Лекции по «Управление организационными изменениями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:56, курс лекций

Краткое описание

Организационные изменения являются постоянным спутником успешных организаций. Данное положение подтверждается практикой работы менеджеров всех уровней. Источниками изменений являются: ориентация руководителя и команды менеджеров на успех, организационные кризисы и патологии, внешняя среда организации. Научиться успешно управлять организационными изменениями непросто. Необходимы как глубокие знания теории организационных изменений, так и навыки управления персоналом. В предлагаемом конспекте лекций в краткой форме изложена целостная концепция управления организационными изменениями. Он подготовлен по материалам публикаций Г.В. Широковой, Дж. Стюарта, А.Г. Теслинова, И.П. Башкатова, А.А. Колотилина и других, в том числе зарубежных авторов.

Содержание

Введение 5
1 Цели и задачи дисциплины 6
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6
3 Содержание дисциплины
3.1 Основные понятия теории организационных изменений 7
3.2 Внутренние и внешние источники изменений 12
3.2.1 Принципы успеха менеджера 12
3.2.2 Закономерности развития организации 26
3.2.3 Организационные патологии 64
3.2.4 Внешняя среда организации 75
3.3 Основополагающие идеи и принципы управления
организационными изменениями 83
3.3.1 Понятие, сущность, характеристики и история теории
организационных изменений 83
3.3.2 Классификация организационных изменений 88
3.3.3 Сущность, цели и задачи управления изменениями 97
3.3.4 Причины и принципы преодоления сопротивления
организационным изменениям 100
3.3.5 Факторы успешного проведения организационных
изменений 101
3.4 Модели управления организационными изменениями 118
3.4.1 Модель управления организационными изменениями
К. Левина 118
3.4.2 Модель управления организационными изменениями
Л. Грейнера 120
3.4.3 Модель управления организационными изменениями
Б. Хайнингса 123
3.4.4 Теория Е и теория О управления организационными
изменениями 126
3.4.5 Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и
Дж. Келли 128
3.4.6 Модель кривой перемен Дж. Дак 132
3.5 Стратегические типы организационных изменений 143
3.5.1 Реструктуризация управления организацией 143
3.5.2 Реинжиниринг бизнес-процессов 165
3.6 Методы проведения организационных изменений 170
3.6.1 Бенчмаркинг 171
3.6.2 Концепция «Шесть сигм» 179
3.7 Оценка эффективности управления организационными
изменениями 183
Список информационных источников 192

Вложенные файлы: 1 файл

semyaninov_a_v_konspekt_lekcii_po_discipline_upravlenie_orga.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

С появлением бизнес-единиц в организации начинается кризис автономии.

Предпосылки кризиса:

- функциональные подразделения  начинают выполнять штабные функции,  но не в чистом виде, так  как есть свой бизнес;

- местная специфика  требует большей гибкости при  принятии решений, а из центра  шлют стандартные директивы, не  учитывая особенности условий  развития бизнес-единиц; по сути тот же продукт в другом регионе – уже несколько иной продукт;

- возможности значительного роста в данном секторе рынка исчерпываются, т.к. целевая аудитория постепенно насыщается продуктом;

- начинаются попытки  диверсифицировать бизнес в рамках  действующей системы управления;

- система материального  стимулирования для людей, принимающих ответственные решения, становится неприемлемой.

Кризисные явления:

- решения, возложенные  на функциональных специалистов, принимаются крайне медленно, а  необходимость многочисленных согласований  еще

  больше замедляет этот процесс;

- эффективность по диверсифицированным продуктам резко снижается;

- начинаются проблемы  со стратегией;

- снижается норма прибыли;

- в оперативном управлении  резко возрастают информационные  потоки с данными о проблемных  ситуациях и управленческих решениях (жесткие стандарты начинают откровенно мешать);

- «верхи» не справляются  с возросшими информационными  потоками от управляемой системы,  а «низы» в лице менеджеров  и высококвалифицированных специалистов, отвечающих за нестандартное решение задач, уже не хотят работать с полной отдачей;

начинается массовый отток самых способных кадров, а «аппарат» этого не только не замечает, но даже стимулирует(аппаратные игры);

- новые направления  бизнеса постепенно «съедают»  прибыль действующих;

- организация начинает  терять потребителей(покупателей).

Причина кризиса.

Система управления весьма инертна и эффективно работает только в узкой группе продуктов.

Выход из кризиса:

очередная перестройка  системы управления, которая заключается  в делегировании полномочий первоначально  менеджерам бизнес-единиц, затем менеджерам проектов и, наконец, менеджерам процессов.

Главное условие перехода организации на очередную стадию развития – создание системы гибкого стратегического управления организацией с прописанными правилами принятия решений и зафиксированными полномочиями менеджеров разных уровней (права на принятие самостоятельных решений и ответственность за их выполнение).

Кроме этого необходимо модифицировать механизм контроля над  выполнением решений. Сравнительный анализ оперативного и

стратегического типов  управления приведен в табл. 3. Он наглядно показывает необходимость стратегического типа управления для топ-менеджмента.

Таблица 3 - Сравнительный анализ типов управления организацией

Характеристика

Тип управления

 

оперативный

стратегический

Основное назначение

(цель.)

Максимизация прибыли.

Максимизация прибыли  с учетом интересов социума.

Основной способ достижения.

Оптимизация использования  внутренних ресурсов.

Установление динамического  баланса с неопределенным и нестабильным окружением.

Важность фактора  времени.

Не самый важный фактор в конкуренции.

Важнейший фактор в конкурентной борьбе.

Краткосрочная оценка эффективности.

Прибыльность.

Точность предвидения  изменений во внутренней среде и  время адаптации к изменениям во внешней среде;

качество товаров и  услуг.

Отношение к персоналу.

Работники – один из ресурсов организации.

Работники – важнейший  ресурс организации.


 

Пример.

Продолжим рассказ про  нашу фирму. Успешное ведение бизнеса  привело к тому, что владельцы  выкупили парочку хладокомбинатов  в соседних областях и начали внедрять три своих продукта: розничную сеть, продажи через магазины и мелкооптовые продажи.

Достаточно быстро руководство  столкнулось с кризисом автономии, когда центр начал выступать  активным тормозом развития других секторов. Это привело к некоторому снижению объемов продаж и значительному падению рентабельности. А в связи с тем, что два других хладокомбината были куплены на заемные деньги, снижение рентабельности вылилось в очень серьезную проблему. В ходе ее решения были сделаны следующие шаги:

- созданы областные  представительства, которым делегировали  достаточно широкие полномочия, включая определение ценовой  политики, но с сохранением целостности  брэнда;

- ужесточена система  контроля над финансовыми потоками, кадровыми назначениями, управлением качеством и стандартами деятельности;

- создан штаб(отдельное  головное предприятие от продающих  и производственных подразделений).

Стадия делегирования  полномочий

Отличительные особенности  данной стадии:

- основной принцип  определения стратегии – прибыль и потенциал развития продукта;

- бизнес-единицы работают  по разным продуктам;  они относительно независимы, что позволяет чутко реагировать на внешние и внутренние воздействия; новый этап открывает простор для дальнейшего роста производственной мощности организации;

- для управления диверсифицированными  бизнес-единицами создана головная  компания – так называемый  штаб;

функции штаба:

  • разработка плана развития бизнеса на основе анализа рынка;
  • создание и контроль «правил игры» для бизнес-единиц, причем не детальных, а на уровне стратегии и целей;
  • определение политики: ценовой, ассортиментной, рекламной, маркетинговой и т.д. (набор правил, которые устанавливают диапазон прав на принятие самостоятельных решений);
  • контроль над реализацией стратегии и политик;
  • управление кадровым ресурсом (цель – формирование и развитие кадрового резерва);
  • экспертиза бизнес-планов на предмет предоставления инвестиций бизнес-единицам;

- с развитием бизнес-единиц  в них начинается процесс делегирования  полномочий менеджерам проектов  и процессов;

- на низовых уровнях  управления деятельность остается  жестко стандартизированной;

- мотивация менеджеров, которым делегированы полномочия, крепко увязаны с результатами  их деятельности(бонусы, участие  в прибылях).

Развитие организации  на стадии делегирования полномочий завершается кризисом контроля.

Предпосылки кризиса:

- появление у организации  возможности выкупа готовых бизнес-единиц  или строительства предприятий;

- получив широкие возможности,  штаб начинает делать «свою  игру», т.е. уводить бизнес от целевой аудитории в другие более рентабельные или перспективные сектора рынка (хотя диверсификация не переходит в распыление ресурсов).

Кризисные явления:

- зреет психологическая  проблема: менеджеры бизнес-единиц  начинают все меньше понимать, зачем им нужен и штаб, и холдинг в целом, что они дают их подразделению?, и делают вполне обоснованный вывод – только ограничения и контроль, в лучшем случае позволяют реинвестировать часть прибыли;

- начинается «утечка  мозгов», т.е. очередное снижение  мотивации у тех,

кто отвечает за эффективность  деятельности, со всеми вытекающими  последствиями от ее снижения.

Основная причина кризиса  –  недостаток координации в стратегии (т.к. основной принцип диверсификации бизнеса – мы занимаемся тем, что выгодно, причем в любой области деятельности).

Основное условие выхода из кризиса:

бизнес-единицы должны достичь синергии, т.е. начать получать реальные плюсы от совместной работы на рынке.

Выход из кризиса:

концентрация деятельности всех подразделений вокруг целевых  групп потребителей;

предоставление полного  комплекса продуктов, работающих по взаимно дополняющему принципу.

Пример.

Наша организация из предыдущих примеров не доросла до 4-й стадии, поэтому ниже приведем действия по преодолению кризиса  руководства Baskin Robbins.

Было создано несколько  бизнес-единиц, которые стали заниматься только разработкой новых продуктовых  линеек.

Руководство разработало  и внедрило целенаправленную широкомасштабную эмоциональную рекламную кампанию.

А также воплотило  переход к кардинально новому продукту: от розничной продажи мороженого к новому виду семейного отдыха.

Стадия координации  ресурсов

Отличительные особенности  данной стадии:

- основной принцип  определения стратегии – концентрация  вокруг целевых групп потребителей  с набором взаимодополняющих продуктов;

- ресурсы организации  уже вполне достаточны, чтобы  ослабить контроль за прибылью  отдельных бизнес-единиц;

- контроль из центра  осуществляется в основном в  отношении ресурсов,

распределения прибыли, хотя подразделения имеют высокую степень автономии;

- всеобщий контроль  и координацию осуществляет штаб-квартира  и первое время это приносит  свои результаты;

- появляется возможность  создавать свои исследовательские  центры как центры затрат и  за счет этого расширять свое  воздействие на потребителей, создавая все новые и новые продукты;

- к определению стратегии  организации привлекаются менеджеры  бизнес-единиц(что позволяет координировать  деятельность обособленных структурных  подразделений);

- стандарты деятельности, сохраняя свою жесткость внизу, претерпевают некоторые изменения: они становятся более универсальными;

- создаются стандарты  на стандарты, т.е. определяется, каким требованиям должны соответствовать  стандарты деятельности каждой  бизнес-единицы,

чтобы удовлетворять  потребителей по качеству, цене и сервису;

- мотивация менеджеров  бизнес-единиц реализуется за  счет:

* применения механизмов  перекрестного участия в собственности;

* предоставления опционов;

* ротации кадров, и  т.п.;

- для сотрудников среднего звена разрабатываются программы развития карьеры и проводится целенаправленное в рамках стратегии их обучение.

Все вышеперечисленное  создает возможность для нового витка развития производственной мощности организации.

Развитие организации  на стадии координации ресурсов завершается кризисом границ.

Предпосылки кризиса:

- организации, успешно  перешедшие в своем развитии  на стадию координации ресурсов, располагают уже такими огромными  производственными мощностями, что  им через некоторое время становится тесно в рамках сложившихся потребностей целевых групп потребителей, т.е. потенциальные возможности производственных мощностей организации превышают те их объемы, которые обеспечивают потребности целевых групп потребителей;

- линейные менеджеры  начинают искать возможности скрытия недостатков и показа несуществующих достоинств;

- система управления, включающая множественные согласования  и проверки, начинает тормозить  принятие и разработку инновационных  продуктов,  например: в Hewlett – Packard приносят суперидею – аппараты для копирования документов, совет директоров ее отклоняет, идея и миллионы потенциальных пользователей уплывают, но появляется мощный конкурент – Xerox.

Кризисные явления:

- организация сама  себя загоняет в замкнутый  круг обслуживания потребителей, а потенциала может хватить на их целенаправленное развитие, т.е. формирование у потребителей принципиально новых потребностей за счет создания принципиально новых продуктов;

- снижаются темпы роста  организации;

- между штаб-квартирой  и линейными менеджерами возникает недоверие;

- начинаются межличностные  конфликты, взаимные упреки и  обвинения вместо попытки решить  сложившиеся проблемы.

Основная причина кризиса  – несовершенство стратегии организации.

Основные условия выхода из кризиса - изменение стратегии и перестройка системы управления.

Выход из кризиса возможен за счет увеличения ресурсов, вкладываемых в исследовательские разработки (по стратегии, системе управления и  принципиально новым продуктам).

Информация о работе Лекции по «Управление организационными изменениями»