Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 23:05, курс лекций
Организационные методы обеспечивают подчинение интересов систем более низкого уровня интересам высшей по рангу системы управления. В систему этих мер входят методы организационного воздействия (регламентирование. Инструкции, пожелания, организационные схемы нормирования и т.п.), методы распорядительного воздействия (приказы, распоряжения, постановления), методы правовые (правовые нормы и акты). Это формирование организационных структур, расстановка кадров, определение прав и обязанностей и др.
Экономические методы – это совокупность приемов, которые должны обеспечить совпадение интересов общества в целом, коллективов и отдельных работников. К ним относятся ценообразование, распределение прибыли, финансирование, кредитование, материальное поощрение.
Понятие управления, его функции
Персонал, как основной элемент производства. Его роль в повышении эффективности работы предприятия
Значение курса для специалистов
Что касается либерального стиля руководства, то в целом в сфере материального производства он применяется только как элемент общего руководства на том или ином этапе развития.
2. Лидерство — процесс
Известны следующие концепции лидерства:
- личностная - лучшие из лидеров обладают набором качеств, общим для всех;
- поведенческая - эффективность лидерства определяется манерой поведения лидера по отношению к членам группы;
- ситуационная - эффективность
лидерства определяется способн
Лекция 14. Баланс власти начальника и подчиненных. Формы власти, типы личности
1. Власть — это право и возможность оказывать воздействие на поведение других людей. Право, то есть совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей, здесь понимается как полномочия, которыми наделен конкретный человек для достижения определенной цели.
Реализация властных
Базовым условием для понимания психологии власти является различие между управлением и лидерством. Управление есть организация работы системы. Лидерство — процесс влияния одного лица на других.
Руководитель наделен административной властью, которая не исчерпывает всех возможных вариантов влияния на других людей. Расширить круг применяемых методов – задача руководителя. Для этого необходимо взять и те властные рычаги, которыми обладает лидер
2. Формы власти:
- принуждение (возможность заставить);
- вознаграждение (возможность поощрить);
- экспертная власть (наличие специальных знаний);
- эталонная власть (власть примера, харизмы);
- законная власть (право действовать по закону, традиции);
Власть, основанная на принуждении, опирается на такие рычаги, как страх и стыд (мало приемов, много ресурсов).
Власть, основанная на вознаграждении, опирается на ценностные ориентации работников (много приемов, мало ресурсов).
Эталонная власть основана на личном примере (доверие, риторика, энергичность, другие черты лидера). Многообразие приемов связано с многообразием личностей.
экспертная власть основным приемом имеет убеждение, обеспечивает единство мнения коллектива, но при этом есть опасность перехода к авторитаризму.
Законная власть опирается на реакцию человека на должность, на исторические примеры (традиции). Обеспечивает точность и скорость исполнения, но подавляет личность.
Для всех типов власти характерно правило баланса власти, те есть уровень власти над подчиненными равен уровню власти подчиненных над руководителем. Для поддержания баланса власти используется единый общий для всех типов власти метод – метод убеждения и участия.
Стиль управления реализуется в форме властных отношений по поводу полномочий и ответственности.
Делегирование полномочий - передача руководителем задач и полномочий подчиненному, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование прав может быть:
При делегировании полномочий требуется предусмотреть некоторые меры безопасности.
Принципы безопасного делегирования полномочий:
- соответствие передаваемых
сотруднику полномочий
- возможность реализации
делегируемых полномочий
- соответствие масштаба
ответственности
- контролируемая
- корректировка полномочий и ответственности сотрудника в соответствии с изменением задания;
- мотивирование расширения
прав и ответственности
Причины, тормозящие распространение делегирования полномочий:
а) со стороны руководителя:
- отсутствие доверия к подчиненным;
- боязнь риска;
- трудность осуществления контроля;
- ощущение угрозы от сильной личности;
- усложнения процесса принятия решений;
- недостаточность коммуникаций и подчиненными;
б) со стороны подчиненных:
- нежелание брать на себя работу;
- боязнь критики со стороны начальства;
- отсутствие прав и ресурсов;
- перегруженность работой;
- отсутствие уверенности в себе;
- отсутствие стимулов для взятия на себя дополнительной ответственности.
Существует много способов описания индивидуальных различий и классификации характеров. Мы остановили свой выбор на одной из самых практичных типологий личности, получившей широкое распространение в современном менеджменте. В основе типологии лежат четыре основных признака, которые описывают наши подсознательные предпочтения.
Взаимодополняемость противоположных типов личности
Интуитивный тип нуждается в сенсорном типе |
Сенсорный тип нуждается в интуитивном |
Для обращения внимания на значимые факты |
Для демонстрации новых возможностей |
Для применения имеющегося опыта |
Для обеспечения неординарного подхода к решению проблем |
Для чтения документов между строк |
Для определения признаков изменений грядущих |
Для определения приоритетности решаемых задач |
Для подготовки к будущей деятельности |
Для выработки терпения |
Для воодушевления |
Для отслеживания всех деталей |
Для поиска новых важных аспектов |
Для выработки реалистичной реакции на трудности |
Для достойного выхода из затруднительных положений |
Для напоминания, что сиюминутные радости важны |
Для напоминания, что не следует забывать о радости, которая ждет завтра |
Чувствующие типы нуждаются в мыслительных типах |
Мыслительные типы нуждаются в чувствующих типах |
Для анализа |
Для убеждения |
Для организации |
Для примирения, согласия |
Для упреждающего видения слабых сторон |
Для понимания других |
Для внесения назревших изменений |
Для поднятия духа |
Для следования принятому курсу |
Для обучения |
Для увольнения сотрудников при необходимости |
Для проведения рекламных компаний |
Для твердого отпора оппозиций |
Для самооценки |
Лекция 15. Правила и принципы общения с людьми
Обращение — это форма выражения отношения. Люди судят об отношении к ним, особенно при первых контактах, по тому, как к ним обращаются. Отношение как содержание и обращение как форма едины, но не тождественны. Одно и то же отношение может быть выражено в различных формах обращения. Так, например, доброе отношение может быть выражено в форме маниловского обращения, или, по крайней мере, близкого к нему, и в форме сухого или даже грубоватого обращения, маскирующего душевную теплоту человека, не любящего внешних аффектаций или выражения ответной благодарности. И, наоборот, в изящных формах обращения может таиться яд неприязненного отношения.
На характере обращения в первую очередь сказываются моральные свойства личности, а также общая культура, воспитанность человека, способность вчувствоваться, вмысливаться в другого человека.
В зависимости от того, как обращаются люди друг к другу, у них формируется то или иное настроение, которое прямо влияет на работоспособность и жизнедеятельность. Грубое обращение травмирует, выбивает из колеи жизни, ведет нередко к конфликтным отношениям.
И наоборот, улыбка при обращении, рукопожатие, вежливое словесное обращение всегда и всеми высоко ценятся. При таком обращении, особенно со стороны авторитетных людей, формируется душевный подъем. Люди при этом становятся добрее и переносят хорошее отношение к себе на других.
Люди нуждаются в уважительном к себе обращении, и это отвечает их социальной природе, потребности в общественном признании.
Само собой понятно, что гуманное обращение должно подкрепляться делами; если этого нет, то вскоре ореол «прекрасного человека» рассеивается и создается мнение о человеке «хороших манер» как о краснобае и пустом человеке.
Неприятна грубость в обращении, даже если она идет от доброты. Есть еще кое-где руководители, которые любят «соленые» слова, считают себя хозяевами, которым все позволено. Такие руководители даже чистосердечно обижаются, когда им делают замечания об их бестактности, грубости в обращении с людьми.
Отсюда следует, что идеальным руководителем является тот, кто по-настоящему воспитан, у кого слова, улыбка не расходятся с делами
Итак, обращение есть форма выражения отношения личности к другим личностям. В нем, прежде всего, проявляются моральные убеждения и привычки руководителя, его нравственная воспитанность в целом. Само собой понятно, что эгоист не может быть чутким и внимательным к людям, в то время как гуманист — это подлинно социальный тип человека, он способен на подвиг во имя человека, так как для него каждая личность — величайшая общественная ценность.
На обращении сказывается и общая культура человеческой личности (знания и навыки). Бывает, что человек в своей сущности хороший, нравственный, но вследствие низкой культуры поведения и отрицательных привычек оказывается бестактным и невольно делает людям больно.
Гуманность в обращении требует и специфической психологической инструментовки личности, т. е. того, что в психологии называют эмпатией.
Люди, обладающие эмпатией, способны вчувствоваться в другого и разделять его переживания. Такие люди отличаются теплотой отношений и обращений. И это понятно, так как они идентифицируют себя с другими и потому относятся к ним, как отнеслись бы к самому себе. Каждому нужно руководствоваться правилом: прежде чем обращаться так или иначе к человеку, следует понять его, учесть его состояние — одним словом, быть гуманным по отношению к человеку
Лекция 16. Эффективность работы персонала. Планирование рабочего дня
Управление личным временем
Управление временем ничем не отличается от любого другого вида управления. Вы анализируете, определяете стратегию и планируете, как Вам достичь своих целей.
Продуктивное и непродуктивное время
Продуктивное время: это время когда ваши потенциальные возможности находятся в наивысшей точке. А именно:
- Вы полны энергии
- Вы четко и творчески мыслите
- Вы можете принимать решения и реально что-т делать
- Вы можете ставить серьезные, сложные задачи. Требующие принятия сложных решений.
Непродуктивное время: это время, когда Вы испытываете упадок сил и находитесь не в лучшей форме.
Разберитесь с самой неприятной работой.
Матрица приоритетов
Введение - Ключевые элементы управления временем
Информация о работе Лекции по "Управлению человеческими ресурсами"