Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:48, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент"
В качестве современных принципов
менеджмента можно
1. Ориентация на достижение
2. Быть всегда лицом к потребителю. Это означает:
3. Самостоятельность и предприимчивость, которая базируется на культивировании в организации:
4. Производительность, базирующаяся на:
5. Связь с жизнью, которая опирается на:
6. Верность своему делу, которая формируется на основе:
7. Простота структуры и скромный штат управления. Это достигается за счет:
8. Свобода и жесткость
Основные
понятия, включенные в систему тренинг-
процесс управления; прогнозирование; планирование; организация; координация; стимулирование; учет и контроль; анализ; технология процесса управления; операция; последовательный метод; параллельный метод; параллельно-последовательный метод; процедура; повторяющиеся процедуры; неповторяющиеся процедуры; информационные процедуры; логико-мыслительные процедуры; организационные процедуры; функция менеджмента; общие функции управления; конкретные функции управления.
Процесс управления представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
Процесс управления можно рассматривать с различных точек зрения:
1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления;
3) с модельной, используя
4) с критериальной, анализируя
преемственность и
При анализе процесса управления с любой точки зрения следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер. Процесс управления начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с исчезновением этих взаимосвязей.
С содержательной точки зрения в процессе управления можно выделить следующие этапы (см. рис. 3.1): прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.
Прогнозирование представляет собой процесс исследования, направленный на выяснение тенденций развития предприятия и его внешней среды.
Планирование - это процесс разработки планов деятельности и развития предприятия. План, в свою очередь, представляет собой систему, включающую:
1) цели деятельности или
2) описание этапов и способов достижения целей;
3) расчет требуемых для достижени
4) показатели, по значению которых
можно судить о степени
Организация - это процесс расстановки в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определение способов их интеграции и взаимодействия.
Координация - это регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели.
Стимулирование представляет собой совокупность действий субъекта управления, побуждающих людей делать то, что считает нужным субъект.
Учет и контроль представляют собой фиксацию на каком-либо информационном носителе значений показателей, по которым можно судить о степени достижения цели, о состоянии субъекта и объекта управления и о состоянии внешней среды.
Анализ - это сравнение результатов учета и контроля с запланированными значениями контролируемых показателей.
С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов (см. рис. 3.2):
1) сбор первичной (начальной) информации;
2) ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе;
3) логическая и математическая
обработка первичной
4) предоставление синтетической
информации субъекту
5) если субъект управления
6) принятие субъектом
7) документальное оформление
8) архивизация документов;
9) доведение решения до
После этого исполнители совершают
определенные действия, что ведет
к изменению состояния
Технология процесса управления представляет собой порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Если технология процесса управления оформляется документально, то это представляет собой документ, в котором указывается:
1) что должно быть сделано;
2) когда это должно быть сделано;
3) кто это должен делать;
4) какие ресурсы для этого необходимы;
5) по какой методике это должно быть сделано;
6) где это должно быть сделано;
7) как должен быть оформлен результат.
Именно с помощью технологии каждый из этапов процесса управления может быть расчленен на различные операции и процедуры.
Операция является первичным (или минимальным) элементом процесса управления. И под операцией понимается законченное действие, выполняемое вручную или с помощью технических средств и направленное на достижение поставленной цели. В настоящее время выделяют три основных метода сочетания операций друг с другом (см. рис. 3.3):
1) последовательный, когда каждая последующая операция начинается только после завершения предыдущей (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это передача какого-либо распоряжения с выше стоящего уровня управления на ниже стоящие);
2) параллельный, когда различные операции могут выполняться одновременно несколькими исполнителями (примером такого сочетания операций может являться составление балансового отчета предприятия) ;
3) параллельно-последовательный, предусматривающий частичное совмещение операций во времени и пространстве (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это разработка бизнес-плана предприятия.
Совокупность (или группа) логически взаимосвязанных и приводящих к решению какой-либо задачи операций представляет собой процедуру. Процедуры могу быть как формальными, т.е. закрепленными в каких-либо нормативных актах, так и неформальными. Примером формальной процедуры может являться прием на работу нового сотрудника, а пример неформальной процедуры - проведение переговоров с партнера-ми по бизнесу.
Классифицировать операции и процедуры можно по различным критериям.
Под функцией менеджмента (управления) понимается вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления [7, стр.61]. Именно функции управления являются основой для проектирования организационной структуры и разработки технологии процесса управления.
В настоящее время вопрос о классификации функций управления остается открытым, более того открытым остается вопрос о тех признаках, по которым можно проводить эту классификацию. И это не удивительно, поскольку