Модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучить модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению.
Исходя из поставленной цели, в работе были рассмотрены следующие задачи:
Проанализировать существующие модели и ролевые функции антикризисного менеджера;
Проанализировать положение предприятия и определить роль менеджера по антикризисному управления в его деятельности;
Дать рекомендации по управлению кризисным предприятиям и участию менеджера по антикризисному положения в этих мероприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсак АУ.docx

— 373.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….69

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Антикризисный менеджмент как специфический вид управленческой             деятельности с жесткими граничными параметрами и узко направленной             целевой ориентацией подлежит оценке с точки зрения эффективности.

Согласно целевой установке, итоговым результатом антикризисного             менеджмента должен быть переход организации (фирмы) в состояние             равновесного (сбалансированного) функционирования на более высоком,             нежели в предкризисный период, уровне экономического качества.

Причем если для «внешнего» управления (в основном финансового             менеджмента) итоговой целью являются расчеты с кредиторами (в том             числе налоги и т.п.) и персоналом (зарплата и т.п.), то для  «внутреннего» управления (в основном производственного менеджмента) главной целью является достижение финансово-экономического баланса как результата совершенствования производственно-экономической системы. Если в первом случае антикризисное управление, как правило,  не имеет продолжения в производственной деятельности, то во втором - успешный его результат является базой для дальнейшего прогрессирующего функционирования промышленной фирмы.

Такая дифференциация конечных целевых установок «внешнего» и             «внутреннего» антикризисного управления производственной фирмой             распределяет и промежуточные цели («флаги») в деятельности соответствующих антикризисных управляющих («кризменеджеров»)[34].

Организацию трудового коллектива на преодоление кризиса осуществляет управленческий аппарат (определенным образом организованные управленческие работники), возглавляемый генеральным менеджером. Эта совокупность - лидера и аппарата - представляет собой достаточно целостный, сравнительно автономный организм, функционирующий как системное образование и развивающийся по определенным закономерностям.

Для работы в интенсивном режиме, изобилующем форс-мажорными             ситуациями, требуется высокий интеллектуальный и организационный             уровень менеджеров, их сплоченность в мобильную группу быстрого             реагирования (мониторинг, решения) и энергичных действий.

Главной целью менеджера  кризисной фирмы и ее управленческого             аппарата является преодоление организационного стресса и выход на             новый, более высокий, уровень эффективности производства. По этому             показателю и должна оцениваться результативность антикризисного  менеджмента[49].

Первая в РФ программа подготовки специалистов по антикризисному             управлению предприятием была принята в июне 1994 г. Ее авторами были             специалисты Федерального управления по делам о несостоятельности             (банкротства) Высшей школы приватизации и предпринимательства,             Центра инвестиций, оценки недвижимости и бизнеса Академии народного             хозяйства при Правительстве РФ. При подготовке этой программы впервые в экономическую терминологию было введено понятие   «антикризисный управляющий»[50]. Этот термин объединяет как  специалистов, работающих с несостоятельными предприятиями (банкротами) в рамках судебных процедур (конкурсные и арбитражные управляющие), так и специалистов, работающих с неплатежеспособными предприятиями, имеющими неудовлетворительную структуру баланса в рамках досудебных процедур (управляющие предприятием-должником по договору подряда).

Актуальность темы курсовой работы обусловлена сложившейся ситуацией на рынке, когда присутствует жесткая конкуренция и выживают сильнейшие, многие предприятия терпят убытки и становятся банкротами. Умение эффективно управлять предприятием не только в нормальных, но и кризисных условиях, способность вовремя заметить проблему и решить ее- все это  весьма актуально.

Целью данной курсовой является изучить модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению.

Исходя из поставленной цели, в работе были рассмотрены следующие задачи:

    • Проанализировать существующие модели и ролевые функции антикризисного менеджера;
    • Проанализировать положение предприятия  и определить роль менеджера по антикризисному управления в его деятельности;
    • Дать рекомендации по управлению кризисным предприятиям и участию менеджера по антикризисному положения в этих мероприятиях.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Практическая значимость работы заключается в том, что обоснована роль менеджера антикризисного управления в выводе предприятия из кризиса, проведенное исследование деятельности предприятия, его показателей и мероприятий по восстановлению удовлетворительной структуры баланса могут быть использованы в практике для повышения платежеспособности и вывода предприятия из кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛЕЙ И РОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖЕРА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Понятие антикризисного управления и менеджера антикризисного управления

Появление и широкое распространение термина "Антикризисное управление" следует отнести к середине 90гг. Хотелось бы отметить, что в последнее время появилось множество публикаций посвященных антикризисном управлению, но можно с уверенностью сказать, что, сколько авторов занимающихся определением функций и задач антикризисного менеджмента, столько же и мнений.[5] В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других – управление фирмой в предверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже «печальным», а перспектива банкротства – реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на «лечении» кризиса. Другие же считают подобный подход неприемлемым. «Подобный подход - это все  равно что «ставить телегу впереди лошади». Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь стабильный постоянный характер. Речи о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер». [5]

На мой взгляд, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисный менеджмент рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным является следующее определение антикризисного управления: «Антикризисное управление – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре, по возможности, на свои ресурсы». [34]

Антикризисное управление – это искусство свести до минимума риск в управлении бизнесом и исключить неуверенность, чтобы добиться наибольшей степени контроля над событиями. Но если все-таки кризисная ситуация наступила, то главной целью антикризисного управления будем считать разработку антикризисной программы финансового оздоровления неплатежеспособного или находящегося на грани кризиса предприятия[56].

Анализируя все выше сказанное можно прийти к выводу, что антикризисное управление может и должно обрести свою «нишу» в управленческой теории и практике.[15]

 Рыночная  экономика выработала обширную  систему методов предварительной  диагностики и возможной защиты  предприятия от банкротства, которая  получила название «Система антикризисного  управления». Как уже отмечалось  выше, определение антикризисного  менеджмента стоит рассматривать  с точки зрения системного подхода.[25] Система антикризисного управления включает совокупность взаимосвязанных элементов-целей, принципов, функций, критериев, организационно-правовых, финансово-экономических и методических средств и др. Исходный пункт формирования системы антикризисного управления - определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования. Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного управления на предприятии является приведение его управленческой структуры в соответствие  с потребностями рынка. Для большинства российских предприятий все более  насущными становятся вопросы: Что нужно изменить в системе управления? Как приблизить структуру предприятия к форме, адекватной требованиям времени? Каким требованиям должна удовлетворять структура организации? Как «развернуть» предприятие к рынку? Как сделать систему управления более прочной и не довести предприятие до банкротства? На все поставленные вопросы, безусловно, нет однозначных ответов. Но грамотно организованная система  управления, в том числе и антикризисного,  должна помочь в решении этих вопросов.[25]

Система антикризисного управления на предприятии является составным элементом управления предприятием. [11]

Как уже было отмечено ранее, главным действующим лицом в системе антикризисного менеджмента (антикризисного управления) является менеджер по антикризисному управлению.[19]

Анализ различных литературных источников показал, что существует огромное количество мнений по поводу кто же такой менеджер антикризисного управления. В свое время компания «Еженедельник» провела опрос респондентов на тему «Кто такой антикризисный менеджер».[44] Приводим наиболее интересные ответы:[44]

1. «Это человек, который способен  вывести компанию из кризиса. В идеале каждый управленец  должен сочетать в себе качества  стратегического и операционного  менеджера. В отличие от обычного,  антикризисный менеджер должен быть операционным управленцем. Жесткость, четкость, распорядительность и организация контроля - вот его отличительные черты».

2. «Антикризисный менеджер - профессиональный  управленец, соблюдающий в своей  работе принципы деловой этики  и не преследующий собственных корыстных интересов. Это менеджер, способный на основе анализа рыночной ситуации и общего состояния компании улучшить финансовые показатели компании, вывести ее из прорыва, решить все правовые проблемы, в том числе в судебном порядке».[40]

3.«Антикризисный  менеджер должен быть последовательным  в своих действиях, твердым в  намерениях и обладать аналитическим  складом ума».

4. «Антикризисный менеджер - человек, который владеет ситуацией в  компании, при этом он необязательно  должен быть вовлечен в оперативное  управление, так как новому человеку  очень долго придется разбираться  в сложившемся положении дел. Он должен быть скорее авторитарным, нежели демократичным, так как  от него требуются быстрые  и решительные действия. Такой  менеджер должен сразу себя  позиционировать как лидер: за  ним будут следить те, кто привык  работать со старым руководителем  и хотел бы занять его место»[40].

Существует четыре основополагающих правила менеджера антикризисного управления, хотя и не закрепленные законодательно, но выведенные чисто эмпирическим путем.[19]

Правило 1. На проведение любой из процедур банкротства менеджер по антикризисному управлению должен приходить со своей "командой", куда должны входить люди, не только обладающие высокой квалификацией в области права, бухгалтерии, управления (менеджмента), но и пользующиеся абсолютным доверием внутри своей "команды". Избежать же ошибок, иногда фатальных, поможет именно коллектив[19].

Правило 2. При проведении внешнего управления либо конкурсного производства убедить собрание кредиторов в необходимости создания комитета кредиторов. ФЗ "О банкротстве" предусмотрено, что "если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов" (п. 2 ст. 16 ФЗ "О банкротстве"), отсюда следует, что при количестве конкурсных кредиторов более 50, создание комитета кредиторов является обязательным. Если же конкурсных кредиторов менее 50, то создание комитета кредиторов является весьма желательным, прежде всего, для антикризисного менеджера.[1]

Согласно ФЗ При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с настоящим ФЗ[1]. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов.[1]

Правило 3. Никогда, ни при каких обстоятельствах не принимать единоличных решений под влиянием предложений отдельных кредиторов осуществить действия в интересах именно этого кредитора, как то: переуступить права требования по взысканию дебиторской задолженности предприятия -должника, перечислить суммы от продажи имущества предприятия - должника под каким-либо предлогом в какую-либо структуру, которую порекомендует данный кредитор и иные предложения такого рода [19].

Менеджер по антикризисному управлени должен помнить, что в случае возникновения каких-либо проблем, связанных с принятием опрометчивого решения, отвечать придется персонально ему.

Правило 4. Поддержание хороших отношений с судьей, в чьем производстве находится дело о банкротстве данного предприятия. Ценный совет, консультацию, в конце концов, предупреждение о каких-либо грядущих неприятностях можно получить прежде всего от судьи [19].

 

 

 

1.2 Требования к менеджерам антикризисного управления и их функции на предприятии

Наряду с вопросами профессиональной компетенции антикризисных             управляющих, выделяется ряд требований субъективно-психологического             характера:   общая эрудиция;  коммуникабельность; психическая устойчивость, способность работать в стрессовых   ситуациях; способность к концентрации воли и ее навязыванию окружающим  (подчиненным и внешнему окружению); способность к самостоятельному принятию решений (смелость брать на себя ответственность); чувство нового, восприимчивость к изменениям; умение доводить дело до запланированного результата (усидчивость, системность, настойчивость); умение «держать удар» (способность к продолжению активной             деятельности после сильных потрясений); оптимизм[13].

Состояние транзитивности экономики Российской Федерации, которое в разной степени устойчивости и неопределенности может продолжаться на             протяжении нескольких десятилетий (по аналогии со странами Европы),             усложняет менеджерам кризисных фирм задачу разработки управленческих             решений и действий по минимизации ущерба и переходу в более высокое             производственно-экономическое качество. Обусловленная этим высокая             степень неустойчивости внешней среды выводит на первый план такое             качество менеджера, как умение маневрировать ресурсами в состоянии             неопределенности. Причем здесь, наряду со способностью к быстрому             адекватному реагированию на изменение ситуации, требуется и специфическая управленческая интуиция.[22]

Информация о работе Модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению