Лекции по "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 19:58, курс лекций

Краткое описание

1. Система управления персоналом организации

Цели, функции, принципы и организационная структура системы управления персоналом.
Классификация персонала по категориям.
Анализ концепций управления персоналом.
Понятие, сущность, цели и значение менеджмента
Формирование системы управления персоналом.
Методы анализа и построения системы управления персоналом на предприятии.
Управление персоналом в международной компании

Вложенные файлы: 9 файлов

( стр. 79-90) 5. Организация отбора и оценки при найме персонала..doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

( стр. 91-113) 6.Управление развитием персонала.doc

— 119.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

( стр. 114-166) 7. Управление поведением персонала.doc

— 506.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

( стр. 167-174) 8. Урегулирование конфликтов в трудовом коллективе.doc

— 75.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

( стр. 175-208) 9. Оценка результатов деятельности персонала.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Сторонники третьего подхода считают, что эффективность работы персонала в значительной степени определяется организацией его работы, мотивацией труда, социально-психологическим климатом в коллективе, т.е. больше зависит от форм и методов работы с персоналом.

В качестве критериальных показателей эффективности работы персонала предлагаются такие показатели: текучесть персонала; уровень квалификации персонала; уровень трудовой и исполнительской дисциплины; профессионально-квалификационная структура; соотношение рабочих и служащих; использование фонда рабочего времени; социальная структура персонала; удельный вес нарушителей трудовой дисциплины; удельный вес расхитителей собственности; равномерность загрузки персонала; затраты на 1 работника; затраты на управление; уровень накладных расходов; выполнение плана социального развития; социально-психологический климат в коллективе; качество работы персонала.

Как видно, состав показателей достаточно всесторонне отражает организацию и социальную эффективность работы персонала, причем некоторые показатели являются комплексными, требующими сбора оперативной информации на основе конкретных социологических исследований. На ряде предприятий с низким уровнем механизации производства, а также на вновь созданных малых предприятиях преобладает подход к персоналу как производственному ресурсу без понимания значимости социального менеджмента, что также затрудняет внедрение прогрессивных методик и использование социальных резервов.

Анализ подходов к оценке эффективности работы персонала свидетельствует о многообразии критериальных показателей. Очевидно, необходим комплексный подход к оценке эффективности с позиций значимости конечных результатов производства, производительности и качества труда и организации работы персонала как социальной системы.

Методики оценки труда

Потребности хозяйственной практики последних тридцати лет свидетельствуют о поиске методов интенсификации управленческого труда, объективной оценке трудового вклада работников в конечный результат, организации здоровой конкуренции между подразделениями предприятия, внедрении принципа социальной справедливости, стремлении к оплате по труду. Сочетание теории и практики управления позволило разработать и внедрить в производство целый ряд оригинальных методик оценки эффективности работы персонала.

В зависимости от предмета оценки существующие методики можно разделить на две основные группы: методики оценки качества труда; методики оценки результатов труда.

Методики оценки качества труда ориентируют персонал на выполнение плановых заданий, рациональное использование рабочего времени, улучшение трудовой и исполнительской дисциплины и в основном направлены на совершенствование внутренней организации трудового коллектива. На территории бывшего СССР получили известность такие методики:

саратовская система бездефектного труда (СБТ); львовская методика "Пульсар" бывшего ПО "Электрон"; тульская система балльной оценки труда (ТС БОТ); томская система оперативной оценки качества труда (ТСОКТ); универсальная автоматизированная система контроля исполнения и оценки качества работы служащих (УАСКИ) НИИ труда и др.

Остановимся на заметных отличиях перечисленных методик оценки качества труда, наиболее типичным представителем которых является СБТ. Она была разработана в начале 60-х гг. и первоначально предназначалась для повышения качества труда рабочих, однако в силу своей универсальности и простоты получила широкое распространение для оценки труда инженерного и управленческого персонала. СБТ предусматривает, что работа высокого качества, без сбоев и нарушений оценивается коэффициентом, равным 1. За каждое упущение в работе вычитается определенная величина в долях единицы. Перечень упущений предусматривается стандартом предприятия, утвержденным совместным решением администрации и профкома.

При всех преимуществах СБТ (простота, наглядность, универсальность, гибкость) она имеет два существенных недостатка. Во-первых, оценка не связана с конечными результатами деятельности предприятия. Во-вторых, методика СБТ носит вид штрафных санкций, поскольку регистрирует упущения в работе, и не в полной мере использует методы морального поощрения.

Второй недостаток СБТ был впоследствии устранен другими методиками (ТСОКТ, ТС БОТ) путем введения повышающих коэффициентов за достижения в работе, например перевыполнение плана, высокую дисциплину труда, путем увеличения эффективности работы на установленную величину поощрения. В этом случае значение итогового показателя качества труда находится в диапазоне от 0 до 2. Однако отсутствие непосредственного влияния итогового показателя на экономические и социальные результаты деятельности предприятия снижает ценность методики.

Методики оценки результатов труда ориентируют управленческий персонал на достижение конечных результатов производства (рост прибыли и дохода, снижение затрат и расхода ресурсов), поскольку последние выступают в качестве главных оценочных показателей их деятельности и создаются всем трудовым коллективом предприятия. За базисное значение оценочных показателей принимается план или норматив, а их соизмерение с фактическими значениями осуществляется с помощью весовых коэффициентов. К этой группе относятся разработанные и внедренные в 80-х гг. в Нижнем Новгороде методики: система управления качеством работы и эффективностью (СУКРЭ), комплексная оценка управленческого труда (КОУТ), а также автоматизированная комплексная система оценки результатов деятельности бывшего Мин-прибора СССР (АККОРД) и др.

Достоинством данной группы методик является оценка результативности работы персонала по конечным результатам производства с ориентацией на улучшение фактических показателей. Однако они не лишены также недостатков, прежде всего, в формировании совокупности показателей конечных результатов и их соизмерении между собой. Так, методика СУКРЭ использует дисперсионный анализ средних величин выполнения плана по группе предприятий даже в том случае, когда они ниже плановых значений, вместо того чтобы достигать лучших результатов и перевыполнения плана.

Перечисленные методики имеют отличия в составе частных показателей, способах их расчета и формулах интегрального показателя. С точки зрения трудового процесса понятия качества труда и качества работы идентичны. Понятия результатов труда и эффективности работы различны, т.к. первое указывает на достижение поставленных целей, а второе - на достижение этих целей в соответствии с производственными затратами.

Требуют дальнейшего научного решения вопросы определения состава экономических и социальных показателей, характеризующих конечные результаты производства, применительно к рыночной экономике, экономического стимулирования выполнения планов с наименьшими затратами ресурсов и высоким качеством, а также вывода интегрального показателя, сопоставимого по различным периодам времени.

Одним из принципиальных вопросов эффективности работы персонала является правильное определение годовой экономии. Известно, что в рыночных условиях универсальным показателем годовой экономии является прибыль предприятия. Величина прибыли в концентрированном виде отражает конечный результат экономической и социальной деятельности предприятия и в значительной степени зависит от трудового вклада персонала.

Предположительно, экономичная и надежная работа персонала оказывает непосредственное влияние, наряду с другими факторами производства, на величину прибыли. Однако утверждение о наличии прямой связи между эффективностью работы персонала и величиной прибыли, безусловно, требует научного подтверждения. Полагаем, что необходимо решить научную задачу, установить количественное влияние факторов производства на величину прибыли и среди них выделить факторы эффективности работы персонала. В научной литературе достаточно хорошо исследованы пути и методы решения данной задачи путем корреляционно-регрессионного анализа влияния факторов производства на прибыль.

Критерии эффективности работы предприятия

В условиях взаимодействия административной системы, рыночной экономики и демократизации общества существенно возрастает значение научного обоснования состава показателей эффективности, отражающих конечные результаты экономического и социального развития предприятия.

 В рыночной  экономике важное значение имеют  такие экономические показатели, как прибыль, договорные обязательства, производительность труда, объем продаж, рентабельность. Существенное значение приобретает учет факторов, влияющих на эти конечные показатели, а также разработка рекомендаций по обеспечению рентабельной работы предприятия в условиях расширенного производства.

Создание экономико-математической модели, прогнозирующей эффективную работу предприятия в зависимости от рационального сочетания факторов производства, позволило бы своевременно решать три важные задачи.

Во-первых, планировать численное значение прибыли в зависимости от объемов заказов, цен на продукцию и ресурсы, экономических нормативов и фактически сложившихся условий производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Во-вторых, при наличии низкой рентабельности вносить коррективы в объемы выпуска продукции, договорные цены, экономические нормативы. Своевременно производить изменения в системе управления, например сокращение численности, укрупнение подразделений, корректировку планов социального развития с обоснованием экономического эффекта или возможных убытков.

В-третьих, правильно распределять чистую прибыль между трудовыми коллективами и собственниками предприятия. Сложившийся на многих предприятиях механизм распределения фонда материального поощрения и прибыли пропорционально заработной плате или численности работников подразделений не способствует развитию внутрипроизводственного хозрасчета и фактически приводит к уравниловке в оплате труда.

Какие критериальные показатели эффективности необходимо учитывать в модели? Известно, что основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль. При всей ее важности и значимости прибыль, однако, не может быть единственным критериальным показателем эффективности работы предприятия, т.к. лишь опосредованно характеризует социальную деятельность предприятия, качество и организацию труда персонала. Поэтому назрела необходимость формирования комплексного показателя эффективности, отражающего, с одной стороны, результаты экономического развития предприятия, а с другой стороны - показатели социальной эффективности работы персонала.

Выбор критериальных показателей целесообразно сделать из таких экономических показателей, как прибыль, доход, себестоимость, уровень рентабельности, затраты на 1 руб. продукции.

 Их характеристика приведена в табл. 2.

 

  Таблица 2.

Некоторые критериальные показатели эффективности работы предприятия

 

       Показатель

Способ расчета

 Достоинства

          Недостатки

    1. Показатели экономической эффективности конечных результатов

Балансовая прибыль, руб.

Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости, отражаемая в бухгалтерском балансе

Основной обобщающий показатель, отражающий финансовые результаты в денежной форме

Зависит от объема выпуска продукции и уровня цен. Неприменим для убыточных предприятий

Доход, руб.

Выручка от реализации продукции за вычетом материальных затрат и амортизации

Экономический показатель прибавочного продукта. Стимулирует экономию ресурсов

Зависит от объема выпуска продукции.  Включает в себя фонд заработной платы - расходную статью себестоимости

Себестоимость, руб.

Часть стоимости, включающая затраты на потребленные средства производства и на оплату труда

Характеризует абсолютные размеры затрат на производство, снижение которых дает прибыль

Не может служить сравнительным показателем для    различных    предприятий

Уровень рентабельности, %

Отношение прибыли к стоимости основных производственных фондов (ОПФ) или себестоимости продукции

Относительный показатель конечного результата, сопоставимый для различных предприятий

При различной структуре ОПФ    предприятий сопоставимость  затруднена.   Неприменим  для убыточных предприятий

Затраты на 1 руб. продукции, коп./руб.

Отношение   себестоимости

к стоимости товарной продукции

Показывает структуру себестоимости, прибылей или убытков. Сопоставим для любых предприятий

Завышение цен на продукцию приводит к искусственному снижению затрат и росту прибыли

Объем товарной продукции, руб.

Стоимость     произведенной и реализованной покупателю   продукции   за определенный период

Характеризует продажу произведенной продукции на рынке, т.е. факт обмена "товар - деньги"

Зависит от спроса и предложения товара и монополизации рынка производителем

Качество продукции (процент брака или рекламаций), %

Рассчитывается   как   отношение      качественной продукции к общему объему товарной продукции

Показывает удельный вес брака и рекламаций в объеме товарной продукции. Позволяет влиять на технологии производства

Характеризует качество продукции в период гарантийного срока и только по предъявлению рекламаций

Затраты на управление предприятием, коп./руб.

Отношение      суммарных затрат на содержание аппарата управления к общим   затратам   предприятия

Позволяет судить о доле затрат на управление, динамике их изменения во времени

Характеризует эффективность работы только управленческого персонала

Внедрение научно-технического прогресса, руб.

Рассчитывается как суммарный  годовой  эффект от внедрения новой технологии         (выполнение объемов новых инвестиций)

Характеризует состояние с внедрением новой техники, технологий и инвестиций, т.е. будущую стратегию

Не играет роли в работе убыточных или новых предприятий

Фондоотдача основных производственных фондов, руб./руб.

Отношение   объема   товарной продукции к стоимости   основных    производственных фондов

Позволяет судить об эффективности использования производственных фондов, произведенной продукции в расчете на единицу фондов

Зависит от стоимости продукции и инфляции, неполной загрузки, простоя оборудования или завышенной стоимости ОПФ

2.Показатель качества, результативности и сложности труда

Производительность труда (выработка на 1 работника), руб./чел.

Отношение   объема   выпущенной    продукции    к общей   численности   работников, занятых в производстве

Характеризует часть продукции в расчете на 1 работника и позволяет судить о производственном потенциале персонала

Допускает завышение затрат и численности работников. Динамика несопоставима в условиях инфляции

Соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы,%

Отношение         прироста производительности   труда   к   приросту   средней заработной платы

Позволяет судить о позитивном развитии или негативном соотношении темпов роста ("проедание")

Показывает только динамику, а не источники тенденций. Зависит от стоимости рабочей силы и цены товара

Частота производственного травматизма, %

Отношение числа случаев        производственного травматизма     к    общей численности персонала

Характеризует состояние охраны труда и техники безопасности

Фиксирует только явные случаи производственного травматизма. Зависит от факторов производства и соблюдения правил

Потери рабочего времени на 1 работника, чел.-дни

Отношение      суммарных потерь времени из-за болезни, простоев и неявок к     общей     численности персонала

Показывает резервы эффективности в использовании труда персонала

Не фиксирует внутри-сменные потери рабочего времени. Зависит от социального обеспечения и здравоохранения

Фонд оплаты труда (заработной платы), руб.

