Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:13, курс лекций
1. Определение и основные понятия УП
Управленческая деятельность – это систематизированный фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Без управления организации не существует. Под персоналом понимают совокупность человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Персонал – это стратегический фактор определяющий будущее организации.
-разработка и реализация комплекса планов и программ развития персонала;
-прогнозирование и
-улучшение качественного состава персонала организации, создание условий, стимулирующих постоянный рост професс. компетенции;
-формирование резерва
кадров на основе общей и
дополнительной потребности в
персонале и политика
-организация обучения
персонала с применением
-обеспечение соц. равновесия, принятие мер по поддержанию благоприятного соц.-психол. климата в организации, проведение психол. тестирования персонала, контроль за адаптацией персонала;
-повышение эффективности
работы персонала на основе
рационализации структур
-совершен-ние организации оплаты и стимулирования работников предприятия;
-обеспечение соблюдения
норм трудового
-постоянное совершен-ние норм и методов УП на основе внедрения соврем. научно обоснованных, в т.ч. компьют. технологий работы с персоналом;
-осуществление
-организация защиты жизни
и здоровья сотрудников и
-осущ-ние представительских функций от имени предприятия во внеш. организациях, связанных с выполнением задач УП, выполнение функций по связям с общественностью, СМИ.
11 Структура персонала промышленного предприятия.
Персонал предприятия состоит (по Беляцкому):
-персонал управления
предприятие и его
-служащих и инженерно-
-основн. и вспомог. рабочих
-младшего обслуживающего персонала
-работников охраны.
Все работающие на предприятии в соответствии с принятой в РБ классификацией подразделяются на две большие группы:
1) промышленно-производственный персонал:
-управленческий персонал(
-рабочие (основные, вспомогательные).
2) непроизводственный персонал.
Работников аппарата управления предприятием или его подразделений называют менеджерами. Они полностью или преимущественно заняты управленческим трудом. Они выполняют одну из общих или специфических функций управления.
По степени отношения к управленческому решению управленч. работники подразделяются на 3 группы: руководители, специалисты, технические исполнители.
Руководители принимают решения, специалисты готовят спец. информацию для принятия решений, технич. персонал доводит решение до исполнителя.
12 Кадровый потенциал предприятия.
Потенциал отдельного человека вкл. наличие, уровень проявления, значимость деловых качеств. По каждой конкретной должности потенциал кадров фиксируется в профессионально-квалифик. требованиях или профессиограммах, которые вкл. систему требуемых качеств и уровень их проявления, необходимых для выполнения соответ. функций, наделения правами и несения ответственности.
Понятие кадрового потенциала или потенциала организации связано с подразделениями и предприятием в целом. В это понятие включаются не только кадры, но и определенный уровень совместных возможностей кадров для достижения заданных целей.
Кадровый потенциал предприятия конечно зависит от потенциалов кадров этого предприятия, но не явл-ся их суммой. Он обладает свойством целостности, принципиально отличающимся от свойств, присущих потенциалу каждого сотрудника в отдельности.
Категория «кадровый потенциал» предполагает рассмотрение кадров как активных элементов предприятия в отличие от термина трудовые ресурсы, приравнивающегося к др. видам ресурса. Этим подчеркивается, что главное на предприятии – не потенциал отдельных работников, а их единый кадровый потенциал. Поэтому кадровый менеджмент важно рассматривать во взаимосвязи со структурой, целями, задачами данного предприятия.
Работа с кадрами в отрыве от штатных расписаний не явл-ся кадровой политикой. Т.о. управление предприятие это более широкое понятие, чем кадровая политика.
13 Кадровая политика и ее выбор
Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
В прежние годы кадровой политике была присуща политическая (идеолог.) окраска. Переход к рыноч. экономике существенно меняет основополагающие принципы и содержание кадровой политики. В настоящ. время это сознательная целенаправленная деятельность по созданию трудов. коллективов, которые наилучшим образом способствовали бы совмещению целей и приоритетов предприятий и их работников.
Реализация целей и задач УП осуществляется через кадровую политику. Задачи кадровой политики: 1) увольнять или сохранять работников. Если сохранять, то каким путем лучше: а) переводить на сокращенные формы занятости; б) направлять на длительную переподготовку; в) использовать н др. работах. 2) подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необход. подготовку; 3) набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия; 4) набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования; 5) вкладывать деньги в подготовку «дешевых», но узкоспециализированных рабочих или «дорогих», но маневренных.
общие требования к кадровой политике в соврем. условиях сводится к следующему:
1) кадровая политика должна
быть тесно увязана со
2) кадровая политика должна
быть достаточно гибкой. Это значит,
что она должна быть
3) кадровая политика должна
быть экономически
4) кадровая политика должна
обеспечить индивидуальный
Т.о. кадровая политика в нов. условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и соц. эфф-та, при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и решений правительства.
14 Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития предприятия.
Определяющим в выборе кадровой политики явл. стратегия развития предприятия. Удачно выбранная и реализованная кадровая политика способствует претворению в жизнь и самой стратегии развития предприятия.
Наиболее ярко взаимосвязь развития предприятия и кадровой политики выявляется при планирований стратегии, учитывающей ситуационные факторы. Согласно данному подходу различают несколько ситуационных стратегий, связанных с определенными стадиями развития предприятия:
1) организация нов. бизнеса: формирование кадров в этом случае должно ответить на следующие вопросы: какие кадры нужны? кого набирать? где готовить? нужна ли спец. подготовка? ее объемы применительно к специфике производства.
2) концентрация на одном
направлении
3) вертикальная интеграция
– это когда предстоит
4) диверсификация – это
вторжение действующих
5) стратегия переноса капитала – она состоит в ужесточении контроля за затратами и их всемерном сокращении.
6) изъятие капиталов и прекращение деятельности.
Концепция |
Стратегия |
Стиль |
Основные ф-цииУП | |
ХХв. |
Научного упр-ния Ф.Тейлора «Человек - элемент системы» |
Жесткая регламентация физических работ. «Научная система выжимания пота». Нормирование труда |
Жестко авторитарный |
Наем, увольнение, выдача зарплаты |
20-е гг. |
Административного упр-ния. «Экономический человек» |
Отсутствие прав у наемных работников. Минимизация затрат на рабочую силу. Соответствие условий труда и функций работников их психофизическим особенностям |
Авторитарный, ориентация на задачи |
То же плюс техника безопасности, расчет заработной платы |
50-е гг. |
«Человеческих отношений». «Психологический человек» |
Ориентация на малые группы. Снятие напряженности. Устранение конфликтов. Принципы коллективизма. Лояльность. Участие в принятии решений |
Ориентация на человека и задачи |
То же плюс со- циально- психологиче- ская помощь, разрешение конфликтов, повышение квалификации |
60-70-е гг. |
Социализации. «Профессиональный человек» |
Профессионализация. Специализация ф-ций управления персонала |
Кооперативный, работав группах, притупление иерархической структуры |
То же плюс повышение квалификации персонала, переподготовка, ротация, увеличение видов работ. Оценкаперсонала Кадровый резерв взаимодействия с профсоюзом |
80-е гг. |
Ориентации на изменяющиеся аспекты внешней среды. «Социальный человек» |
Возрастание значения знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение узаконенных прав по участию в принятии решений. Партнерство |
Тоже |
Взаимодействие охватывает все стадии воспроизводства персонала |
90-е гг. |
Деловой активности организации. «Развивающийся человек» |
Мобилизация резервов личности каждого сотрудника. Упор на самообучение организации и технику групповой работы |
Демократический стиль. Гибкие организационные структуры |
Маркетинг и лизинг персонала. Системное кадровое регулирование |
2000 г. |
Приоритета УП. «Предприимчивей чеаоаех» |
Инновационная и предпринимательская ориентация УП |
Солидарный стиль. Совместное мышление Самообучающаяся |
Стратегическое развитее игрового остсв- шаза м ресур- |