Мотивация персонала в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов системы мотивации на предприятии и анализа деятельности общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность мотивации и стимулирования труда в организации; - рассмотреть существующие теории мотивации в менеджменте; - рассмотреть методы стимулирования; - дать общую характеристику рассматриваемого предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала в организации………………………………………..……
5
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования труда персонала в организации………………………………………………………………...
5
1.2 Процессуальные и содержательные теории мотивации……………… 12
1.3 Методы стимулирования персонала……………………………..…… 24
2 Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………
31
2.1 Общая характеристика МОУ «Эликманарская СОШ»……………… 31
2.2 Система мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ»………………... 42
3 Разработка мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………..
58
Заключение………………………………………………………………..... 71
Список использованных источников и литературы……………………… 74
Приложение 1 (обязательное) Критерии для выплат стимулирующей части фонда оплаты труда …………………….…………………………….
78
Приложение 2 (обязательное) Анкета ……………...……………………. 90
Приложение 3 (обязательное) Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года .………………….………………………
93

Вложенные файлы: 1 файл

Soderzhanie_kap.docx

— 437.72 Кб (Скачать файл)

Ежемесячное материально-денежное стимулирование производится из стимулирующей части   фонда оплаты труда и других источников. Премирование работников производится в виде ежемесячных выплат согласно должностным критериям и набранным  баллам.

Материально-денежное стимулирование включает в себя различные  доплаты и надбавки, включаемые в  тарификацию, по отдельному приказу, включаемые в штатное расписание (таблица 10 – 12).

Таблица  10 – Доплаты и надбавки, включаемые в тарификацию

Категория работников

Вид доплат

Размер доплат

Период

1

2

3

4

Учителям

За заведование учебным кабинетом, спортивным залом, спортивной площадкой 

260-500 руб.

С включением в тарификацию

За работу на пришкольном участке

10 % от должностного оклада

С включением в тарификацию

За руководство ШМО, РМО, творческой группой

От 125 рублей

С включением в тарификацию

 

За работу в две смены при  нагрузке 18 ч. и менее

20 % от должностного оклада

С включением в тарификацию

Учителям – предметникам

 

 

 

 

 

За проверку тетрадей:

 

 

 

 

 

 

- учителям  начальных классов (1-4 класс)

% от должностного оклада с  учетом доплаты за кв. категорию  и сложность предмета

 

От 7 %

С включением в тарификацию

 

Учителям русского языка и литературы 5-11 кл.

От 15 %-30 %

С включением в тарификацию

Учителям математики 5-11 кл.

От 10 %-25 %

С включением в тарификацию

 

Учителям английского языка, химии, физики, географии,  биологии, черчения, истории,

5 %-10 %

С включением в тарификацию


Продолжение таблицы 10

1

2

3

4

 

экономики, обществознания, ОБЖ, ИЗО, МХК, ИГА, информатики, алтайского язык

   
 

За звание, награду

До 1000 руб.

С включением в тарификацию

За преподавание английского языка

15 % от должностного оклада

С включением в тарификацию

Классным руководителям

За классное руководство

По формуле Ккк*Скл/ч*Кнап*2ч*4,2*Ксело

С включением в тарификацию

 

За классное руководство в УКГ

50 руб. – 200 рублей за 1 обучающего

С включением в тарификацию


 

Таким образом, доплаты  включаемым в тарификацию включают следующие  категории работников: учителя, учителя-предметники  и классные руководители. Доплаты  разделяются на различные виды, по каждой категории работников. В зависимо от вида начисляется определенный размер доплат.

Таблица 11 – Доплаты и надбавки работникам школы, производимые по отдельному приказу

Категории работников

Вид доплат

Размер доплат

Период

1

2

3

4

Учитель

За исполнение обязанностей лаборанта

 

 

 

 

Кабинета физики

Кабинета химии

Кабинета биологии

% должностного оклада с учетом  доплаты за кв. категорию и  сложность предмета

10 %

10 %

5 %

По приказу

За заведование методическим кабинетом

От 1500 рублей

По приказу

За проведение консультация в выпускных  классах

Почасовая

Ежемесячно, с начала осуществления  экзаменам, по представлению зам. дир. по УВР подготовки к ЕГЭ


 

Продолжение таблицы 11

1

2

3

4

 

За работу по подготовке к итоговой аттестации с обучающихся, которые выбрали экзамен в форме реферата

3 ч. за 1 реферат

В конце аттестационного периода, по представлению зам. дир. По УВР

 

За работу ответственным по опеке

50 % от основной ставки

По приказу директора ежемесячно

Социальный педагог

За работу с опекаемыми

От 20 % от должностного оклада

По приказу

Учителям нач. классов

За работу с будущими первоклассниками

Почасовая

Разовая оплата по представлению зам. дир. По УВР

Педагогам

 

 

За организацию работы обучающимся в Интернете

За ежемесячное  представление отчета на сайте КПМО

Почасовая

 

От 260 руб.

По приказу директора 

 

По приказу

 

За работу с сайтом

До 2000 руб.

По отдельному приказу

 

За заполнение электронного журнала, регистрацию обучающихся, корректировку  расписания занятий на сайте дневник.ру

От 260 руб.

По приказу

 

За работу, с обучающимися, в сети Интернет в кабинете информатики и недопущения выхода на запрещенные сайты

Почасовая

По отдельному приказу

 

За ведение протокола педагогических советов,  совещаний при директоре

От 125 руб. до 250 руб.

По отдельному приказу


 

Итак, доплаты  и надбавки работникам школы, производимые по отдельному приказу, включают следующие  категории работников: учителя, социальный педагог, учителя начальных классов, педагоги. Каждая категория подразделяется на различные виды доплат, а в  зависимости от вида устанавливается  размер доплат. Так, например, за ведение протокола педагогических советов, совещаний при директоре размер доплат будет равен от 125 до 250 рублей по отдельному приказу.

 

Таблица 12 – Доплаты и надбавки работникам школы, включаемые в штатное расписание

Категории работников

Вид доплат

Размер доплат

Период

Педагогам

За ведение кружков

Из расчета 1 ч. – 0,055 ставки педагога дополнительного образования

С включением в штатное расписание

За ведение спортивной работы (1 ст. – 18ч.; 0,5 ст – 9 ч.)

В зависимости от количества классов  в школе

С включением в штатное расписание


 

Из таблицы  12 видно, что доплаты и надбавки работникам школы, включаемые в штатное расписание, включают в себя только такую категорию работников как педагоги. Данная категория подразделяется на два вида доплат: за ведение кружков и за ведение спортивной работы, а каждая доплата имеет свой размер.

Кроме заработной платы и доплат материальное денежное стимулирование включает в себя бальную систему мотивации труда директора, его замов, преподавателей и главного бухгалтера (Приложение 1).

Данная бальная  система мотивации проводится следующим  образом.  Каждый педагогический работник самостоятельно заполняет лист приведенных  критериев на основание личного портфолио и сдает его комиссии по материальному стимулированию ежегодно в августе не позднее 15 дней до заседания Управленческого совета школы. Комиссия проверяет листы, посчитывает набранные баллы, ставит в известность работников и передает листы не позднее 5 дней до заседания Управленческого совета директору, который готовит проект приказа на ежемесячные стимулирующие выплаты для согласования с Управленческим советом. Ежемесячное материальное стимулирование производится по набранным баллам педагогическим работником с 1 сентября по 31 августа. Цена одного балла равна около 15 рублей.

Так же организацией может выплачиваться разовое  премирование в размере 600 рублей за Почетную Грамоту Министерства образования, науки и молодежной политике.

Социально-материальное стимулирование включает в себя материальную помощь. Материальная помощь работников школы производится в пределах утвержденного  учредителем фонда оплаты труда  при наличии экономии фонда оплаты труда.   Эта помощь оказывается  на основании и личного заявления работника в случаях, представленных в таблице 13.

Таблица 13 – Социально-материальное стимулирование.

Виды материальной помощи

Размер материальной помощи, в руб.

При стихийных  бедствиях, несчастных случаях

до 5000 руб.

Социальная поддержка

до 2000 руб.

Работникам, находящимся в годичном отпуске

1000 руб. 1 раз в квартал

Работникам находящимся в отпуске по уходу за ребенком

500 руб.  один раз в квартал  со  стажем работы 2 года в данной  школе

В  случае операции, длительного лечение работника, его детей

от 500 руб. до 5000 руб.

В случае похорон близких родственников (мать, отец, сестра, брат, муж, жена)

от 1000 до 2000 руб. с выездом – до 5000 руб.

В случае похорон близких родственников (тетя, дядя, племянники, свекровь, свекр, теща, тесть) с выездом

2000 руб.

Вызов в армию родителей

до 3000 руб.

Свадьба самих работников или детей

от 1000 руб.

Окончание детьми средней  школы

до 1000 руб.

На рождение  ребенка (папе или маме)

до 1000 руб.


 

Таким образом, из таблицы 13 видно, что виды материальной помощи разнообразны и размер их выплат вполне оптимален.

