Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:48, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент"
В основу классификации систем может быть положена природа их элементов и характер связей между ними. Такой подход лежал в основе классификации составляющих окружающего мира, предложенной Фомой Аквинским еще в 13 столетии. Он выделял вещи:
В работе Питирима Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество." [10] предлагаются все элементы окружающего нас мира и взаимодействия между ними разделить на три основных вида (см. рис. 1.2):
1) неорганические элементы, вступающие
между собой в физико-
2) живые, органические элементы, вступающие между собой в биологические взаимодействия и образующие класс биологических систем;
3) элементы, наделенные сознанием,
вступающие между собой в
Под психическими взаимодействиями понимается обмен идеями, чувствами и волевыми устремлениями, а элементами, обладающими сознанием являются люди и высшие животные. Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы являются социально-экономическими.
Примером сложной социально-
Любое предприятие функционирует во внешней среде, которую можно разделить на [1,4]:
Экономическая внешняя среда включает:
Технологическая внешняя среда представляет собой существующие в обществе знания в отношении изделий, их дизайна и технологии изготовления. При этом под изделиями понимаются также информация и услуги. Значение этой среды огромно не только при создании изделий, но и при управленческих инновациях.
Политическая внешняя среда включает в себя:
Социальная внешняя среда включает:
Этическая внешняя среда включает в себя нормы личностного и межличностного поведения людей в названных регионах.
Основным связующим звеном предприятия с внешней средой являются его цели, которые можно разделить (рис. 1.3):
1) по отношению к предприятию - на внешние и внутренние;
2) по глобальности и срокам действия - на стратегические, тактические и оперативные.
Внешние цели - это те, достижение которых позволяет организации изменить внешнюю среду, а внутренние цели - это те, достижение которых позволяет организации развиваться самой. Разумеется, достижение и тех и других целей взаимосвязано, т.е. невозможно пытаться достичь какой-либо внутренней цели без достижения внешней и наоборот.
Среди множества внешних целей можно выделить одну главную цель, которая остается неизменной в течении всего времени существования предприятия, и которая называется его миссией. Что касается внутренних целей, то они будут различными в зависимости от рода деятельности организации:
Миссия - это констатация внутренней философии организации, определяющей духовные ценности и принципы, в соответствии с которыми она осуществляет свою деятельность. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе нечто, что делает ее в своем роде уникальной, характеризующей именно ту организацию, для которой она была выработана.
Для самой организации наличие и грамотная формулировка миссии важны по следующим причинам.
1) миссия дает субъектам внешней
среды общее представление об
организации, формирует и закре
2) любой человек, в том числе
и руководитель, при принятии
решений исходит из
3) через миссию до персонала
доводятся ценности и принципы,
лежащие в основе построения
и функционирования
Если миссия задает общие ориентиры деятельности организации, то конкретные состояния, к которым она стремится, фиксируются в виде ее целей, которые как было отмечено ранее, можно разделить на стратегические, тактические и оперативные. При этом следует иметь ввиду динамичный характер целей, т.е. по мере появления новых стратегических целей старая стратегическая цель постепенно превращается в тактическую, а затем - в оперативную.
Основными требованиями, которым должны
удовлетворять правильно
1) цели должны быть реально достижимыми;
2) цели должны быть гибкими,
т.е. должна существовать
3) цели должны быть измеримыми;
4) цели должны быть совместимыми,
т.е. стратегические цели
5) цели должны быть приемлемыми
для основных субъектов,
В любой достаточно крупной организации складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня (стратегических и тактических) в цели более низкого уровня (тактические и оперативные). Такая иерархия играет очень важную роль, так как, во многом, она определяет структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений и конкретных людей на достижение стратегических целей, для достижения которых вырабатываются стратегии, т.е. способы достижения целей. Определение общей стратегии организации во многом определяется той ситуацией, в которой она находится. Вместе с тем, существуют общие, (эталонные) стратегии, которые можно разделить на четыре группы (см. рис. 1.4.)
Первую группу эталонных стратегий составляют стратегии концентрированного роста, которые связаны с развитием продукта и (или) рынка. Конкретными стратегиями этой группы являются:
Вторую группу эталонных стратегий составляют стратегии, предполагающие расширение предприятия путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Выделяются два основных типа этой группы стратегий:
Стратегии как концентрированного, так и интегрированного роста могут осуществляться в интенсивной и ограниченной формах.
Интенсивный рост представляет собой стремление к постоянному значительному увеличению значений показателей, отражающих уровень развития предприятия. Применяться такая стратегия может в том случае, если предприятие работает в быстро развивающейся отрасли, может предложить потребителям принципиально новое изделие, способное изменить сущность продукции отрасли; наиболее наглядным примером здесь может являться выпуск персональных компьютеров. При выборе данной стратегии следует иметь в виду, что быстрый краткосрочный рост требует затем постоянных усилий и вложения средств для поддержания завоеванных позиций. И если у предприятия нет таких средств, то "краткосрочный рост может смениться долгосрочным разорением" [5, стр. 286].
Стратегия ограниченного роста представляет собой постоянное, незначительное увеличение показателей деятельности предприятия, позволяющее ему сохранить свои позиции на имеющихся рынках. Этой стратегии придерживается большинство предприятий, удовлетворенных своим положением и работающих в зрелых отраслях. Такая стратегия представляет собой наиболее легкий и удобный способ достижения целей и наименее рискованный вид деятельности.
Третья группа эталонных стратегий - это стратегии диверсифицированного роста, которые выбираются в том случае, если предприятие дальше не может развиваться либо на данном рынке, либо с данным продуктом, либо в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются:
Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения, которые реализуются в том случае, если предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности при спадах и кардинальных изменениях в экономике. Выделяются четыре типа данных стратегий: