Лекции по "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:13, курс лекций

Краткое описание

1. Определение и основные понятия УП
Управленческая деятельность – это систематизированный фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Без управления организации не существует. Под персоналом понимают совокупность человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Персонал – это стратегический фактор определяющий будущее организации.

Вложенные файлы: 1 файл

669317.docx

— 139.42 Кб (Скачать файл)

3) «Марионетка» — при  таком варианте лидерства группа  задает направление и придает  силы политику.

4) «Пожарник» — лидерство  в этом случае представляет  собой ответную реакцию на  происходящее. Чтобы понять природу  такого лидера, необходимо изучать  контекст, что делают ситуационные  теории.

Тип лидерства зависит от природы и комбинации этих пяти ингредиентов. Основным недостатком существующих теорий лидерства, по М. Германн, является их фиксирование на каком-либо одном компоненте. Следовательно, необходима новая комплексная теория, учитывающая все возможные комбинации ингредиентов.

Типология лидеров В.Д. Джоунса. Автор считает, что взаимодействие рынка и демократии порождает ограниченное число вариантов лидерства — всего четыре:

1) лидер-«делегат» — зависит  от экономических элит и подотчетен  избирателям. Это происходит, когда  избиратели согласны с позицией  экономических элит. Делегат рассматривает  экономические изменения через  призму своих

2) лидер-«доверенное лицо» — подотчетен своим избирателям, но последователей;свободен от контроля со стороны экономических элит. Такой лидер занимается в основном экономическими изменениями, которые не обязательно являются требованиями избирателей, но в принципе отвечают их интересам;

3) лидер-«лакей» — контролируется  исключительно экономическими элитами  и неподотчетен избирателям. Практически, исключительно обслуживает интересы  экономических элит;

4) лидер-«предприниматель»  —независим от экономических элит, неподотчетен избирателям. Практически независим, работает только на самого себя.

70. Типы лидеров  и модели лидерства.

Типы лидеров

Характеристика типов

Ведущие за собой

Любят принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство – их естественное состояние. Но их лидерские качества приходят с опытом.

Организаторы групп

Хорошо владеет психологией последователей. Наиболее удачно работают с людьми в малых группах.

Исполнители

Рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная жизнедеятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив.

Дипломаты

Легко контактируют с последователями, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют решать проблему с глазу на глаз.

Генераторы идей

Ориентированы на новые задачи, содействуют передовым идеям, обладают интуицией, способны синтезировать знания, самокритичны.

Продавцы идей

Предприимчивы, имеют свежий взгляд на знакомые факты. Могут контролировать вои и чужие эмоции.

Синтезаторы

Умеют выделять главное из очень большого объема информации, что позволяет им открывать новое.

Разъяснители

Умеют разъяснять последователям суть даже самой запутанной ситуации.

Реакторы

Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями.

Коммуникаторы

Обладают высокой коммуникабельностью и умением слушать и слышать последователей.

Исследователи

Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты.

Следопыты

Перед ними достаточно лишь поставить задачу, а они сами выбирают методы ее решения и находят последователей.

Хранители информации

Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и использовать.

Организаторы

Обладают талантом практической организации производства и управления персоналом.


 

Лидер – личность с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель. Это первый участник процесса лидерства, которому всегда присущи определенные характерологические черты, выделяющие его среди других.

Чаще всего руководитель становится лидером не из-за каких-то черт своего характера, а благодаря умению правильно понимать ситуацию, предвидеть ее изменения, активно адаптироваться к изменяющейся среде. В каждой ситуации лидерство проявляется в особом виде отношений между людьми.

Модели:

Управленческая сетка Блейка и Моутон. Данная модель управленческой сетки получила наибольшую популярность среди концепций поведенческих стилей лидерства. За основу измерений принимаются интерес лидера к работе и интерес лидера к людям. Переменные управленческой сетки Блейка и Моутон, по сути, носят характер расположения (к чему-либо или к кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, т. е. оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действием человека. Управленческая сетка дает возможность выявить очертить пять основных стилей: управление людьми, управление участием, управление работой, отсутствие управления и управление посередине.

Модель лидерского поведения Танненбаума-Шмидта. В соответствии с данной моделью лидер выбирает один из семи возможных примеров поведения в зависимости от воздействия следующих факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации:

  • лидер позволяет последователям действовать в пределах зоны «свободы»;

  • в определенных пределах делегирует решения группы;

  • лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принять решение;

  • лидер предлагает решение и считает возможным его изменение;

  • лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить;

  • лидер убеждает последователей в своих решениях;

  • лидер принимает решения и доводит их до подчиненных.

Эти примеры поведения рассматриваются как варианты между двумя крайними лидерскими стилями - демократическим и авторитарным.

Модель ситуационного лидерства Фидлера. В модели используются три ситуационные переменные, позволяющие определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля: стиль лидера, степень контроля ситуации, уровень выполнения работы.

Для измерения и определения лидерского стиля Филлер предложил использовать разработанную им восьмибалльную шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР). В зависимости от количества набранных баллов определяется тип лидера: ориентированный на отношения или  ориентированный на работу.

Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации. Благоприятность или контролируемость ситуации определяется как степень, с которой ситуация позволяет лидеру контролировать ее и оказывать влияние на последователей. Степень контроля ситуации определяется переменными:

- отношения «лидер-последователи». Речь идет о признании лидера последователями, что является важным условием обретения контроля над ситуацией;

- структурированность работы. Эта переменная отражает уровень  выполняемых группой заданий;

- должностная власть. Данная  переменная отражает уровень  формальной власти лидера, получаемой  им на основе занимаемой должности  в организации позиции.

Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла. Она базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение:  работники удовлетворены и их производительность высока лишь тогда, когда имеется жесткая связь между усилиями и результатами, а также между результатом работы и вознаграждением. Согласно данной модели, эффективный лидер - тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели.

Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона. Согласно данной модели, зависимость между поведением (стилем) лидера и структурой работы (заданием) является более сложной, чем это представлено в модели «путь-цель». В данной модели интерес к работе и отношениям со стороны лидера определяется структурированностью работы и возможностями последователей.

 

 

71. Управленческая  деятельность человека.

Управленческая деятельность не является чем-то независимым, обособленным в обществе. Управленческая деятельность представляет собой результат совокупности действий человека (умственных, физических и др.).

     Управленческая  деятельность обладает определенными  чертами:

   a) Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления.

   b) Отличается интеллектуальным содержанием. Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможно без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов государственного управления, с другой стороны - требует того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия.

    c) Информационность.  В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного массива информации, на основе которого принимаются управленческие решения.

   d) Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли. Специфика управленческой деятельности сопряжена с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, в составе «команды», требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями.

   e) Коллективность. Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п.

   f) Комплексное явление. Управленческая деятельность включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое.

   g) Юридическая заданность.

Функции управленческой деятельности

           Функции управления с учетом  их специфики подразделяются  на виды. В зависимости от направленности  и места воздействия можно  выделить: внутренние и внешние  функции.

     Внутренние  функции связаны с управлением  внутри самой управляющей системы.    Внешние функции управления характеризуют  воздействие государственного органа  на общественные процессы, управляемые  объекты.

     Функции управления, в том числе внешние и внутренние, можно разделить по содержанию, характеру и объему воздействия  на общие и специфические.

      К общим  функциям можно отнести: организация, планирование, регулирование, кадровое  обеспечение, контроль.

     можно выделить  отдельные подгруппы специфических  функций:

   a. по видам управляемых объектов. Управление экономическими  объектами предполагает совершенно другие воздействия чем объектами культуры.

   b.   внутренние управленческие функции. Это особая группа специфических функций государственных органов: обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение и т.п.

 

      72. Управленческий труд.

Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Предмет управленческого труда - информация, на основе которой менеджеры принимают управленческие решения. Разнообразие задач, которые ставятся перед организацией для достижения ее целей, порождает необходимость сбора, обработки, анализа, передачи и хранения информации. Информация для целей управления:

• может касаться как внутренней среды организации (например, кадрового состава, состояния финансовых ресурсов и т. д.), так и внешней;

• как предмет труда обладает той особенностью, что очень быстро устаревает и непрерывно обновляется. Отсюда необходимость в высокой скорости и одновременно в качестве обработки информации. Поступление больших объемов информации требует, в свою очередь, вычленения наиболее важной с точки зрения оказания влияния на организацию информации.

Таким образом, средства управленческого труда - это средства работы с информацией: компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет, другие глобальные информационные сети.

Выделяют следующие виды управленческого труда:

• эвристический труд руководителей и специалистов;

• административный;

• операторный.

Эвристический труд—творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению он характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов.

Административный труд — вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию он достаточно разнообразен и включает выполнение различных организационно-административных операций: координационных, распорядительных, контрольных.

Операторный труд — это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера. По содержанию к операторному труду относится информационно-техническая работа, включающая документационные операции (оформление документов, их копирование, размножение, хранение, обработка корреспонденции и т.п.), первично-счетные и учетные, ввод данных в ЭВМ, переработку информации по заранее разработанной программе, вычислительные и формально-логические операции.

Методы управленческого труда, которыми пользуются менеджеры в процессе своей деятельности, разнообразны: • планирование; • прогнозирование; • анализ; • другие методы принятия управленческих решений.

Специфические особенности управленческого труда:

• представляет собой умственный труд; • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников; • предметом труда выступает информация; • средством труда - организационная и вычислительная техника; • результатом - управленческое решение.

Умственный труд в управлении состоит из следующих видов деятельности:

• организационно-административной и воспитательной;

• аналитической и конструктивной; • информационно-технической.


Информация о работе Лекции по "Управление персоналом"