Моральное стимулирование в нормативно-правовых документов не отраженно. Поэтому для выявления позиций персонала по отношению к мотивам и стимулам организации было проведено анкетирования среди преподавателей, руководителей и обслуживающего персонала организации (Приложение 2), то есть было опрошено 51  респондент. Основным видом морального стимулирования на предприятии является устная благодарность (86,5 %) и почетное звание для 11,5 %, остальные 2 процента не имеют никакого морального стимулирования.

В результате проведенного анкетирования было выявлению, что основным фактором необходимого для эффективной работы сотрудников является высокая заработная  плата и достойные премии и надбавки к ней (57,2 процентов). Так же 20,5 процент отметил такой фактор как, справедливость руководителей; 13,1 процентов отметило – возможность карьерного роста, 5 процентов – хороший психологический климат в коллективе   и 4,2 процента считают важным фактор – стабильность предприятия (рисунок 7).

Рисунок 7  - Факторы стимулирующие эффективность работы сотрудников

 

Из рисунка 7 видно, что 45,7 % респондентов считают систему мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ эффективной, однако остальные 54, 3 % считают иначе. В целом режим работы в данной организации устраивает, за исключением преподавателей.  На фактор «признание и одобрение со стороны руководства» персонал реагирует по-разному, так по 5-бальной шкале 35,6 % оценили значимость данного фактора, для повышения производительности труда, на 3 балла; 31,2 % – на 4 балла и 33,2 % на 5 баллов.  Такой фактор как обеспеченность со стороны организации необходимыми для работы материалами, только для 15,2 % является стимулирующим фактором, для остальных таковым не является. Признание со стороны и учеников для педагогических работников является одним из важнейших факторов (были оценены на 4,5 баллов 100 %). Так же важным фактором для повышения мотивации труда является   возможность самостоятельности и инициативы в работе и интересная творческая деятельность (были оценены на 4,5 баллов 100 %).  Возможность по результатам работы получить признание от организации у 90 % персонала является стимулирующим фактором, а у оставшихся 10 % нет. Авторитет и разумность требования руководства - фактор, оценённый у 67,4  % на 3 балла, а у 32,6 % на 4 балла. Морально-психологический климат в организации является стимулирующим фактором у 97,3 % персонала, а у 2,7 % – это не столь важный фактор.

По мнению опрашиваемых в основном, а именно 82,7 % считают, что их знания, способности, профессиональные навыки и вложенные на них полномочия соответствуют друг другу, однако остальные говорят, что их навыки выше возложенных на них полномочий.

По данным опроса, видно, что только преподаватели  занимаются  повышением  квалификации.

Проведя опросник  определения иерархии потребностей по Маслоу (Приложение 2) в МОУ «Эликманарской СОШ», было выявлено, что самая значимая  потребность в данной организации является  самоуважение и признание (суммарный балл 57), затем идут физиологические потребности,  их суммарный балл  равен 52, потом следуют социальные (причастность) потребности – суммарный балл 50. На четвертом месте потребность в безопасности – суммарный балл 48, а последнее место занимает потребность в самореализации 31 балл (рисунок 8).

Рисунок 8 – Результаты опросника по Маслоу

Проведя мотивационный  тест по модели Д. Мак-Клелланда, можно сделать вывод, что потребность в достижение целей собственных и организации является  невысокой, а потребность в признании более развита на данном предприятии. Потребность персонал МОУ «Эликманарской СОШ» во власти является низкой.

По проведенному опросу,  были определенны социально-материальные стимулы для повышения мотивации персонала: медицинское обслуживание, возможность летнего отдыха для детей, страхование от несчастных случаев, материальную помощь при необходимости и к отпуску

Так же были определены моральные стимулы для  персонала повышающие их производительность: почетное звание, награды, грамоты.

В целом система  стимулирования является  эффективной для предприятия. Данная система стимулирования побуждает к активной работе персонал  предприятия. Она же повышает имидж школы, что является положительным моментом. В приведенной системе мотивации труда улучшаются качество образования, а так же повышается уровень профессиональных знаний персонала.

Однако систему мотивации в данной организации считают эффективной меньше половины персонала, это связанно с тем, что материальная стимулирующая часть распространяется только на преподавателей, руководителя, его заместителей и главного бухгалтера и это является главным недостатком. Следующий недостаток заключается том, что при мотивации педагогического персонала школы в основном используются только инструменты материального стимулирования и в меньшей мере  моральное стимулирование. Одного использовать только денежное вознаграждения, особенно при малых размеров надбавок, явно недостаточно. Использование механизмов морального стимулирования для мотивации персонала Эликманарской школы особенно важно, так как в структуре удовлетворенности трудом этой категории работников потребности высшего порядка преобладают над потребностью в материальном благосостоянии.

Информация о работе Мотивация персонала в школе