Лекции по «Управление организационными изменениями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:56, курс лекций

Краткое описание

Организационные изменения являются постоянным спутником успешных организаций. Данное положение подтверждается практикой работы менеджеров всех уровней. Источниками изменений являются: ориентация руководителя и команды менеджеров на успех, организационные кризисы и патологии, внешняя среда организации. Научиться успешно управлять организационными изменениями непросто. Необходимы как глубокие знания теории организационных изменений, так и навыки управления персоналом. В предлагаемом конспекте лекций в краткой форме изложена целостная концепция управления организационными изменениями. Он подготовлен по материалам публикаций Г.В. Широковой, Дж. Стюарта, А.Г. Теслинова, И.П. Башкатова, А.А. Колотилина и других, в том числе зарубежных авторов.

Содержание

Введение 5
1 Цели и задачи дисциплины 6
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6
3 Содержание дисциплины
3.1 Основные понятия теории организационных изменений 7
3.2 Внутренние и внешние источники изменений 12
3.2.1 Принципы успеха менеджера 12
3.2.2 Закономерности развития организации 26
3.2.3 Организационные патологии 64
3.2.4 Внешняя среда организации 75
3.3 Основополагающие идеи и принципы управления
организационными изменениями 83
3.3.1 Понятие, сущность, характеристики и история теории
организационных изменений 83
3.3.2 Классификация организационных изменений 88
3.3.3 Сущность, цели и задачи управления изменениями 97
3.3.4 Причины и принципы преодоления сопротивления
организационным изменениям 100
3.3.5 Факторы успешного проведения организационных
изменений 101
3.4 Модели управления организационными изменениями 118
3.4.1 Модель управления организационными изменениями
К. Левина 118
3.4.2 Модель управления организационными изменениями
Л. Грейнера 120
3.4.3 Модель управления организационными изменениями
Б. Хайнингса 123
3.4.4 Теория Е и теория О управления организационными
изменениями 126
3.4.5 Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и
Дж. Келли 128
3.4.6 Модель кривой перемен Дж. Дак 132
3.5 Стратегические типы организационных изменений 143
3.5.1 Реструктуризация управления организацией 143
3.5.2 Реинжиниринг бизнес-процессов 165
3.6 Методы проведения организационных изменений 170
3.6.1 Бенчмаркинг 171
3.6.2 Концепция «Шесть сигм» 179
3.7 Оценка эффективности управления организационными
изменениями 183
Список информационных источников 192

Вложенные файлы: 1 файл

semyaninov_a_v_konspekt_lekcii_po_discipline_upravlenie_orga.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

- всегда возвращать  долги;

- научиться говорить  «нет»(отказывая, завоевывать симпатии);

- изучить законы денег  и учитывать их в своем деле.

Пример 3. Самооценка менеджера:

1. Быть реалистом.

2. Все схватывать на лету и увязывать новые знания со старыми.

3. Руководить и организовывать работу коллектива, быть готовым самому выполнить работу: речь идет, во-первых, о любой работе – вплоть до накрытия стола; и, во-вторых, о необходимости ежедневно и профессионально доказывать свое лидерство.

4. Вы должны быть  достаточно энергичным и жизнерадостным, чтобы объединить первые три  качества для достижения цели.

Выводы:

Вышеперечисленные принципы успеха и приведенные способы их реализации свидетельствуют о следующем:

  1. Принципы успеха «работают».
  2. Успешные личности добиваются высоких результатов, действуя каждый в своей манере; при этом манера(стиль) работы руководителя представляет собой набор конкретных правил его поведения, которые, по его мнению, позволили ему достичь успеха. Эти правила конкретизируют принципы успеха, облегчая выбор действий в конкретной ситуации.
  3. Без изменений невозможно достичь успеха.

 

          3.2.2  Закономерности развития организации

 

К закономерностям развития организации можно отнести следующие  положения:

1.Чтобы выжить, организация  должна развиваться, т.е. изменяться. Организации, тратящие основную  часть своего времени и ресурсов  на поддержание стабильности, вряд  ли будут процветать в сегодняшней изменчивой обстановке. Успешная организация постоянно находится в динамике.

2. Организации ощущают  потребность в росте. Многие  руководители обнаруживают, что  фирма, для того, чтобы оставаться  экономически здоровой, должна расти.  Прекращение роста приводит организацию к застою.

3. Каждая коммерческая  организация, развиваясь, проходит  определенные стадии развития, каждая  из которых завершается кризисом  оста(развития).

4. Источником проблем  в организации могут быть и  организационные патологии.

