Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:13, курс лекций
Краткое описание
1. Определение и основные понятия УП Управленческая деятельность – это систематизированный фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Без управления организации не существует. Под персоналом понимают совокупность человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Персонал – это стратегический фактор определяющий будущее организации.
Кейс-метод (рассмотрение практических
ситуаций) – предполагает рассмотрение
реальных профессионально значимых ситуаций
и определение большого числа их разрешения
на основе обсуждения и дискуссий.
Деловые игры – метод, очень
хорошо зарекомендовавший себя в обучении
персонала благодаря практической близости
к профессиональной деятельности. Кроме
того, деловые игры позволяют моделировать
реальную работу конкретной организации
и на практическом опыте демонстрировать,
к каким результатам могут привести те
или иные решения и поведенческие стратегии.
Тренинг как метод обучения
позволяет за минимальное время через
практический опыт получить новые знания
и навыки и сформировать более адаптивные
и эффективные социальные компетенции,
сделать профессиональное мировоззрение
более гибким.
Самостоятельное обучение –
метод, практически не развитый в нашей
стране на сегодняшний день. Этот метод
не предполагает отсутствия сотрудника
на рабочем месте (обучаться можно в удобное
время).
Лекция
Создание раб-их групп – во
внеурочное время собираются люди, кот.
Обсуждают те или иные проблемы.
54. ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Процессу обучения требуются:
мотивация. Для обучения нужна мотивация обучения (заинтересованность работника: что я получу в результате обучения в будущем?);
условия обучения. Нужно создать благоприятный для обучения климат (хорошо оборудованные аудитории, высокооснащенные специальные центры и др.);
стадийность
обучения. Если знания, которые необходимо получить, являются сложными, то процесс обучения надо разбить на последовательные этапы (обучение от более простых к сложным явлениям);
наличие обратной
связи. В процессе и после обучения слушатели должны ощущать обратную связь по отношению к результатам обучения (умение решать конкретные задачи, возросший теоретический уровень и др.).
Факторы, влияющие на обучение:
стаж работы, профессиональная подготовка,
организаторские способности, подготовка
в области управления, хорошие неформальные
отношения, личные качества, состояние
здоровья, неформальные отношения с высшим
руководством.
55. КАРЬЕРА И
ЕЕ ВИДЫ
Карьера – поступательное продвижение
по служебной лестнице, изменение навыков,
способностей, квалификационных возможностей
и размеров вознаграждения, связан. с деятельностью
работника.
Карьера менеджера – последовательность занимаемых
должностей.
Виды карьеры:
Деловая карьера -> внутриорганизационная и межорганизационная
-> профессиональная специализированная
и профессиональная неспециализированная
-> вертикальная, горизонтальная,
скрытая, ступенчатая.
Внутриорганизационная
карьера – конкретный работник в процессе
своей профессиональной деятельности
проходит все стадии развития: обучение
– поступление на работу – профессиональный
рост – развитие индивидуальных профессиональных
способностей – уход на пенсию. Эти стадии
работник проходит последовательно в
стенах одной организации.
Межорганизационная – конкретный работник в процессе
своей профессиональной деятельности
проходит все стадии развития. Эти стадии
он проходит на разные предприятия.
Специализированная - конкретный работник в процессе
своей профессиональной деятельности
проходит все стадии развития. Эти стадии
он проходит как в одной так и в разные
организациях, но в рамках профессии и
области деятельности, в которой он специализируется.
Неспециализированная – широко развит в Японии. Придерживается
мнения, что руководитель д.б. специалистом
способным работать на одном участке компании,
а не по какой-либо отдельной функции.
Ступени можно пройти как в одной, так
и в разных компаниях.
Вертикальная – чаще всего связывают само
понятие деловой карьеры, т.к. в этом случая
продвижение наиболее зримо. Понимается
подьем на более высокую ступень иерархии.
Горизонтальная – перемещение либо в др. функциональные
области деятельности, либо выполнение
определенной служебной роли на ступени
не имеющей жесткого формального закрепления
в орг. структуре.
Скрытая – наименее очевидная для окружающих.
Этот вид доступен ограниченному кругу
работников, имеющих обширные деловые
связи. Движение к ядру, руководству организацией.
Ступенчатая – совмещает в себе элементы
горизонтальной и вертикальной видов
карьеры. Продвижение работника может
осуществляться посредством чередования
вертикального роста с горизонтальным,
что дает значительный эффект.
56. ПЛАНИРОВАНИЕ
КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА
Пл-е карьеры – предварительное осмысление
занимаемых в будущем должностей и требование
к ним. Оно является частью развития персонала.
Система карьеры всегда ориентирована
на выполнение определенных задач.
Цели пл-я карьеры состоят из
производственных и индивидуальных целей.
Благодаря пл-ю карьеры достигается
идеальное соотношение м/у требованиями
должностей и квалификацией сотрудников.
Это дает возможность лучше использовать
потенциал личности и содействовать экономическому
росту предприятия. Очевидно, что пл-е
карьеры вносит вклад в производительность
труда, мотивацию сотрудников и улучшает
их персональное развитие.
Индивидуальные цели явл. основой
взаимосвязи м/у собой личные целей и определяют
пути их реализации.
Процесс пл-я карьеры считается
оптимальным при полном соответствии
производственных целей индивидуальным.
Успех пл-я карьеры обеспечивают:
1) принцип результативности
работы;
2) анализ планов на
продвижение;
3) пл-е не более чем на 1-2 уровня
производственной иерархии;
4) доступные открытые
механизмы занятия вокантных должностей.
Индивидуальной пл-е карьеры
явл. составной частью:
личного пл-я, которое кроме карьеры вкл. в себя отношение с друзьями, семью, материальное положение, трудовую деятельность и др.
управления самим собой (самомотивация, самоконтроль, самоорганизация),
деловое общение,
техники личной работы, стия лидерства,
целей собственного развития.
Все эти аспекты накладываются
др. на др. и тесно взаимодействуют, следовательно
не м.б. изолированы.
Человек как объект пл-я собственной
карьеры д. знать свои сильные и слабые
стороны, а т.ж. положительные и отрицательные
стороны той внешней среды, в которой он
действует.
57. КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ВИДЫ
В практике работы предприятий
РБ стратегическое УП связано с формированием
резерва руководителей и специалистов
различного уровня управления.
П уровню и спектру предъявляемых
требований резерв персонала управления
можно разделить на социальный, потенциальный,
предварительный и окончательный. Вероятность
стать руководителем возрастает по мере
продвижения перевода в окончательный
резерв.
Социальный
резерв – входят все трудящиеся не
только данного предприятия; творческая
молодежь. Критерий – честный и добросовестный
труд на рабочем месте.
Потенциальный
резерв – руководители, специалисты,
рабочие, отвечающие требованиям уровня
образования, специальности, возрасту.
При комплектовании потенциального резерва
создается контингент перспективных работников,
вкл. молодых специалистов и тех, кто заканчивает
учебные заведения без отрыва от пр-ва.
Предварительный
резерв – работники из числа потенциального
резерва, которые с большей вероятностью
чем другие могут быть назначены на руководящие
должности. Его состав устанавливается
по сравнительным оценкам управленческих
качеств кандидатов.
В окончательный
резерв входят только те работники,
которые в наибольшей мере соответствуют
всем критериям формирования резерва.
Вероятность попадания в окончательный
резерв не более 50%.
М/у количеством отобранных
кандидатов и числом вероятных вакансий
д.б. соответствие 2:1.
Окончательное решение по выбору
резерва из числа кандидатов принимает
руководитель по согласованию с трудовым
коллективом. Ответственность за резерв
несет тот, кто сделал выбор.
58. ПРИНЦИПЫ И
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КДРОВОГО
РЕЗЕРВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Принцип актуальности
резерва — потребность в замещении
должностей должна быть реальной.
Принцип соответствия
кандидата должности и типу резерва — требования к квалификации
кандидата при работе в определенной должности.
Принцип перспективности
кандидата — ориентация на профессиональный
рост, требования к образованию, возрастной
ценз, стаж работы в должности и динамичность
карьеры в целом, состояние здоровья.
Источниками резерва кадров
на руководящие должности могут стать:
• руководящие работники аппарата,
дочерних акционерных обществ и предприятий;
• главные и ведущие специалисты;
• специалисты, имеющие соответствующее
образование и положительно зарекомендовавшие
себя в производственной деятельности;
• молодые специалисты, успешно
прошедшие стажировку.
Первый уровень резерва кадров
— все специалисты предприятия, следующий
уровень — заместители руководителей
различного ранга. Основной резерв составляют
руководители различных рангов.
Кандидаты в кадровый резерв
могут быть найдены как внутри предприятия,
так и на внешнем рынке труда.
Есть ряд методов формирования
списка кандидатов в резерв:
1. На основе анализа
анкетных данных, послужного списка,
отзывов коллег и непосредственных
руководителей. Отбор ведется на
основе формальных признаков (образование,
опыт работы, квалификация), при необходимости
с учетом мнения других специалистов.
2. На основе рекомендаций
руководителей. Перед линейными
менеджерами ставится задача
выбрать кандидатов на выдвижение
из числа их подчиненных.
3. На основе заявок
всех желающих, поданных в ходе
открытого конкурса.
От уровня информирования и
метода формирования списка кандидатов
зависят порядок и результаты работы.
Этот выбор тесно связан с особенностями
кадровой политики предприятия. Например,
если руководство по каким-то причинам
не может взять на себя обязательство
предоставить резервистам кадровый рост
и выбирает скрытое формирование кадрового
резерва, оно не приведет к повышению мотивации
сотрудников, а у резервистов в отсутствие
информации о своем новом статусе не будет
дополнительных причин работать в этой
компании.
59. МОТИВАЦИЯ С
ПОЗИЦИИ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
Одним из важных элементов УП
явл его мотивация и стимулирование к
высокопроизводительному труду. Связующим
звеном м/у ними выступает оценка труда
работников.
Мотивация « Стимулирование « Оценка персонала «
Определив сильных, слабы и
результативных работников администрация
может вознаградить их должным образом:
благодарность, ЗП, премия, повышение в
должности.
Систематическая мотивация
поведения персонала явл предпосылкой
дальнейшего повышения производительности
труда. Для современных руководителей
явл важным овладение методами мотивации.
Использование мотивационного механизма
– залог успешной реализации задач, направленных
на достижение целей организации.
Мотивация – формирование внутренних
побудительных сил работника для достижения
личных целей организации.
60. МОТИВАЦИОННАЯ
СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Внутренним побудителем работника
к действию является мотив. Деятельность
работника находится под воздействием
ведущих мотивов или мотивационного ядра.
Мотивационное ядро – совокупность ведущих
мотивов, которыми руководствуется работник
в определенный период времени в своем
трудовом поведении. Структура мотивационного
ядра зависит от конкретной трудовой ситуации.
Наиболее часто встречаются след трудовые
ситуации:
1) выбора специальности
или места работы;
2) повседневной работы
по данной профессии на конкретном
предприятии;
3) конфликтная ситуация;
4) перемены места работы
или смена работы и др.
Ведущее место в приведенной
структуре трудовой ситуации занимает
повседневное трудовое поведение, куда
входит: мотивы обеспечения, мотивы признания
и мотивы престижа.
Мотивы обеспечения связаны
с совокупностью материальных средств,
необходимых для достижения благополучия
работника и его семьи.
Мотивы признания состоят в
стремлении работников реализовать свои
потенциальные возможности в процессе
трудовой деятельности.
Мотивы престижа выражаются
в стремлении работников реализовать
свои социальные устремления, принять
участие в общественно значимой деятельности
Для рядовых работников ведущим
мотивом выступает мотив обеспечения,
для руководителей – признания и престижа.
61. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Основаны на идентификации
тех внутренних побуждений, которые заставляют
работника действовать именно таким образом,
а не иначе. Эти теории связаны с изучением
и учетом потребностей работника в процессе
мотивации его деятельности. Основоположниками
содержательных теорий мотивации являются
А. Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг.