Лекции по "Управлению человеческими ресурсами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 23:05, курс лекций

Краткое описание

Организационные методы обеспечивают подчинение интересов систем более низкого уровня интересам высшей по рангу системы управления. В систему этих мер входят методы организационного воздействия (регламентирование. Инструкции, пожелания, организационные схемы нормирования и т.п.), методы распорядительного воздействия (приказы, распоряжения, постановления), методы правовые (правовые нормы и акты). Это формирование организационных структур, расстановка кадров, определение прав и обязанностей и др.
Экономические методы – это совокупность приемов, которые должны обеспечить совпадение интересов общества в целом, коллективов и отдельных работников. К ним относятся ценообразование, распределение прибыли, финансирование, кредитование, материальное поощрение.

Содержание

Понятие управления, его функции
Персонал, как основной элемент производства. Его роль в повышении эффективности работы предприятия
Значение курса для специалистов

Вложенные файлы: 1 файл

человеческие ресурсы.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Проведенный нами анализ подводит нас к выводу о том, что в производственной сфере качество труда определяется сложностью труда и отношением работника к труду.

 

2. Качество труда влияет на количество и качество продукции.

Высококачественный труд создает больше продукции более высокого качества.

Поэтому качество труда связано с эффективностью производства.

На предприятии рабочие с высоким разрядом и большим стажем работы трудятся более производительно и без брака. Более дисциплинированные работники тратят на выполнение своих обязанностей меньше времени, производят больше продукции и меньше делают брак.

Сложность труда представляет собой совокупность приемов и операций, выполнение которых требует определенной квалификации, является объективной характеристикой качества труда. Уровень сложности общественного труда является результатом развития современной науки. Техники, технологии, квалификации работников. Сложность конкретных видов труда зависит от требований, которые предъявляет данная работа исполнителю. Проявляясь через функционирование рабочей силы, сложность труда для профессии может определяться набором функций, степенью ответственности, числом подчиненных и т.д.

Сложность труда - понятие интегральное. Она находится под воздействием таких факторов, опыт, навыки работника, его способности. Квалификация представляет собой степень обученности работника. Для более эффективности использования труда необходимо соблюдать соответствие между сложностью труда  и квалификацией. С повышением сложности должна расти и квалификация. Однако на практике нередки случаи, когда работники с низкой квалификацией выполняют более сложную работу и, наоборот, высококвалифицированные специалисты используются на работе,  которая требует более низкой квалификации. С развитием научно-технического прогресса, с изменением содержания труда доля сложного труда увеличивается, что требует повышения квалификации работников.

Выполнение сложной работы чаще всего невозможно без определенных навыков и опыта. Опыт помогает наилучшим образом использовать на производстве имеющиеся знания. И не случайно поэтому ряд должностей и специальностей предъявляют требования не только к квалификации работника, но и стажу работы.

Сложность труда находится в тесной взаимосвязи со способностями работника. Способности, являясь психологическими и физическими особенностями человека, проявляются в глубине и быстроте овладения сложными технологическими процессами.

Отношение работника к труду, являясь его субъективной характеристикой, также сложное понятие. На него воздействуют воспитание, идеологические и моральные факторы, производственные факторы.

Добросовестное отношение к труду формируется в процессе воспитания. Оно осуществляется в результате совместной деятельности семьи, детских и молодежных организаций, общественности.

Отношение к труду в основном формируется в коллективе.

На отношении работника, к труду огромное влияние оказывает уровень организации труда на производстве. При плохой организации даже и добросовестного работника может сложиться негативное отношение к труду.

Таким образом, качество труда как экономическая категория выражает отношения работников по поводу создания определенной потребительной стоимости (продукции или услуги). Признаками качества труда являются сложность труда и отношение работника к труду. Данные признаки находятся под воздействием различных факторов, что предполагает комплексный подход к управлению качеством труда.

 

 

Лекция 4. Организационные структуры

1. Определение  целей предприятия

2. Линейная, функциональная структуры

 

1. Для того, чтобы определить необходимую численность персонала любой организации, необходимо четко представлять организационную структуру этой организации и выполняемые ею функции.

Любое управление начинается с выработки цели организации. Основной целью любой коммерческой организации является прибыль и ее получение.

Цель - это не только указатель направления, в котором движется организация, но и критерии оценки того, на сколько эффективно действует организация и ее структурные подразделения.

Цели будут согласованными, когда достижение одной не препятствует достижению другой, когда цели противоречат, друг другу возникает вопрос приоритетности целей.

Если работники организации и различные подразделения имеют общие цели, отвечающие целям организации в целом, то и действуют они в одном направлении. Если нет, то достижение общих целей организации проблематично.

 

ПРАВИЛА ВЫРАБОТКИ ЦЕЛИ.

Цели должны быть определены ясно и конкретно, а именно "что /в 
каком количестве и качестве/ должно быть сделано?", "кто или какое 
подразделение должен это сделать", "время, срок и продолжительность", 
"затраты".

Цели должны быть известны и понятны всем, кто участвует в их 
достижении,

Цели должны быть измеряемыми.

Если выдвигается несколько целей, они должны быть логически 
связаны и согласованы.

ОСНОВНЫЕ И ПОДЧИНЕННЫЕ ЦЕЛИ.

УРОВЕНЬ ИЕРАРХИИ

ЦЕЛИ

ПОДЦЕЛИ

1. предприятия в целом

1. выживание

Не допускать сокращения персонала в течение следующих 3-х лет

2. завоевание доли рынка

Увеличить за 1 год с 20% до 25%

3. увеличение продаж

Увеличить на 4% за 1 год

2. подразделение (служба маркетинга)

1. новые сегменты рынка

Выход на рынки всех стран ЕС

2. новые продукты

Два новых продукта в каждой стране

3. отдел (отдел продаж)

1. новые (выгодные) клиенты

Увеличить продажу на 10% на 1 клиента

4. отдельный работник (торговый агент)

1. увеличение продаж

До 10% прироста продаж в месяц

2. увеличение числа визитов на  одного клиента

20% дополнительных визитов.


 

 

2. Структура организации обычно представляется в виде организационного дерева. Каждый прямоугольник в этом дереве может представлять отдельную должность /одного человека/ или группу людей объединенных в одно подразделение. Организационная структура отвечает на вопросы:

  • какие работники, выполняющие различные работы, объединены в одно подразделение и какие подразделения на более высоком уровне ****** 
    объединяются в единую службу - более крупную единицу;
  • кто и перед кем должен отчитываться.

схема организационного дерева:

 

 

 

Структура организации строится на следующих критериях:

- виды выполняемых работ /поставки, производства управления персоналом/;

- виды выпускаемой продукции;

Пр.: кондитерская фабрика выпускает конфеты и мучные изделия.

Основными функциями являются поставки /обеспечение материальными ресурсами/, производство, сбыт.

Директор


поставки              производство          сбыт  


конфеты   печенье      конфеты   печенье     конфеты   печенье

 

Директор


зам.директора по поставкам   зам. по производству           зам по сбыту  


 

                       ЦЕХИ                          ЦЕХИ                       ЦЕХИ

Задача руководителя выбрать ту структуру управления, которая наиболее полно соответствует целям и задачам организации.

Структура аппарата управления любой организации характеризует состав и взаимосвязь ее подразделений и отдельных должностных лиц.

В практике выделяют следующие структуры управления:

1. линейная структура.


 

 

 

 

          Члены  организации каждой из низших  ступеней управления находятся в линейной подчиненности руководителя высшего уровня.

В линейной структуре в наибольшей степени наблюдается единоначалие. Каждый из органов управления обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих специальных знаний.

Преимущества:

 

Недостатки:

Четкая система взаимных связей.

Перегрузка руководителей 
верхнего звена.

Ярко выраженная ответственность.

Зависимость работы от наличия 
на месте руководителя высшего 
звена, его личных и деловых качеств.

Быстрота реакции в ответ на прямые приказания.

Неоперативность при решении вопросов между структурными подразделениями.


 

 



 2. функциональная структура.


 

 

 

Функциональная структура требует создания подразделений для выполнения определенных функций.

Функциональная специализация аппаратного управления повышает эффективность.

Преимущества:

 

Недостатки:

Освобождает линейных руководителей от решений специальных 
вопросов.

усложнение взаимосвязей

Использует в работе консультации опытных специалистов.

затруднение координации

Уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

 

Лекция 5. Штабная, матричная структуры. Неформальные организации

1. Штабная, матричная  структуры

2. Неформальные  организации

1. штабная структура.

Включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые не обладают принятием решения, а лишь помогают линейным руководителям в их подготовке.

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА     ДИРЕКТОР         СЛУЖБА СОЦ. РАЗВИТИЯ


 

ЗАМ. ПО ПРОИЗВОДСТВУ   ЗАМ. ПО ЭКОНОМИКЕ           ЗАМ. ПО КАДРАМ  


 

                       ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ                            ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 

       К  чисто штабным подразделениям  относятся отделы координации  и анализа, группа сетевого планирования, юридические службы и служба социального развития

 

Преимущества:

 

Недостатки:

глубокая подготовка решений в связи 
со специализацией персонала.

недостаточная ответственность,

 т.к. готовящие решение не участвуют в его исполнении.

освобождение линейных руководителей 
от тщательного анализа.


 

    По мере роста организации штабного типа усложняются проблемы взаимодействия между подразделениями. Эти проблемы можно свести к минимуму, если штабные работники научатся работать совместно с управляющими, которым они дают рекомендации. Эти рекомендации должны быть в форме советов, а не приказов.

  Штабные работники  должны разделять ответственность  с другими работниками. Если управляющие линейных служб будут обращаться за помощью к штабным службам до того, как дело примет серьезный оборот. Будет принимать советы специалистов, и разделять ответственность со штабными службами.

Подход к построению нового типа организационной структуры базируется на целевой ориентации. На основе целевого управления создается матричная организационная структураматричная организационная структура.

ДИРЕКТОР


ТЕХНИЧЕСКИЙ ОДЕЛ      ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   ОПЫТНЫЙ

ДИРЕКТОР ПРОГРАММЫ 1______________________________________ЦЕЛЬ 1

ДИРЕКТОР ПРОГРАММЫ 1______________________________________ЦЕЛЬ 1

ДИРЕКТОР ПРОГРАММЫ 1______________________________________ЦЕЛЬ 1

Матричная организационная структура позволяет руководителю, ответственному за реализацию программы, подчинять всех исполнителей независимо от места их работы. По окончанию работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений. Матричная структура целесообразна при освоении ряда новых изделий в сжатые сроки.

Преимущества:

 

Недостатки:

Ориентация на проектные цели и спрос.

Трудность установления четкой ответственности за работу о задании подразделения и выполнению функций по решению целевой задачи.

Гибкое использование кадров, их знаний.

Возможность возникновения конфликтов между руководителями функциональных служб и руководителями проектов.

Улучшение контроля за отдельными задачами проекта.

 

 

 

 

 

Лучшая связь с заказчиком.

 

Повышение эффективности

 

 

В чистом виде организационные структуры практически не встречаются. Чаще всего - это линейно-функциональная структура с использованием элементов штабной структуры.

Пример: Вы - менеджер и собственник хлебопекарной компании. Компания продает свою продукцию населению в 4-х булочных, которые расположены в 10 км друг от друга. В составе организации есть одно производственное подразделение, которое расположено в здании одного из магазинов. На площадях других магазинов выполняются лишь некоторые финишные операции по изготовлению кулинарных и хлебобулочных изделий. В компании работает 30 человек.

Опишите основные виды деятельности компании и спроектируйте ее организационную структуру.

Информация о работе Лекции по "Управлению человеческими ресурсами"