Модель развития коммерческой организации

 Коммерческие организации  могут постоянно развиваться  в силу наличия объективной  причины(источника развития) – противоречия  между уровнем развития производственных  мощностей в организации и  уровнем развития ее системы управления. Подобная закономерность имела и имеет место в истории государств при смене общественно-экономических формаций(по К. Марксу).

Классическая схема  развития коммерческой организации  была описана в 1972 г. Лэрри Грейнером, профессором школы бизнеса университета Южной Калифорнии. На русский язык статья Л. Грейнера по данному вопросу была переведена в 2002 г.

Согласно модели Грейнера каждая коммерческая организация в своем развитии проходит пять стадий:

- личного энтузиазма;

- регулярного менеджмента;

- делегирования полномочий;

- координации ресурсов;

- корпоративного сотрудничества(данная стадия не обязательно является последней).

Каждая стадия начинается с периода  развития, далее следуют устойчивый рост и стабильность, а заканчивается  кризисом роста(революционным периодом организационных изменений).

   Основной задачей для руководства организации в период кризиса (на каждом революционном этапе) является поиск новых организационных методов, которые станут основой перестройки системы управления организации и основным инструментарием реализации принципов управления в следующем эволюционном периоде.

  Для каждой стадии(эволюционного периода) развития характерна своя революция.

          Стадия личного энтузиазма

Отличительные особенности данной стадии:

- в начале стадии производственные  мощности слабые:

*небольшая численность сотрудников;

*небольшой оборот;

*производится один  продукт, в основном это услуга, но с очень                                                                                                                                                                                   

  размытыми границами;

- потребителем может  быть кто угодно, т.е. любой  заинтересовавшийся услугами компании  «обрабатывается» по полной программе;

- осмысленной и целенаправленной стратегии нет(она целиком основана на интуиции группы энтузиастов);

- управление осуществляется  «по отклонениям»:

*транспорт подвел  – выстраиваем логистику;

*налоговая оштрафовала  – вводим учет и ищем специалиста  по налогам;

*лишние средства появились – думаем, куда их вложить;

- главный двигатель  такого бизнеса – энтузиазм  сотрудников;

- мотивация создается  личным примером и убеждением: «Делай, как я, и у нас будут  златые горы»;

- внутренних стандартов  нет:

*ни по отношению  к продукту;

*ни по отношению  к распределению ответственности  и полномочий;

*ни по отношению  к требованиям к выполнению  проектов или 

  процессов.

Развитие организации  на стадии личного энтузиазма завершается кризисом лидерства.

Предпосылки кризиса:

= рост бизнеса;

= появляется больше  работников, которых трудно отнести  к группе основателей-энтузиастов;

= на наемных работников  все слабее действует стимулирование  личным примером;

= резкий рост отклонений(из-за  расширения бизнеса);

= первые лица организации  перегружены текущей работой;

= цена принимаемых  стратегических решений становится  слишком высокой, чтобы доверять  интуиции.

Кризисные явления:

  • общее развитие начинает пробуксовывать, т.е. обороты еще растут, а норма прибыли неуклонно снижается;
  • попытки делегировать полномочия по принятию решений приводят либо к «уводу» бизнеса, либо к снижению эффективности.

Постепенно  складывается внутрифирменная революционная  ситуация(«кризис лидерства»), когда  верхи в лице основателей-владельцев уже не могут управлять по-старому, а низы в лице менеджеров среднего звена и высококвалифицированных специалистов не хотят.

Причина кризиса:

несовершенство  управления организацией.

Данный кризис имеет  множество исходов, не ведущих к  переходу на следующий этап развития. Например:

- уход части менеджеров и специалистов к конкурентам или создание ими новой компании;

- либо в ходе безрезультатных попыток разрешить ситуацию утрачивается

конкурентное преимущество, и как следствие происходит потеря мощностей и возвращение на старый добрый этап личного энтузиазма;

- либо компания поглощается  более успешной фирмой-соперником, которая сумела перейти на  следующую стадию развития;

- наконец, полное закрытие  организации с уходом потребителей  к тому же конкуренту.

К дальнейшему  развитию ведет только полная перестройка системы управления организации, а именно:

= конкретизация стратегии;

= введение четкого  разделения областей ответственности  при принятии решений;

= введение очень жестких  стандартов выполнения;

= введение четко прописанной  системы материального стимулирования.

Практические меры:

  1. Выбор своего потребителя с уменьшением группы продуктов по принципу Парето, т.е. концентрация на тех 20% потребителей, которые дают 80% дохода(это главное условие перехода на очередную стадию развития). Переходный период может оказаться очень сложным и тернистым, но в «очищенном» виде включает примерно следующие шаги:

- проводится анализ  продаж: «размытый» продукт делится  на несколько однородных по  потребителям и строится упрощенная  «бостонская матрица продуктов», т.е. выделяются «звезда» и «дойная корова», а все «собаки» и «темные лошадки» отбрасываются;

- для перспективных  продуктов проводится SWOT – анализ(анализ сильных и слабых сторон);

- система управления  меняется так, чтобы продавать  только «звезд» и «дойных коров».

2. Вводится узкая специализация.

3. Вводятся стандарты.

4. Вводится строгая  субординация с выстраиванием  очень жесткой системы как  производства, так и реализации.

Пример.

        В начале 90-х г.г. небольшая фирма, торгующая мороженым, начала свой бизнес с того, что заполучила пару рефрижераторных автомобилей. Люди решили строить дело, поскольку обладали неоспоримым преимуществом.

Бизнес заключался в  торговле любыми видами замороженной продукции. Постепенно сложилась устойчивая сеть клиентов, появились деньги. Приобрели 2-ой, а затем 3-ий и 4-ый рефрижераторы. Потом они подумали, зачем работать «на дядю»? Давайте купим свой магазинчик. Оказалось, что магазинчики в городе все уже давно «разобраны». После анализа была найдена свободная на тот момент рыночная ниша – киоски по продаже мороженого. И начали их устанавливать. Сначала один, потом другой… После того, как появилось 10 киосков, назрела необходимость в складе, и был удачно приобретен склад-рефрижератор. После установки 15-го киоска – заключили выгодное соглашение с местным хладокомбинатом на выкуп 30% его продукции.

   К моменту, когда руководство поняло, что уже не справляется с управлением, у них было 19 киосков, склад, 3 рефрижератора и блокирующий пакет акций хладокомбината, который позволил им включить в состав его руководства своего коммерческого директора.

   Кризис, который можно описать многостраничным романом, был разрешен; в ходе его были сделаны следующие правильные шаги:

- сосредоточились на  торговле только продукцией хладокомбината, отказавшись от всех других товаров;

- ограничили число  своих продуктов двумя: розничной  продажей через торговые точки  и мелкооптовыми продажами со  склада хладокомбината;

- серьезно упростили  систему управления и ввели  жесткое функциональное разделение труда;

- создали отдел рекламы  и начали активно раскручивать  собственный торговый брэнд.

       Это дало возможность за 2 года поставить свои киоски не только в областной «столице», но и открыть свои торговые точки в каждом райцентре. За счет накопленных средств удалось выкупить контрольный пакет акций предприятия, изменить продуктовую линейку хладокомбината, распространить свой брэнд на всю его продукцию и открыть новые бизнес-направления: поставки собственных товаров в розничную сеть по всем правилам мерчендайзинга.

Стадия регулярного  менеджмента

Отличительные особенности  данной стадии:

- продукт именно тот,  который организация может производить  на данный момент лучше всех или точно не хуже(по установленным стандартам качества);

- потребитель(покупатель) только тот, который обеспечивает организации максимальную прибыль(ресурсы не тратятся ни на что другое; другой потребитель для организации нерентабелен);

- относительно простая  система менеджмента(используются  в основном линейная и линейно-функциональная структуры управления организацией);

- увеличиваются производственные  мощности;

- главная стратегия-  концентрация усилий(усиление позиции  на рынке, развитие рынка, развитие  продукта), которая жестко формализуется  в виде бизнес-плана, бюджета  или набора ключевых финансовых показателей(это главный ключ к успеху!);

- строгое разделение  функций и полномочий с узкой  специализацией сотрудников; процесс управления очень негибок, но максимально поделен на простейшие процедуры - очень жесткие стандарты деятельности;

- мотивация персонала  достаточно эффективно поддерживается  системой материальных поощрений; при этом значительная часть фонда оплаты труда расходуется на оклады с небольшими премиями за четкое выполнение функциональных обязанностей;

- продажи имеют «пассивный» характер:

продавцы обслуживают  клиентскую сеть;

расширением клиентской сети занимаются специалисты из отдела развития(продаж);

- развитие осуществляется  сначала экстенсивным путем, а  затем начинается воспроизводство  таких же бизнес-единиц в другом  регионе или создаются новые бизнес-единицы по сходному продукту.

Информация о работе Лекции по «Управление организационными изменениями»