Общий фонд основной и дополнительной заработной платы, включаемый в себестоимость продукции

Позволяет контролировать размеры и удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции. Является базой для налогообложения

Зависит от величины предприятия, товарной продукции и внешних факторов (налоги,

монопольность, численность)

Средняя заработная плата 1 работника, руб./чел.

Отношение общего фонда оплаты труда к общей численности персонала

Характеризует уровень оплаты труда и динамику ее изменения по периодам времени

Зависит от цены продукции, инфляции и внешних факторов (налоги, монопольность и др.)

Качество труда персонала, баллы или %

Первый   способ   -  отношение    удельного    веса брака    и    рекламаций    к общей численности  персонала. Второй способ - экспертная  оценка  качества  на заседании  правления  по 5-балльной шкале

Применим     в     службах сервиса.  Позволяет увязать работу персонала с внешней оценкой качества потребителями и клиентами. Простота    расчета,    возможность      соизмерения подразделений

Фиксируется только малая   часть   брака   из-за неисполнительности     и нарушений.     Субъективизм экспертных оценок членов правления

3. Показатели социальной эффективности

Текучесть персонала (рабочих кадров), %

Отношение    числа    уволенных работников к общей численности персонала

Характеризует уровень стабильности трудового коллектива и работу с персоналом

Не включает часть уволенных   по   уважительным причинам работников   (армия,   переезд  и т.п.) в показатель текучести

Уровень трудовой дисциплины, наруш./чел. или баллы

Отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности    персонала.    Другой вариант    -    экспертная оценка уровня дисциплины по 10-балльной шкале

Позволяет судить о прогулах, опозданиях, неисполнительности в структурных подразделениях. Второй вариант характеризуется простотой расчета

Сложность    исчисления из-за отсутствия четкой фиксации  нарушений  в оперативной      отчетности.   Второй  вариант  -субъективизм оценки

Соотношение рабочих и служащих, чел./чел.

Отношение   численности производственного     персонала   (рабочих)  к  численности  управленческого персонала (служащих)

Характеризует число рабочих, приходящихся на 1 служащего. Позволяет судить о квалификации персонала и соотношении двух главных категорий персонала

Зависит  от  отраслевой специфики, уровня комплексной    механизации производства   и   кадровой политики

Надежность работы персонала, доли или баллы

Первый способ - вероятность безотказной  работы    персонала   с   минимальным   числом   отклонений. Второй способ - экспертная   оценка   надежности правлением предприятия по 10-балльной шкале

Позволяет прогнозировать неблагоприятные периоды в работе и убытки от отклонений.

Простота расчета и возможность оценки различных подразделений

Сложность   и   большие затраты на расчет показателей надежности.

Субъективность   оценок надежности  и  их  влияния   на  общую   эффективность

Равномерность загрузки персонала, доли или баллы

Первый   способ   -  отношение    удельного    веса потерь   и   перегрузок   к общей трудоемкости.

Второй способ - экспертная  оценка  равномерности на заседании правления      предприятия      по 5-балльной шкале

Позволяет судить о степени приближения к идеальной загрузке, равной единице.

Простота расчета позволяет соизмерять работу различных подразделений

Требует  создания   нормативной базы и сбора оперативной    информации о потерях  и  перегрузках. Субъективизм    экспертных оценок и их влияния на    общую    эффективность

Коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ), доли

Рассчитывается       путем суммирования   с   нормативной   единицей   достижений (знак +) или упущений (знак -) в работе

Является комплексным показателем, по которому можно судить о результатах и качестве труда персонала

Нет прямой связи с конечными    результатами производства.    Субъективизм   оценок  определяется составом комиссии (правления)

Социально-психологический климат коллектива, баллы

Устанавливается   на   основе   конкретных   социологических   и   психологических   исследований   с помощью специалистов

Позволяет установить лидеров, мотивацию, потребности, климат и эффективность использования различных методов управления, разработать рекомендации по улучшению климата

Дополнительные  затраты   на   проведение   исследований.   Невозможность улучшения климата в случае незаинтересованности руководства

(стр.45-59) 3. Кадровая политика организации.doc

— 89.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

(стр. 1-30) 1 Система управления персоналом организации.doc

— 139.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

(стр. 60-74) 4. Методы формирования кадрового состава.doc

— 140.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

( стр.31-44) 2. Стратегические аспекты управления персоналом.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Управление персоналом"