Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов системы мотивации на предприятии и анализа деятельности общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность мотивации и стимулирования труда в организации; - рассмотреть существующие теории мотивации в менеджменте; - рассмотреть методы стимулирования; - дать общую характеристику рассматриваемого предприятия;
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала в организации………………………………………..……
5
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования труда персонала в организации………………………………………………………………...
5
1.2 Процессуальные и содержательные теории мотивации……………… 12
1.3 Методы стимулирования персонала……………………………..…… 24
2 Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………
31
2.1 Общая характеристика МОУ «Эликманарская СОШ»……………… 31
2.2 Система мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ»………………... 42
3 Разработка мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………..
58
Заключение………………………………………………………………..... 71
Список использованных источников и литературы……………………… 74
Приложение 1 (обязательное) Критерии для выплат стимулирующей части фонда оплаты труда …………………….…………………………….
78
Приложение 2 (обязательное) Анкета ……………...……………………. 90
Приложение 3 (обязательное) Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года .………………….………………………
93
Таблица 2 - Социально-материальное стимулирование
Виды поощрений: |
Социальные программы: |
|
- бесплатное питание на работе;
- бесплатное пользование дошкольными учреждениями; - оплата за обучение работников и членов их семей; - оплата транспортных расходов; бесплатное пользование спортивными сооружениями;
|
Данный вид стимулирования обладает целым рядом особенностей.
Во-первых, ни один из материальных стимулов не обладает такой универсальностью, как стимул социально-материальный.
Во-вторых, многие материальные стимулы имеют характер разового действия. Цикл воспроизводства потребности в большинстве продолжителен. Активность работника, получившего конкретный материальный стимул, в дальнейшем может быть поддержана лишь с помощью других стимулов. В противном случае она снижается.
Общая тенденция такова: чем реже предмет (материальный предмет, услуга, преимущество, льгота), выполняющий функцию стимула, распространен в среде, тем выше при прочих равных условиях его престижная составляющая.
Большинство материальных благ имеют свою денежную составляющую авторитета, то есть могут быть измерены в рублях. С другой стороны, рассматриваемая группа стимулов универсальна, в том смысле, что человеку всегда что-нибудь из материальных благ необходимо. Проблема состоит в умелом их использовании как базы для стимулирования трудовой и социальной активности.
Моральное стимулирование – духовное стимулирование труда
основывающийся на специфических духовных
ценностях человека.
Моральные стимулы – это такие стимулы,
действие которые основывается на потребности
человека в общественном признании.
Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом, в котором источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником – объект стимулирования, работник и коллектив; каналом связи – средства передачи информации. Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.
Моральные стимулы представляют собой такие средства привлечения людей к труду, которые основаны на отношении к труду как высшей ценности, на признание трудовых заслуг как главных. Они не сводятся только к поощрениям и наградам, применение их предусматривает создание такой атмосферы, такого общественного мнения, морально-психологического климата, при которых в трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает, и каждому воздается по заслугам.
Такой подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд и примерное поведение всегда получает признание и положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны неотвратимым образом сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения, но и на служебном положении и моральном авторитете работника.
Таким образом, мотивация и стимулирование являются важнейшим атрибутом управления на предприятии, позволяющие достичь успеха организации, являются решающими факторами результативности деятельности персонала в достижении организацией поставленных целей. Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированною на достижение определенной цели
Мотивация, как процесс рассматривается через мотивационную модель, на основе которой раскрывается понятийный аппарат. Реализация одной или нескольких моделей образуют систему мотивации.
Различные теории мотивации, существующие в настоящее время позволяют более глубже рассмотреть, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения, а так же изучить мотивационный процесс.
Для успешного управления человеческими
ресурсами на предприятии применяют ряд
методов стимулирования персонала, такие
как экономические (материальные), организационно-
Необходимо отметить, что использование одного метода стимулирования персонала не целесообразно, потому что только комплексное их применение обеспечить удовлетворение первичных и вторичных потребностей работников, следовательно, повысится качество выполняемых работ. Поэтому необходимо использовать их в совокупности.
Рассмотрим управление мотивацией
и стимулированием труда
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЕ
МОТИВАЦИЕЙ И СТИМУЛИРОВАНИЕМ
ТРУДА ПЕРСОНАЛА В МОУ «
2.1 Общая характеристика МОУ «Эликманарская СОШ»
Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Эликманарская
средняя общеобразовательная
Учредителем школы является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Чемальский район» - Администрация Чемальского района, а именно отдел образования.
Основным видом деятельности МОУ «Эликманарская СОШ» является реализация общеобразовательных программ: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Основными целями образовательного процесса являются:
Во-первых, формирование общей культуры личности обучающихся и воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.
Во-вторых, адаптация обучающихся и воспитанников к жизни в обществе.
В-третьих, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
В четвертых, воспитание у обучающихся и воспитанников гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
В-пятых, формирование у обучающихся и воспитанников здорового образа жизни.
Задачами
дошкольного образования и
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Задачами основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Масштаб деятельности данной организации распространяется на Элекмонарское сельское поселение.
Анализ обобщающих
показателей финансово-
Таблица 3 – Анализ обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия МОУ «Эликманарская СОШ» за 2010 – 2012 гг.
Показатель |
Фактические данные |
Изменение(+,-) | |||||
2010 |
2011 |
2012 |
Абсолютное |
Относительное | |||
2011 г. к 2010 |
2012 г. к 2011г. |
2011 г. к 2010 |
2012 г. к 2011г. | ||||
Количество учащихся |
212 |
218 |
220 |
6 |
2 |
102,8 |
100,9 |
1. Среднесписочная численность, |
99 |
87 |
81 |
-12 |
-6 |
87,4 |
93,1 |
2.Фонд оплаты труда, руб. |
617466,95 |
759918,49 |
1010962,8 |
142451,54 |
251044,31 |
123,1 |
133,03 |
3.Среднегодовая зарплата |
6237,04 |
8734,7 |
12481,02 |
2497,7 |
3746,32 |
140,04 |
142,9 |
4.Среднегодовая стоимость |
11871599,04 |
12307683,69 |
12656769,69 |
436084,65 |
349086 |
103,7 |
102,8 |
В том числе |
|||||||
5.Недвижимое имущества, руб. |
- |
4709398,38 |
4709398,38 |
- |
0 |
- |
100 |
6.Особо ценное движимое |
- |
- |
2262562,65 |
- |
- |
- |
- |
7.Иное движимое имущество |
- |
7598285,31 |
5684808,66 |
- |
-1913476,65 |
- |
74,8 |
8.Поступления из госбюджета, руб. |
17024778,90 |
17136562,62 |
19539478,9 |
111783,72 |
2402916,28 |
100,7 |
114,02 |
Таким образом,
в данной организации среднесписочная
численность персонала
Рассмотрим
организационную структуру
\
Рисунок 6 – Организационная структура МОУ «Эликманарская СОШ»
В структуру организации входят Администрация ОУ, педсовет и профком. Во главе администрации общеобразовательного учреждения стоит директор школы. Ему подчиняются зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе, зам директора по учебно-методической работе, организатор, зам. директора по ОТ и ТБ, психолог, социальный педагог, зам. директора по АХЧ. В непосредственном подчинении у зам. директора по УВР находятся учителя-предметники. Классные руководители подчиняются зам. директору по ВР. Зам. директора по УМР руководит методическим советом. Организатор взаимодействует с классными руководителями и руководителями кружков и спортивных секций. Классные руководители сотрудничают с психологом и социальным педагогом, а так же находятся в подчинении у зам. директора по ОТ и ТБ. Зам. директора по АХЧ руководит техническими работниками. Так же директору подчиняется главный бухгалтер, а ему бухгалтер.
В целях рассмотрения сложных педагогических и методических вопросов, проблем организации и учебно-воспитательного процесса, изучения и распространения передового педагогического опыта в школе действует коллегиальный орган - педагогический совет.
В качестве общественных организаций в школе могут действовать классные и общешкольный родительские комитеты. Они имеют право обсуждения вопросов школьной жизни и принятия решений в форме предложений.
Рассмотрим обязанности аппарата управления.
Руководит данной организацией директор, который выполняет следующие должностные обязанности: