Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:44, курсовая работа
Целью данной курсовой является изучить модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению.
Исходя из поставленной цели, в работе были рассмотрены следующие задачи:
Проанализировать существующие модели и ролевые функции антикризисного менеджера;
Проанализировать положение предприятия и определить роль менеджера по антикризисному управления в его деятельности;
Дать рекомендации по управлению кризисным предприятиям и участию менеджера по антикризисному положения в этих мероприятиях.
Ряд авторов выделяют в качестве одного из ключевых требований к менеджеру - умение работать эффективно и как участник, и как лидер команды[8]. В кризисных организациях проблема формирования «команды управляющих» и организация ее эффективной работы приобретает особую остроту.[26] Это объясняется тем, что «командная» работа обеспечивает антикризисному управлению следующие преимущества:
1) объединение
единомышленников позволяет
2) интеграция интеллекта, способностей и умения в единое ядро позволяет оперативно находить решения в быстро меняющейся внутренней и внешней ситуации фирмы;
3) наличие
в «команде» представителей
4) локализация
критики политики руководства
внутри управленческой
Организация «команды управляющих» вместе с тем сопряжена с необходимостью осуществления профилактических мероприятий: сформировать организационно нацеленную антикризисную «команду управляющих» по «принципу дополнения»; сдерживать устремления некоторых менеджеров к лидерству и подавлению коллег; постоянно подталкивать достаточно замедленный процесс коллективного принятия решений (ранжирование задач, распределение временных этапов, сокращение опоров и т.п.); постоянно поддерживать и повышать культуру совместной работы членов «команды» (уроки этики, новые системы выдачи поручений и отчетности, специальные формы ответственности и т.п.).[33]
Таким образом, компетентность антикризисных управляющих представляет собой многоплановый образ менеджера, способного эффективно решать управленческие задачи в экстремальных условиях на протяжении длительного периода в русле главной целевой функции - успешного преодоления организацией кризисного состояния.[41]
В условиях кризиса роль и функции менеджера усиливаются в части концентрации власти и директивности команд. Обостряется проблема ресурсного обеспечения и скорости реализации антикризисных мер. Резко повышается степень-риска в управленческих решениях и действиях. Все это предъявляет повышенные требования к антикризисному управляющему в осуществлении организационно-технологических функций, обусловливает необходимость повышения уровня его компетенции, умение сформировать боеспособное управленческие ядро, сплотить расшатанный состоянием неопределенности персонал[39].
Ввиду
того, что каждая организация
уникальна по форме и
Главная функция менеджера производственной фирмы - выступать в роли организующего начала, объединять и направлять коллектив на решение основных производственно-экономических задач[34]. В период кризиса эта его функция усиливается, повышается степень персональной ответственности за результаты решений и действий.
В общем виде перед менеджером кризисной фирмы стоят следующие главные задачи:
1) урегулировать финансы (добиться отсрочек платежей, заключить кредитные соглашения и т.п.);
2) перестроить
персонал (убрать лишние звенья,
переместить и сократить
3) оптимизировать
номенклатуру выпускаемой
4) реструктурировать основные фонды (продать или сдать в аренду лишние, сгруппировать необходимые для эффективного производства);
5) изменить
систему внешних взаимодействий
(повысить имидж фирмы, конкретизировать
извлечение пользы из
Одной из центральных функций менеджера антикризисного управления в рамках реализации антикризисной программы становится подготовка управленческого персонала к осуществлению кардинальных изменений системы.[50] Этого можно достигнуть следующими путями:
1) подобрать работников,
подготовленных к
2) обучить
персонал осуществлению
3) комбинированно
сформировать (набирать, перемещать) и
обучить
персонал для осуществления
Повышение уровня компетенции персонала в способности к осуществлению изменений тем не менее не означает его желания и автоматической готовности к коренной реорганизации структуры и системы фирмы.[44]
Инерционные факторы все еще вызывают сопротивление изменениям, При этом наблюдается следующее явление. Обычно сопротивление персонала изменениям ослабевает по мере ужесточения агрессивных воздействий внешней среды и усугубления кризисности фирмы и, наоборот, усиливается по мере преодоления кризиса и перехода в сбалансированное состояние.[17]
Указанные два аспекта (компетентность персонала и зависимость его сопротивления от состояния фирмы) в основном определяют линию поведения руководителя организации на различных этапах ее кризисного состояния (вхождение, стресс, выход).[29]
На этапе острого кризисного состояния (организационного стресса) «первоначальной задачей высшего руководства является не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники, быстрые и эффективные ответные действия. Однако по мере выхода из кризисного положения руководство фирмы должно предвидеть и предупредить возобновление сопротивления, которое обычно сопровождает первые признаки выхода из кризиса».[5]
Должность менеджера антикризисного управления обязывает его предвидеть прежде всего критические для фирмы ситуации и организовывать мероприятия по их профилактике (предупреждению, обходу, прохождению с минимальными потерями). [17]
В ситуации, когда кризис неизбежен, И. Ансофф рекомендует менеджеру АКУ следующую линию поведения в отношении персонала фирмы:
«1. Постараться убедить в неизбежности кризиса и принять предупредительные меры.
2. Не «зацикливаться» на неизбежности кризиса, готовить себя к роли «спасателя», когда кризис наступит.
3. До настоящего кризиса создать искусственный, придумав «внешнего врага», угрожающего существованию фирмы»[6].
Практика показывает, что наиболее эффективным стимулом к консолидации персонала вокруг менеджера антикризисного управления является внешняя угроза, особенно такая, которая исходит по горизонтали (агенты деловой среды). Это объясняется тем, что неблагоприятные условия для фирмы в состоянии понять и оценить лишь небольшая группа специалистов (в основном в области финансов). Поэтому для основной части персонала источники такой угрозы невидимы и непонятны и, следовательно, не сообщают конкретной ориентации их позиции и поведению.[41] Что касается субъектов (агентов) деловой среды, то они достаточно четко различаемы; их позиция и поведение также достаточно понятны большинству работников и поэтому дают довольно четкий ориентир для их отношения - сопротивление угнетающим фирму действиям конкретных внешних субъектов путем сплочения коллектива во главе с его руководителем.[41]
Одной из функций менеджера антикризисного управления является убеждение персонала в преодолимости кризиса, поддержание в коллективе высокой энергетики. Он просто обязан демонстрировать подчиненным уверенность в успехе и постоянно заряжать их такой уверенностью.[15]
При осуществлении функции выбора стратегии преодоления экономического спада менеджер антикризисного управления должен определить состояние фирмы с точки зрения ее конкурентных преимуществ. В оценках М. Портера «конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты.[44] Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания». Кризисные процессы в организации ставят менеджера антикризисного управления перед необходимостью перестройки структуры и системы управления. Это одна из наиболее сложных и ответственных функций менеджера. За него ее выполнить могут подчиненные только на этапе исследования, моделирования, проектирования. Но решать, принуждать к выполнению, преодолевать недовольство ущемленных работников всех уровней приходится именно генеральному директору. Практика показывает, что построение управленческих моделей происходит быстрее, когда руководитель фирмы участвует в этом с первых этапов, задает ориентиры, акцентирует внимание на проблемных задачах[56].
При построении антикризисных моделей управления фирмы целесообразно учитывать зарубежный и отечественный опыт моделирования организационно-управленческих структур. При внедрении зарубежных моделей управления промышленными фирмами следует учитывать российскую ментальность, специфику российской управленческой культуры, которая «прорастает» в конечном счете через все заимствованные интермодели. Наряду с этим, следует учитывать и то обстоятельство, что каждая фирма уникальна по своему содержанию, а поэтому и ее организационно-управленческая форма также должна быть уникальна (как минимум - в деталях и элементах). Это вынуждает руководителя к творческому подходу к управленческим реорганизациям с учетом индивидуальности объекта управления.[55]
Одной из центральных функций менеджера является поддержание определенного имиджа фирмы. В общем виде имидж складывается из многих факторов, различающихся по масштабам, глубине проникновения и продолжительности действия.[16]
В общем виде имидж фирмы подразделяют на:
1) внутренний - это восприятие фирмы ее персоналом;
2) внешний - это восприятие фирмы обществом, субъектами деловой среды, средствами массовой информации;
3) виртуальный - неосязаемый, как бы витающий в воздухе, своеобразное имиджевое поле тяготения[49].
Поддержание определенного имиджа фирмы (у конверсионных фирм - это высокая культура производства, интеллигентное обращение с клиентами, обязательность в обещаниях, высокий патриотизм и порядочность и т.п.) расширяет возможности ее руководителя в отношениях с субъектами деловой среды, государственными и муниципальными органами. Это особенно ценно в условиях организационного стресса, когда обостряются проблемы получения кредитов, заимствования товарных ресурсов, участия в правительственных программах, решения споров в судебных органах и др.[18]
Поддержание высокого имиджа фирмы в условиях кризисности представляет для ее руководителя большую сложность, которая обусловлена негативными финансовыми, производственными, кадровыми и другими процессами. Тем не менее эта задача имеет решение, если руководитель начинает его с самооценки личного поведения, настойчиво занимается саморазвитием, соблюдает высокую культуру отношений внутри и вне коллектива. Последнее особенно ценно в условиях организационного стресса, когда все напряжены и малейшая провокация может взорвать относительно спокойную обстановку в коллективе.[18]
Одной из исключительных (по обязательствам и исполнителям) функций менеджера АКУ фирмы является поддержание доброжелательных отношений с аппаратом региональных и муниципальных властей. В условиях транзитивности на макро- и мезоуровне эти отношения видоизменяются. Тем не менее изменение законодательства и культуры административной бюрократии - это длительный процесс. Нередко формы и методы аппарата административных органов отстают в своем развитии от динамики отношений в обществе, что проявляется в высокой агрессивности в отношениях с коммерческими фирмами, безответственности в разработке и реализации экономических программ, жестком диктате хозяйственным организациям в вопросах их внутренней деятельности и др. В таких условиях руководитель кризисной фирмы должен находить подходы к административным клеркам, уметь нейтрализовать их агрессивные устремления и использовать интересы региональных и муниципальных органов в решении собственных антикризисных задач (участие в территориальных программах, выполнение подрядов, организация совместных предприятий, решение социальных вопросов и т.п.).[43]
Профессиональные знания менеджера по антикризисному управлению должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в антикризисном управлении, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т.д.[15]
Каждый этап работы антикризисного менеджера требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по антикризисноум управлению, его умения можно классифицировать по следующим основным группам (рис.1.3.1). [22]
Первая группа умений необходима для реализации функций антикризисного управления (умение реализовать управленческий цикл, основные формы работы, координировать деятельность, делегировать полномочия, активизировать работу сотрудников и т.д.). [29]
Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений, компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, информированность.[41]
Вторая группа умений связана с реализацией педагогических функций. Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии. [29]
Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, тактичность, доброжелательность, интеллигентность и др.
Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникативная сеть имеет два контура - личностный и информационный.[29]
К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и так далее.
Следующей важной составляющей модели менеджера является психология личности: тип личности, темперамент и уровень интеллекта. [32]
По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт - общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Интроверт - замкнут, в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция.[52]
Информация о работе Модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению