Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:54, курс лекций
1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды. ' Спрос величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса или объема спроса, и изменение характера спроса.
5. Классификации и типы стратегий.
Под стратегией в менеджменте понимается общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решаются стоящие перед ним проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия ее деятельности и развития. В развитие стратегии на среднем и низовом уровне управления разрабатывается тактика (краткосрочная стратегия). Тактика - это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств. В стратегию входят следующие элементы: 1) система целей — это миссия, общеорганизационные и специфические цели; 2) приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов; 3) правила осуществления управленческих действий, например, порядок составления и утверждения планов, контроля, оценки работы и т. п.; 4) предположение о развитии ключевых факторов внешней среды; 5) представление о деятельности конкурентов; 6) внутренние и внешние ограничения; 7) курс действий; 8) программа действий; 9) ресурсы; 10) ситуационные стратегии; 11) финансовый план.
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них - генеральная стратегия, отражающая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства. Основными рабочими стратегиями являются функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным относятся: стратегия маркетинга, стратегия производства, стратегия НИОКР, финансовая стратегия и др. Собственные стратегии существуют и у основных подразделений, входящих в фирмы.
KJ —
6. Использование экспертных оценок в системном анализе.12
Экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности, например, в социологии, психологии. Они относятся к субъективным методам. Субъективное не всегда синоним неправильного или неэффективного;
Основные условия применения экспертных методов:
7. Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы -это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления - техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.
В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.
8.Модель и метод. Моделирование и
его роль в принятии управленческого решения. Основные проблемы моделирования. 3
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: 1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение; 2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт; 3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения.
В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и
интерпретируется на различных уровнях
(индивидуальном или организационном),
выделяют четыре модели принятия решений:
модель "личностно ограниченной рациональности"
(удовлетворённость индивида); рациональная
модель (организационная максимизация); политическая модель (индивидуальная максимизация); модель
«организационно ограниченной
рациональности» (удовлетворённость
организации).
Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы.
Изучение методов и моделей выработки принятия решений является необходимым элементом профессиональной работы руководителя.
9.Сущность и задачи процесса принятия решений.
Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений —• это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации: выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть/известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения. Выбор решения осуществляется на основе отбора и преобразования информации; определения целей, анализа ситуации; возложение ответственности за принятие решения.
10. Управленческий контроль как одна из функций управления. Формы контроля реализации решения.
Контроль представляет собой процесс,
обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. Процесс контроля
состоит из установки стандартов, измерения
фактически достигнутых результатов и
проведения корректировок а том случае, если достигнутые
результаты существенно отличаются от
установленных стандартов. Необходимость
контроля обусловлена следующим. 1. Контроль
уменьшает неопределенность, характерную
для изменчивой внешней среды организации.
2. Контроль предупреждает о возникновении
кризисных ситуаций. 3. Контроль поддерживает
сильные стороны организации. Выделяют
три основных вида контроля: предварительный,
текущий и заключительный. По форме осуществления
все эти виды контроля схожи, так как имеют
одну и ту же цель: способствовать тому,
чтобы фактически получаемые результаты
были как можно ближе к заданным. Различие
состоит только во времени осуществления.
Контроль управленческих решений может
осуществляться в двух вариантах: по результатам
и по упреждению. Контроль по результатам
осуществляется на базе организационной,
технической, экономической, финансовой
и другой документации. Оценивается отклонение
фактического результата от планового,
зафиксированного в соответствующих документах.
Контроль по упреждению осуществляется
на базе норм, стандартов и правил до начала
или в процессе разработки или реализации
управленческих решений. Он применим к
любой организации и характеризует высокий
профессионализм управленческого ремесла.
11. Квалификация сотрудников, формы ее повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала.
Развитие персонала - это любые мероприятия или процессы, способствующие полному раскрытию потенциала индивидуумов. Профессиональное развитие - процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Развитие способствует повышению результативности и эффективности работы; повышению удовлетворенности самих сотрудников и получаемого ими вознаграждения; улучшению морального климата в коллективе. Развитие персонала представляет процесс, который обеспечивает равные возможности; способствует введению в должность; определяет потребности в развитии; предоставляет возможности обучения.
Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации. Первоначальное обучение - введение в должность; может потребовать много времени (в зависимости от сложности работы и готовности работника). Обучение может проходить в следующих формах: наставничество - способ передачи знаний и навыков от более опытного и компетентного человека менее опытному и компетентному; менторство -воспитание, похожее на наставничество, но отличающееся от него по выбору ментора, он всегда вышестоящий, нелинейный менеджер; перенятое мастерства у более квалифицированного коллеги (планирование действий); группы саморазвития; обучение действием - люди в группе работают самостоятельно, но помогают советами и обмениваются способом решений проблем; специальные задания/проекты - совершенствование рабочих навыков посредством организации работы сотрудников над специальными проектами, которые отслеживаются менеджером; ротация работы (рабочих мест) - поощрение членов команды на приобретение способностей к профессиональному выполнению работы друг друга; «домашние» курсы (на рабочем месте) - передача знаний и навыков группе сотрудников преподавателем/тренером (работающим в организации либо приглашенным); обучение вне рабочего места, в том числе дистанционное; приобретение профессиональной компетентности - работники перечисляют, какими навыками они обладают, а затем определяют, для выполнения какой работы они подходят.