Мотивация персонала в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов системы мотивации на предприятии и анализа деятельности общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность мотивации и стимулирования труда в организации; - рассмотреть существующие теории мотивации в менеджменте; - рассмотреть методы стимулирования; - дать общую характеристику рассматриваемого предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала в организации………………………………………..……
5
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования труда персонала в организации………………………………………………………………...
5
1.2 Процессуальные и содержательные теории мотивации……………… 12
1.3 Методы стимулирования персонала……………………………..…… 24
2 Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………
31
2.1 Общая характеристика МОУ «Эликманарская СОШ»……………… 31
2.2 Система мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ»………………... 42
3 Разработка мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………..
58
Заключение………………………………………………………………..... 71
Список использованных источников и литературы……………………… 74
Приложение 1 (обязательное) Критерии для выплат стимулирующей части фонда оплаты труда …………………….…………………………….
78
Приложение 2 (обязательное) Анкета ……………...……………………. 90
Приложение 3 (обязательное) Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года .………………….………………………
93

Вложенные файлы: 1 файл

Soderzhanie_kap.docx

— 437.72 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом,  среднесписочная численность МОУ  «Эликманарская СОШ» за период 2010-2012 гг. уменьшается, так в 2011 году по сравнению  с 2010  численность персонала снизилась  на 12 человек, а к 2012 году еще на 6.

Однако число руководителей  в 2011 году  увеличилось на 2 человека, то есть на 33 процента. Это связано  с тем,  что Централизованная бухгалтерия  отдела образования Чемальского  района  была разделена и перемещена в крупные школы района.   Количество учителей ежегодно снижается в 2011 году на 3 человека, в 2012 на 1 человека. Изменение количества других преподавателей в школе незначительно. Персонал детского сада за период 2010-2012 год снизился на 7 человек. Учебно-воспитательный персонал в 2010 году был равен двум, в 2011 году – один, а в 2012 году три человека. Обслуживающий персонал в целом за период снизился на 10 человек. Итак,  среднесписочная численность МОУ «Эликманарской СОШ» резко снижается, а именно наблюдается текучесть обслуживающего персонала, что является отрицательным моментом.

Затем необходимо изучить  структуру персонала по возрасту, уровню образования, квалификации  и стажу  за 3 года (таблицы 5 – 8).

Таблица 5 - Структура персонала МОУ «Эликманарская СОШ» по возрасту 2010-2012 гг.

Группы работников по возрасту, лет

Численность работников на конец, чел

Удельный вес, %

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Моложе 25

4

4

3

4

4,6

3,9

25 – 35

18

17

15

18,2

19,5

18,5

35 и старше 

77

66

63

77,8

75,9

77,6

   Из них пенсионеров 

10

9

8

10,1

10,3

9,9

Средний возраст работников организации,  лет

35 и старше

35 и старше

35 и старше

-

-

-

Итого

99

87

81

100

100

100


 

Итак, в 2010 году удельный вес работников  по возрасту моложе 25 лет равен 4 %, от 25-35 лет  - 18,2 %, наибольшую долю по возрасту занимают работники 35 и старше лет, а именно 77,8  %, из них пенсионеров 10,1 %. В 2011 году  наименьшую долю занимает персонал моложе 25 лет, который  составляет 4,6  %, потом персонал от 25-35 лет – 19,5 %, и наибольший удельный вес у работников от 35 и старше равного 75,9 %. Удельный вес пенсионеров в этом году 10,3 %, то есть 9 человек. В 2012 году число молодых работников менее 25 лет уменьшилось, удельный вес стал равен 3,9 %. Процент персонала от 25-35 лет равен 18,5 %, так же уменьшился. Доля работников от 35 лет и старше  - 77,6 %, из них пенсионеров 9,9 %, то есть 8 человек. Средний возраст персонала в организации равен от 35 лет и старше, так как нет молодых специалистов в организации, что может привести к негативным последствиям, так как происходит старение профессии «учитель».

 

 

 

Таблица 6 - Структура персонала МОУ «Эликманарская СОШ» по стажу работы за 2010-2012 гг.

Группы работников по стажу работы, лет

Численность работников на конец, чел

Удельный вес, %

2010

2011

2012

2010

2011

2012

До 5

9

6

7

9,1

6,9

8,6

5 - 10

16

15

11

16,2

17,2

13,6

10 -20

31

27

26

31,3

31,1

32,1

свыше 20

43

39

37

43,4

44,8

45,7

Итого

99

87

81

100

100

100


 

Из  данной таблицы, можно сделать вывод, что в 2010 году доля работников по стажу до 5 лет составляет 9,1 %, от до 10 лет - 16, 2 %, от 10 до  20 лет равна 31,3 %, а удельный вес персонала по стажу свыше 20 лет равен 43, 4 %.  В 2011 году процент персонала со стажем до 5 лет стал равен 6,9  %, со стажем 5-10 лет – 17,2 %, со стажем 10-20 лет равен 31,1 % и доля работников  по стажу работы свыше 20 лет 44,8 %. В 2012 году численность работников со стажем до 5 лет увеличилась по сравнению с 2011 году, их доля равна 8,6 %. Персонал со стажем от 5 до 10 лет резко уменьшился, его доля стала равна 13,6 %. 32,1 – удельный вес персонала со стажем от 10 до 20 лет. Количество работников  со стажем свыше 20 лет уменьшилось, а доля увеличилась и составляет 45,7 %. То есть основную долю занимают работники со стажем более 20 лет.

Таблица 7 - Структура персонала МОУ «Эликманарская СОШ» по уровню образования 2010-2012 гг.

Группы работников по уровню образования

Численность работников на конец, чел

Удельный вес, %

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Среднее общее образование

16

15

13

23,9

22,7

20,3

Начальное профессиональное образование

-

-

-

-

-

-

Среднее специальное  образование

24

23

23

35,8

34,8

35,9

Незаконченное высшее образование 

-

-

-

-

-

-

Высшее образование

27

28

28

40,3

42,4

43,8

Итого

67

66

64

100

100

100


 

Из  приведенной таблицы 7 видно, что в 2010 году  численность работников имеющих среднее общее образование составляло 16 человек, то есть 23,9 %, среднее специальное образование имеют 24 работника, что составляет 35,8 %, а высшее образование имеют 27 человек (40,3 %). В 2011 году количество персонала имеющего среднее общее образование уменьшилось на одного, их доля стала равна 22,7 %; число работников обладающих средне специальным образованием так же уменьшилось на одного, а численность работников с высшим образованием увеличилась на одного, их доля составила 42,4 %. В 2012 году доля среднего общего образования снизилась и составила 20,3 %. Количество работников  со средне специальным образованием осталось неизменным, но доля возросла и стала равна 35, 9 %. Число работников с высшим образованием так же осталось неизменным, а доля стала равна 43, 8 %. Основная доля работников имеет высшее образование, что является положительным моментом.

Таблица 8 - Структура персонала МОУ «Эликманарская СОШ» по квалификации 2010-2012 гг.

Группы работников по квалификации

Численность работников на конец, чел

Удельный вес, %

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Высшей категории

1

2

2

1

2,3

2,4

Первой категории

15

14

16

15,2

18,3

19,8

Второй категории

6

7

6

6,1

6,9

7,4

Не имеют категории 

77

64

57

77,7

73,6

70,4

Итого

99

87

81

100

100

100


 

Таким образом, в 2010 году был  1 работник высшей категории, первой категории   15 человек (15,2 %),  второй категории – 6 человек (6,1 %) и не имеют категории 77 работников (77,7 процента). В 2011 году стало 2 работника высшей категории, то есть 2,3 %. Первой категории персонал уменьшился на одного человека, доля стала составлять 18,3 %. Доля работников второй категории стала равна 6,9 %, и их число увеличилось на 1 работника. Количество человек, не имеющих категории, уменьшилось до 64, а удельный вес стал равен 73,4 %. В 2012 число работников с вышей категорией осталось неизменным., а с первой категорией увеличилось на  два человека, и доля стала составлять 19,8 %.  Число работников со второй категорией снова уменьшилось до 6 человек, доля равна 7,4 %. В этом году персонал, который не имеет категории, уменьшился до 57 человек и их удельный вес стал составлять 70,4 %. Таким образом, основная часть работников не имеет категории.

