Методы управления персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 07:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение теории и практики оценки эффективности управления персоналом и разработка направлений совершенствования эффективности управления персоналом.
Задачи работы:
- рассмотреть подсистемы и функции управления персоналом;
- изучить методики анализа эффективности управления персоналом;
- оценить эффективность управления персоналом ООО Вилма;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Теоретические основы методов оценки эффективности управления персоналом……………………………………………………………………..5
Подсистемы и функции управления персоналом…………………5
Методики анализа эффективности управления персоналом……9
Оценка эффективности управления персоналом ООО Вилма…………….17
2.1. Краткая характеристика ООО Вилма……………………………….17
2.2. Эффективность управления персоналом ООО Вилма……………..21
Направления совершенствования эффективности управления персоналом ООО Вилма………………………………………………….……………….28
Заключение………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………34
Приложения………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

методы оценки перс.docx

— 85.38 Кб (Скачать файл)

Эффективность управления персоналом определяется исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных за ним функций. Для  определения степени эффективности  управления персоналом необходимы соответствующие  критерии и показатели.

При выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для  решения каких конкретных задач  используются результаты оценки и, во-вторых, для какой категории работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности  и характера деятельности.

В качестве критериев в  области эффективности управления персоналом, может выступать выполнение установленных норм выработки или  обслуживания при надлежащем качестве работы и снижение издержек, возникающих  из-за повышенной текучести персонала, необоснованных простоев и др.

При этом, оценка эффективности  управления персоналом состоит из двух компонентов: экономической эффективности, характеризующей достижение целей  фирмы путем использования персонала  на основании принципа экономичного расходования имеющихся ресурсов, и  социальной эффективности, характеризующей  степень ожидания потребностей и  интересов наемных работников.

В качестве компонентов экономической  эффективности управления персоналом некоторые экономисты8  предлагают рассматривать:

соотношение результатов  работы и издержек на персонал, рассматриваемое  с точки зрения поставленных организационных  целей;

компоненты, отражающие вклад  персонала в долгосрочное существование  и развитие организации. К ним  относятся:

стабильность, которая отражается в преемственности кадрового  состава, в надежности выполнения работниками  порученных ими заданий, в отсутствии напряженности и конфликтов;

гибкость, которая означает способность персонала адаптироваться к новым условиям, активно содействовать  организационным изменениям и быть готовым к конфликтам, если это  необходимо для реализации инновационных  концепций.


Эффективность управления кадрами  необходимо оценивать по системе  показателей, наиболее полно отражающих эту область менеджмента и  отвечающих следующим требованиям:

полнота и достоверность  производимой оценки;

учет результатов управленческих решений, как в количественных, так  и качественных характеристиках;

учет показателей, на которые  управленческие решения оказывают  прямое влияние;

соответствие целям оценки;

соизмеримость результатов  управления с затратами на их получение.


Так Дж.М. Иванцевич и А.А. Лобанов предложили методику анализа функционирования служб управления кадрами9 , где критерии оценки сгруппированы следующим образом:

1. Собственно экономическая  эффективность: 

показатели эффективности;

стоимость оцениваемой программы  на одного работника.


2. Показатели степени  соответствия.

3. Степень удовлетворенности  работников:

компенсацией;

собственно работой.


4. Косвенные показатели  эффективности работы служащих:

текучесть персонала;

абсентизм - количество самовольных  невыходов на работу;

брак;

частота заявок о переводе на другие работы;

количество жалоб;

безопасность труда и  количество несчастных случаев;

прочие показатели качества труда.


Каждый из вышеперечисленных  показателей и их комбинации выражают эффективность работы служб управления персоналом, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными  значениями.

Э.Б. Фигурнов предлагает следующие  показатели10 , характеризующие интенсификацию использования персонала:

разность уровней производительности труда, их соотношение;

экономия численности  работников в результате увеличения выработки при повышении производительности труда.


С помощью предложенных показателей  можно определить направление влияния  каждого фактора на изменение  степени производительности, но нельзя количественно выразить это влияние.

Безусловно, система показателей, необходимых для определения  эффективности управления персоналом, нуждается в доработке. Решение  этой задачи позволит объективно оценивать эффективность организационных и социальных мероприятий, уточнять ближайшие задачи и цели.

По нашему мнению, систему  показателей эффективности управления персоналом следует строить на базе теории факторов производства. Производительность труда является основным показателем  использования персонала и характеризует  доходность производства в расчете  на одного занятого. Этот показатель рассчитывается как отношение годового дохода предприятия  к среднегодовому числу работников.

Оценка эффективности  управления персоналом опирается на критерии, выраженные в объективных  показателях развития производства, которые представлены в таблице 2

Таблица 2 
Статистические показатели эффективности управления персоналом

Направление анализа

Показатели 

Показатели экономической  эффективности 

Производительность труда 

Объем реализации на одного работника и его динамика 
Объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика

Улучшение качества продукции, услуг 

Количество рекламаций и  их динамика 
Удельный вес брака и его динамика

Издержки на персонал

Общие издержки фирмы на персонал за период 
Доля издержек фирмы на персонал в объеме реализации за период 
Издержки на одного работника и их динамика

Эффективность управленческих программ

Затраты на отдельные направления  и программы деятельности служб  управления персонала в расчете  на одного работника 
Эффект воздействия отдельных программ на результативность деятельности работников и фирмы в целом

Показатели экономической  эффективности 

Социально-психологический  климат в коллективе

Взаимоотношения с коллегами 
Взаимоотношения с руководством 
Взаимоотношения с общественностью, коллегами

Уровень удовлетворенности  персонала 

Соответствие организационных  и личных целей 
Коэффициент текучести персонала и его динамика 
Уровень абсентизма 
Уровень конфликтности в коллективе 
Количество жалоб от работников


В качестве результативного  показателя, характеризующего экономическую  эффективность управления кадрами, мы считаем возможным принять  среднегодовую выработку на одного работника как отношение среднегодового объема реализации подразделения к  средней фактической численности персонала (YВыр, в $/чел.). В пользу его выбора говорит то, что этот показатель производительности труда может служить сквозным для всех предприятий и методика его расчета общепризнанна. Хотя этот показатель не выявляет полную картину эффективности управления, в целом он может использоваться для характеристики эффективности управления персоналом.

В качестве результативного  показателя, характеризующего социальную эффективность управления кадрами, выберем коэффициент текучести (YКтек). Этот показатель отражает динамику персонала  фирмы и также выступает в  роли факторного, косвенно влияющего  на производительность труда. Он представляет собой индикатор благополучия в  области управления персоналом. Если фирма имеет хорошие производственные показатели, но текучесть персонала  высока, значит на фирме низкая стабильность персонала, а учитывая, что повышенная текучесть может дорого обходится  предприятию, следует более тщательно  подходить к анализу причин, по которым люди покидают организацию.

Коэффициент текучести, рассчитывается как отношение числа выбывших по собственному желанию, уволенных  за прогулы и другие нарушения  дисциплины работников за определенный период (в данном случае за год) к  среднему числу занятых в течение  года, в процентах;

Коэффициент абсентизма также  является важным показателем социальной эффективности управления персоналом, но он коррелируется с показателем  текучести, поскольку оба явления  вызываются одними и теми же факторами. Высокий уровень абсентизма является признаком того, что в ближайшем  будущем вероятна повышенная текучесть, поэтому дальнейшие статистические исследования, на наш взгляд, достаточно проводить с одним из них.

Оценку эффективности  управления персоналом целесообразно  производить по трем позициям11:

оценка организации управленческого  труда;

анализ технологии управления персоналом;

анализ качества управления персоналом.


При оценке организации управленческого  труда анализируются формы и  методы взаимодействия управленческих работников с объектами управления и между собой. Подлежит анализу  штатное расписание, распределение  обязанностей, документооборот отдела.

Представляет интерес  анализ качества управления персоналом. Он производится в зависимости от конкретных задач, стоящих перед  органом управления

В заключение необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время  устоявшейся и общепринятой методологии  оценки эффективности управления кадрами  делает актуальным дальнейший поиск  оптимального сочетания методик, технологий и инструментария диагностики и  оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка эффективности управления персоналом ООО Вилма

 

    1. Краткая характеристика ООО Вилма

 

Общество с ограниченной ответственностью «Вилма»  зарегистрировано Администрацией г. Барнаула в 2005 году, функционирует в соответствии с  Федеральным Законом «Об обществах  с ограниченной ответственностью», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Уставом общества. Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке  России, печать, штамп, бланки со своим  наименованием и другие реквизиты. Общество вправе от своего имени вступать в гражданско-правовые отношения, быть истцом и ответчиком в суде. Общество может создавать дочерние общества, филиалы и представительства. Учредителем  общества является физическое лицо.

Целями создания общества являются:

  • Участие в насыщении местного рынка товарами, работами, услугами;
  • Создание дополнительных рабочих мест;
  • Получение прибыли от хозяйственной деятельности в интересах учредителя.

Предметом деятельности общества являются:

  • Розничная и оптовая торговля промышленными товарами, непродовольственными товарами, продуктами питания;
  • Производство и реализация товаров народного потребления;
  • Осуществление маркетинговой, посреднической и консультационной деятельности;
  • Оптовая и розничная торговля, коммерческая деятельность, экспорт и импорт товаров и услуг;
  • Оказание бытовых услуг населению, предприятиям и организациям;
  • Торгово-закупочная деятельность, лизинговые и бартерные операции;
  • Благотворительная деятельность.

Имущество общества составляют Уставный капитал, ценные бумаги, основные фонды, оборотные средства, а также  иные ценности, стоимость которых  отражается в самостоятельном балансе.

Уставный капитал Общества составляется из стоимости вклада его  Учредителя. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Информация о работе Методы управления персонала