетворит свои потребности.
8. Централизация, т.е. в любой организации должен быть управляющий центр.
9. Скалярная цепь - это цепь начальников от высшего уровня до низшего, посредством которой реализуется власть. Количество звеньев этой цепи должно определяться из интересов дела.
10. Порядок, т.е. каждый работник должен иметь свое рабочее место и находиться на этом месте.
11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со стороны администрации.
12. Стабильность пребывания в должности. Работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне, а излишняя текучесть кадров является причиной и следствием плохого управления.
13. Инициатива. Поскольку любой мыслящий человек получает удовлетворение от обдумывания и реализации планов, то администрация должна предоставлять работникам такую возможность.
14. Корпоративный дух. Гармония между персоналом является огромной силой организации.
В 1912 году российскими предпринимателями [2] было сформулировано семь принципов российского бизнеса:
1. Уважай власть. Власть и порядок
- необходимое условие для
2. Будь честен и правдив.
3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
4. Люби и уважай человека. Любовь
и уважение к человеку труда
со стороны предпринимателя
5. Будь верен своему слову. ”Единожды солгавший, кто тебе поверит!” Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют предпринимателю.
6. Живи по средствам. Не
7. Будь целеустремленным. Предприниматель
всегда должен иметь перед
собой ясную цель. Служение “двум
господам” противоестественно. В
стремлении достичь заветной
цели нельзя переходить грань
дозволенного. Никакая цель не
должна затмить моральные
Развитие кибернетики
Разнообразие - это количественная характеристика системы, определяемая соотношением:
где u - число возможных различных состояний системы.
Согласно принципа необходимого разнообразия, разнообразие управляющей системы должно быть не меньше, чем разнообразие управляемого объекта. При управлении социально-экономическими системами реализация этого принципа требует построения системы управления не менее сложной, чем управляемый объект. Достигаться это может за счет:
Принцип оптимальности Беллмана, названный в честь американского математика Р.Беллмана, гласит, что результат многоэтапного процесса может быть оптимальным только в том случае, если оптимальным является результат каждого этапа.
В компании IBM работает около 400 тыс. служащих, обеспечивающих годовой объем продаж более 500 млрд. долларов.
В основе ее деятельности лежит всего три принципа управления [9], сформулированных в 1914 году основателем IBM Томасом Дж. Уотсоном-старшим. Эти принципы довольно просты и вполне доступны для понимания всех сотрудников.
1. Каждый человек заслуживает уважения.
2. Каждый покупатель имеет право на наилучшее, из возможных, обслуживание.
3. Добиваться совершенства во всем.
Для того, чтобы эти принципы играли свою роль стержня фирменной культуры, они должны ясно осознаваться всеми сотрудниками и, прежде всего, управленческим персоналом. Для внедрения их с сознание сотрудников IBM использует собрания, совещания, внутренние публикации и наглядную агитацию. Однако наиболее важным является демонстрация руководством компании верности этим принципам путем собственных дел и поступков по отношению к персоналу компании и ее клиентам.