Следующий показатель - это уровень оплаты труда персонала в организации (таблица 9).

Талица 9 – Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за         3 года

Средняя заработная плата, руб.

2010

2011

2012

Абсолютное  изменение, руб.

Относительные изменения,%

2011 г. к 2010

2012 г. к 2011

2011 г. к 2010

2012 г. к 2011

Руководители

20977,4

20745,3

25440,4

-232,1

4695,1

98,9

122,6

Преподаватели

9111,3

11315,8

14056,9

2204,5

2741,1

124,2

124,2

Обслуживающий персонал

5690,5

6413,9

8465,3

723,4

2051,4

112,7

131,9

Детский сад:

             

Воспитатели

5367,5

6547,1

8119,1

1179,6

1572

120,6

124,01

Обслуживающий персонал

5185,4

6138,3

9425,2

952,9

3286,9

118,4

153,5

Итого

46332,1

51160,4

65506,9

4828,3

14346,5

110,4

128,04


 

Итак,  из данной таблицы 9 видно, что средняя заработная плата руководителей в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 232,1 рубля, но к 2012 году возросла на 4695,1 рубля, что составляет 22,6 %. Средняя заработная плата преподавателей в школе с каждым годом возрастает в среднем на 24 %. У обслуживающего персонала средняя заработная плата резко возросла в 2012 году на 2051,4 рубль, то есть на 31,9 %. Средняя заработная плата воспитателей в детском саду увеличивается ежегодно, в среднем на 20-24 %. У обслуживающего персонала в детском саду заработная плата резко возросла в 2012 году на 3286,9 рубля, то есть на 53,5  %. В целом можно сказать, что заработная плата растет с каждым годом.

Для изучении мотивации в организации необходимо рассмотреть методы, используемые для стимулирования. Система мотивации в данной организации подразделяется на моральное и материальное стимулирование.

Система материального  симулирования включает в себя заработную плату и премирование, материальная помощь. Заработная плата работников общеобразовательного учреждения складывается из базовой части (80 %)  и стимулирующей (20 %). При переходе образовательного учреждения на систему оплаты труда, где должностной оклад определяется исходя из количество проведенных часов и численности, обучающихся в классе  (человека-час), заработная плата учителей начальных классов стала почти в два раза выше, чем у преподавателей-предметников, так как в старших классах количество учащихся меньше, чем в начальных (обучающиеся уходят после 9 классов). Для того чтобы сравнять оплату труда МОУ «Эликманарская СОШ» перешла на оплату труда малокомплектного образовательного учреждения.   Система оплаты труда стала включать в себя ставку заработной платы (должностной оклад), выплаты предусмотренные локальными актами ОУ, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.  Так, например, месячная ставка заработной платы педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

Дом = Спу2* Ч*Кп*А*Кк*Кнап*Кн*В                                                    (1)

где   Дом – месячная ставка заработной платы, Спу2  - стоимость педагогической услуги (руб./классо-час), Ч – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в классе, Кп – повышающий коэффициент сложности по предмету, А – коэффициент, учитывающий квалификационные категорию педагогов, Кнап – коэффициент наполняемости класса, Кн – коэффициент, учитывающий наличие ученной степени, В – повышающий коэффициент к окладу, ставке заработной плате в учреждениях расположенных в сельских местностях равный 0,25.

В данной организации  материально-денежное стимулирование разработано только для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, руководителя муниципального общеобразовательного  учреждения «Эликманарской СОШ», его заместителей и главного  бухгалтера.

Информация о работе Мотивация персонала в школе