Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:54, курс лекций
1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды. ' Спрос величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса или объема спроса, и изменение характера спроса.
28. Качество и
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного товарного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции является главным фактором успеха. Увеличение производства высококачественных изделий в конечном итоге приводит к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках. Руководителям современных отечественных предприятий необходимо более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
В общей совокупности показателей качества
продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие
ее свойства, а также обобщающие показатели,
выражающие уровень ее качества. Обобщающие
показатели характеризуют качество выпускаемой
продукции независимо от ее вида и назначения.
Единичные и комплексные показатели качества
применяются для определения конкретных
заданий по улучшению качества с учетом
особенностей выпускаемых видов продукции
и характера ее производства. Они используются
в работе конструкторов и технологов при
создании и освоении новых и модернизации
ранее освоенных изделий, при техническом
контроле их производства и в других
целях.
29. Рентабельность. Сущность, основные пути ее повышения.
Результативность деятельности
предприятия в финансовом смысле характеризуется
показателями прибыли и рентабельности.
Эти показатели как бы подводят итог деятельности
предприятия за отчетный период; они зависят
от многих факторов: объем проданной продукции,
затратоемкость, организация производства
и др. В числе ключевых факторов - уровень
и структура затрат (издержек производства
и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного
управления финансами в этом блоке может
выполняться оценка целесообразности
затрат, их динамика, структурные изменения,
а основные показатели - уровень издержек
производства (обращения) и абсолютная
и относительная экономия (перерасходы)
издержек. Показатели рентабельности
- это выражаемые в процентах относительные
показатели, в которых прибыль сопоставляется
с некоторой базой, характеризующей предприятие
с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный
доход в виде выручки, полученной от контрагентов
в ходе текущей деятельности. Поэтому
известны две группы показателей рентабельности:
рентабельность инвестиций (капитала)
и рентабельность продаж. Рентабельность
инвестиций может рассчитываться с позиции
интересов различных групп: собственники,
инвесторы, предприятие и др. Наиболее
распространенным финансовым индикатором
оценки целесообразности инвестиций с
позиции собственников предприятия является
показатель рентабельности собственного
капитала. Рассмотренные показатели дополняются
коэффициентами рентабельности продаж.
Возможны различные алгоритмы их исчисления
в зависимости от того, какой из показателей
прибыли заложен в основу расчетов, однако
чаще всего используются валовая, операционная
(прибыль до вычета процентов и налогов)
или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают
три показателя рентабельности продаж:
а) норма валовой прибыли, или валовая
рентабельность реализованной продукции;
б) норма операционной прибыли, или операционная
рентабельность реализованной продукции;
в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность
реализованной продукции. Поскольку значения
показателей рентабельности ощутимо варьируют
по отраслям, регионам, отдельным хозяйствующим
субъектам, суждение об эффективности
работы данного предприятия можно сделать
путем сравнения полученных результатов
со среднеотраслевыми.
1. Использование СВОТ-анализа в стратегическом менеджменте.
Анализ внешней среды фирмы осуществляется с целью: выявления в ее потенциале силы (S); выявления в ее потенциале слабости (W); установления возможностей, предоставляемых организации ее внешней средой (О); выявления угроз для фирмы со стороны внешней среды (Т).
После составления списка сильных и слабых сторон потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды между ними устанавливаются связи.
Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице, которая строится на двух векторах: состоянии внешней среды и состоянии внутренней среды. Складываются следующие группы ситуаций:
поле SO - "сила - возможности". Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование предоставившихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это может вылиться в соответствующую стратегию их использования;
поле ST - "сила - угрозы". Фиксируются те слабые стороны организации, которые не дают ' шанса использовать предоставившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии по развитию потенциала;
поле WT - "слабость - угрозы".
Наихудшее сочетание для организации, требующее
особого внимания. Снижение угроз
возможно лишь посредством разработки
стратегий развития потенциала;
поле WO - "слабость - возможности". руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.
2. Формирование миссии и стратегических целей организации.
С учетом результатов, полученных в ходе проведения анализа внешней среды, определяется миссия предприятия. Миссии придается статус «задания» для проведения анализа внутренней среды. Под миссией, в самом общем виде, принято понимать основной, четко выраженный ориентир существования организации, ее стратегическое устремление. Миссия не является какой-либо конкретной программой, увязанной по срокам, ресурсам и исполнителям. Она дает субъектам внешней среды общее представление о том, что это за организация, к чему она стремится, способствуя при этом формированию внутреннего единства. Формулируя свои стратегические ориентиры в форме миссии, организация тем самым не только доводит до общества цели и направления своего развития, но и позволяет людям, работающим в ней, придать определенную осмысленность и принципиальное значение их текущим действиям с перспективной точки зрения. Другими словами, формирование миссии является тем своеобразным средством коммуникации, которое может дать представление обществу о ценностях, которые разделяют и которыми обладают окружающие нас те или иные экономические субъекты. Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е., говоря иначе, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
По установившемуся мнению,
существует два типа целей с той точки зрения,
какой период времени требуется для их
достижения. Это долгосрочные и краткосрочные
цели. В зависимости от специфики отрасли,
особенностей состояния среды, характера
и содержания миссии в каждой организации
устанавливаются свои собственные цели,
особенные как по набору параметров организации
(желательное состояние которых выступает
в виде общих целей организации), так и
по количественной оценке этих параметров.
Одними из самых важных целей для стратегического
управления являются цели роста организации.
Данные цели отражают соотношение темпа
изменения объема продаж и прибыли организации,
темпа изменения объема продаж и прибыли
по отрасли в целом.
3. Графическое моделирование в стратегическом управлении. Построение дерева целей организации.
Деревом целей называется древообразная ветвящаяся структура разбиения
целей по понижающимся уровням. Дерево
целей строится поэтапно, сверху вниз,
путем последовательного перехода от
более высокого уровня к более низкому,
смежному уровню. Первый уровень - уровень
системы. Второй уровень -уровень подсистем,
выделенных по одному и тому же признаку,
и т.д. В основе дерева целей лежит согласование
целей между собой. Конкретизация целей
сверху вниз должна расти: чем выше уровень,
тем качественнее формулируется цель.
В любой системе согласно общей теории
управления существует иерархия целей
и критериев эффективности ее функционирования.
Не составляет исключения в этом смысле
и образуемая система понятий, т.е. система
«Цели - Средства». Содержательное описание
и матричное представление системы «Цели
- Средства» должно включать приоритеты
отдельных элементов или критериев, в
соответствии с которыми в ходе исследования
может быть произведено выделение приоритетных
элементов, а также достаточно полную
информацию об используемых в процессе
функционирования ресурсах, затратах
и т.д. Важно, чтобы описание системы содержало
связи между паросочетаниями элементов.
В целом содержательное описание исследуемой
системы должно строиться на основе взаимосвязанной
совокупности показателей, которые устанавливают
зависимости между элементами самого
верхнего и самого нижнего уровней (например,
цели и затраты). Метод структуризации
дает возможность даже при проведении
чисто качественного анализа получить
новые идеи, раскрыть новые возможности
решения исследуемой проблемы на разных
уровнях управления.
4. Цели и задачи стратегического менеджмента
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса: В каком положении предприятие находится в настоящее время? В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет? Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры
должны хорошо понимать текущую ситуацию,
в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться
дальше. А для этого необходима информационная
основа, обеспечивающая процесс принятия
стратегических решений соответствующими
данными для анализа прошлых, настоящих
и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает
такую важную особенность стратегического
менеджмента, как его ориентация на будущее.
Для ответа на него необходимо четко определить,
к чему стремиться, какие цели ставить.
Третий вопрос стратегического менеджмента
связан с реализацией выбранной стратегии,
в ходе которой может происходить корректировка
двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими
или ограничениями данного этапа являются
имеющиеся или доступные ресурсы, система
управления, организационная структура
и персонал, который будет реализовывать
выбранную стратегию. По своему предметному
содержанию стратегический менеджмент
обращается лишь к основным, базисным
процессам на предприятии и за его пределами,
уделяя внимание не столько наличным ресурсам
и процессам, сколько возможностям наращивания
стратегического потенциала предприятия.
В основе стратегического менеджмента
лежат стратегические решения. Стратегические
решения - это управленческие решения,
которые: 1) ориентированы на будущее и
закладывают основу для принятия оперативных
управленческих решений; 2) сопряжены со
значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые
внешние факторы, воздействующие на
предприятие; 3) связаны с вовлечением
значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно
серьезные, долгосрочные последствия
для предприятия.