Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:54, курс лекций
1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды. ' Спрос величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса или объема спроса, и изменение характера спроса.
20. Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения. 24
Любой инновационный проект содержит
определенную степень риска. Проект
может оказаться нереализованным, неэффективным
или менее эффективным, чем намечалось.
Причины неудачи проекта могут носить
внешний (неадекватная реакция рынка, действия конкурентов)
или внутренний характер (ошибки при определении
исходных характеристик проекта в ходе
его оценки и отбора или в процессе реализации).
Как показывают исследования, для разных
отраслей, разных типов нововведений характерно
то, что вероятность успеха на рынке ниже,
чем вероятность собственно технического
успеха нововведения. Рыночный успех зависит
не только от научно-технического достижения,
но и от эффективности маркетинговой деятельности,
конкурентных позиций фирмы на рынке.
Все риски, связанные с рыночным "провалом"
нового продукта, можно свести к пяти взаимосвязанным
группам: рыночные риски - изменение конъюнктуры
рынка для продукции или услуг данного
проекта (изменение спроса и предложения);
стратегические риски - недостаточная
степень точности оценки ресурсов или
затрат, уровня инфляции и др.; экологические
риски - непредвиденное законодательное
ужесточение экологических нормативов
в процессе реализации проекта или недостаточная
степень учета природоохранных требований;
технологические риски - недостаточная
степень точности анализа надежности
используемых в проекте технологий; политические
риски - изменение политики государственного
регулирования в части налогообложения,
амортизации; возникновение политической
нестабильности или форс-мажорных обстоятельств.
21.Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры: Государственное регулирование инновационной деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным, с применением экономических рычагов и стимулов.
Основные направления государственного
регулирования: 1. Создание специальных
структур, проводящих политику в данной сфере. 2. Выделение
из государственного бюджета средств
на финансирование инновационной деятельности.
3. Инвентаризация, стоимостная оценка,
учет и введение в хозяйственный оборот
прав на результаты научно-
технической деятельности, полученные
при выполнении научно- исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ. 4. Осуществление амортизационной
и налоговой политики,
направленной на стимулирование инновационной
деятельности. 5. Информационное обеспечение
инновационной деятельности.
22. Показатели эффективности бизнес-плана: чистый приведенный доход, индекс прибыльности.49
Чистый приведенный доход - превышение g интегральных результатов
над интегральными затратами. Определяется
как сумма текущих эффектов за весь расчетный
период, приведенная к начальному шагу.
Если ЧПД инвестиционного проекта положителен,
то проект является эффективным (при данной
норме дисконта), и может рассматриваться
вопрос о его принятии. Чем больше ЧПД,
тем эффективнее проект. Если инвестиционный
проект будет осуществлен при отрицательном
ЧПД инвестор понесет убытки (проект неэффективен).
Индекс прибыльности - представляет собой
отношение суммы приведенных эффектов
к величине капитальных вложений. Индекс
доходности строится из тех же элементов,
что и ЧПД. Если ЧПД положителен, то ИП
> 1 и наоборот.
23. Показатели эффективности бизнес-плана: внутренняя норма доходности, период окупаемости.50
Внутренняя норма доходности представляет собой ту норму дисконта, при которой значение приведенных эффектов равно приведенным капитальным вложениям. Расчет ЧПД инвестиционного проекта показывает, является ли он эффективным при некоторой заданной норме дисконта; ВИД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Срок окупаемости - минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным, т.е. это период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости рекомендуется определять с оценкой дисконтирования.
Ни один из вышеперечисленных критериев сам по себе не является достаточным для принятия решения о реализации или отклонении проекта.
Решение об инвестировании средств в
проект должно приниматься с учетом значений
всех перечисленных критериев и интересов всех участников
инвестиционного проекта. Важную роль
в этом решении должны играть структура
и распределение во времени капитала,
привлекаемого для осуществления проекта,
а также другие факторы, некоторые из которых
поддаются только содержательному (а не
математическому) учету.
24. Характеристика рисков
в бизнес-планировании
Риск - событие, которое может случиться или не случиться. Если такое событие произойдет, то у предприятия возможны три экономических результата: отрицательный - потеря части ресурсов предприятия, недополучение доходов или появление дополнительных расходов; положительный - увеличение прибыли, сокращение расходов или выгода; нулевой - не оказывает влияния на финансово-хозяйственные результаты.
В целях нейтрализации отрицательного воздействия рисков на эффективность производства при планировании на предприятии проводят их качественный и количественный анализ. Суть качественного анализа состоит в определении факторов риска и видов работ, при выполнении которых он возникает. Количественно размер риска можно установить с помощью статистических, аналитических и других методов. Субъективный метод определения вероятности основан на субъективных оценках экспертов, консультантов или личном опыте предпринимателя, плановика.
Величину риска измеряют двумя показателями: среднее ожидаемое значение - средневзвешенная величина всех возможных результатов, когда вероятность каждого результата считается частотой или весом соответствующего значения; колеблемость ожидаемого значения - степень отклонения ожидаемой величины от среднего значения, которая определяется путем расчета дисперсии и среднего квадратического отклонения.
Для уменьшения риска и повышения надежности
проекта проводят анализ его чувствительности, т.е. определяют
степень влияния на эффективность (срок
окупаемости вложений капитала, уровень
рентабельности и др.) основных (критических)
факторов. По результатам анализа чувствительности
в процессе планирования предусматривают
также мероприятия, которые уменьшат степень
риска при реализации проекта.
25. Структура бизнес-плана.
Типовая структура бизнес-плана:
26. Состав платежей и налогов, используемых в регулировании ВЭД, их целевое назначение.47
В соответствии с Таможенным кодексом РФ при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются следующие таможенные платежи: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензии; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.
Таможенная пошлина - обязательный взнос,
взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию
Российской Федерации или вывозе товара
с этой территории и являющийся неотъемлемым
условием такого ввоза или вывоза. В РФ
применяются следующие виды ставок пошлин:
адвалорные, начисляемые в процентах к
таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические, начисляемые в установленном
размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные, сочетающие оба названных
вида таможенного обложения. Также могут
применяться сезонные и особые пошлины.
В целях защиты экономических интересов
Российской Федерации к ввозимым товарам
могут временно применяться особые виды
пошлин: специальные пошлины, которые
применяются в качестве защитной меры,
если товары ввозятся в Россию в количествах
и на условиях, наносящих или угрожающих
нанести ущерб отечественным производителям
подобных товаров; антидемпинговые пошлины;
компенсационные пошлины применяются
в случаях ввоза товаров, при производстве
или вывозе которых прямо или косвенно
использовались субсидии.
27. Таможенный режим как инструмент экономического регулирования экспорт-ТЛГ-импортных потоков товаров. Классификация таможенных режимов.
Обеспечение таможенных режимов нами рассматривается в качестве одной из функций таможенных органов. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством, и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим. В узкоспециальном значении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов: 1) основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит; 2) экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад); 3) завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства; 4) специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.
28.Виды связей в детерминированных факторных моделях: аддитивные, мультипликативные, комбинированные.
В факторном анализе различают модели детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные). С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами).
При моделировании детерминированных факторных систем необходимо выполнять ряд требований. 1. Факторы, которые включаются в модель, и сами модели должны иметь определенно выраженный характер, реально существовать, а не быть придуманными абстрактными величинами или явлениями. 2. Факторы, которые входят в систему, должны быть не только необходимыми элементами формулы, но и находиться в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями. 3. Все показатели факторной модели должны быть количественно измеримыми, т.е. должны иметь единицу измерения и необходимую информационную обеспеченность. 4. Факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов, это значит, что в ней должна учитываться соразмерность изменений результативного и факторных показателей, а сумма влияния отдельных факторов должна равняться общему приросту результативного показателя.
В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей. 1. Аддитивные модели. Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей. 2. Мультипликативные модели. Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов. 3. Смешанные (комбинированные) модели - это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.
29. Способы выявления влияния факторов на изменения результативного показателя.52
Важное значение имеет анализ факторов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К факторам, определяющим успех предприятий торговли и сферы услуг, относятся: контроль за конкурентами, ориентация на запросы клиентов, учет конъюнктуры рынка, сплоченность сотрудников, четкое определение целей и системы ценностей, учет личностных особенностей и привычек работников, их личная заинтересованность в результатах труда, маркетинг, -продвижение на рынок социально значимых, престижных товаров и услуг.