Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов системы мотивации на предприятии и анализа деятельности общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность мотивации и стимулирования труда в организации; - рассмотреть существующие теории мотивации в менеджменте; - рассмотреть методы стимулирования; - дать общую характеристику рассматриваемого предприятия;
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала в организации………………………………………..……
5
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования труда персонала в организации………………………………………………………………...
5
1.2 Процессуальные и содержательные теории мотивации……………… 12
1.3 Методы стимулирования персонала……………………………..…… 24
2 Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………
31
2.1 Общая характеристика МОУ «Эликманарская СОШ»……………… 31
2.2 Система мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ»………………... 42
3 Разработка мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………..
58
Заключение………………………………………………………………..... 71
Список использованных источников и литературы……………………… 74
Приложение 1 (обязательное) Критерии для выплат стимулирующей части фонда оплаты труда …………………….…………………………….
78
Приложение 2 (обязательное) Анкета ……………...……………………. 90
Приложение 3 (обязательное) Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года .………………….………………………
93
Во-первых - анализирует: проблемы жизнедеятельности школы, актуальные и перспективные потребности функционирования и развития школы, перспективные возможности школы в области осуществления своих уставных задач, ход и развитие воспитательно-образовательного и административно-хозяйственного процессов.
Во-вторых, он прогнозирует: последствия запланированных процессов функционирования и развития школы, тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для определения стратегии развития школы.
В-третьих, директор планирует и организует: воспитательную, образовательную и административно-хозяйственную работу школы, разработку и реализацию программы развития школы, разработку общих требований к процессам и результатам деятельности школы и критериев их оценки, изучение, обобщение и распространение передового опыта деятельности школы, сбор и накопление информации о значимых для школы инновациях в воспитании, образовании, административной и хозяйственной деятельности, систему внешних связей школы, необходимых для ее успешного функционирования и развития, систему контроля за ходом деятельности школы.
В-четвертых, он координирует: совместную деятельность своих заместителей, служб и подразделений школы и взаимодействие представителей сторонних организаций и школы.
В–пятых - контролирует: деятельность своих заместителей и непосредственных подчиненных, выполнение плана работы школы, реализацию стратегии развития школы, соответствие хода инновационных процессов и их результатов, ресурсное обеспечение функционирования и развития школы, выполнение принятых решений в области воспитательной, образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности школы.
В шестых - разрабатывает: устав школы, структуру управления школой, стратегические документы функционирования и развития школы, нормативные документы для структур и подразделений школы, на основе типового штатного расписания штатное расписание школы в пределах фонда заработной платы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции сотрудников школы, необходимые локальные нормативные акты.
Так же директор «Эликманарской СОШ» представляет школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях.
Должностные обязанности заместителя директора по УВР заключаются в организации текущего и перспективного планирования деятельности школы, учебно-воспитательного процесса и методической работы. Так же он координирует работу преподавателей по выполнению учебных планов и программ, других педагогических и иных работников. Необходимо осуществлять контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процессов, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, уровнем подготовки обучающихся. Заместитель директора по УВР должен посещать уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками школы, анализировать их форму и содержание, доводить результаты анализа до сведения педагогов. Нужно обеспечивать своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации. Контролировать правильное и своевременное ведение учителями школы классных журналов и другой установленной школьной документации воспитателями, классными руководителями, другими педагогами журналов групп продленного дня, классных журналов, другой документации. Этот заместитель организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации выпускников, оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий, осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках. Ему же необходимо составлять расписание учебных занятий и других видов учебной деятельности. Составлять расписание занятий кружков, факультативов, групп продленного дня, графика дежурства классных коллективов и педагогических работников по школе и другой учебно-воспитательной деятельности, обеспечивать своевременную и качественную замену временно отсутствующих педагогов (воспитателей), других непосредственно подчиненных ему педагогов и работников школы и другие должные обязанности в соответствии с уставом школы.
Следующий заместитель директора по ВР, который выполняет должностные обязанности по разработке оптимальную в условиях данного учебного заведения модель воспитательной деятельности, формирует ближайшие и перспективные цели совершенствования воспитательного процесса. Он координирует и направляет воспитательную деятельность учителей, классных руководителей, преподавателей, руководителей кружков, клубов и самодеятельных объединений учащихся, психолога, библиотекаря, оказывает им организационную и методическую помощь. Ему необходимо осуществлять контроль над качественной организацией воспитательного процесса, организует разработку программ воспитания учащихся, текущее и перспективное планирование воспитательного процесса, составляет расписание воспитательных мероприятий. Данный заместитель организует в учебном заведении кружки, клубы, другие объединения учащихся по интересам, анализирует, контролирует и пропагандирует их деятельность.
Заместитель
директора по воспитательной работе
привлекает представителей предприятий,
спортивных и общественных организаций,
творческих союзов, культурно-просветительных
учреждений к воспитанию и организации
свободного времени учащихся. Следующая
обязанность заключается в координации
работы по профилактике правонарушений
и преступности среди учащихся, устанавливает
связи по этим вопросам с правоохранительными
органами, комиссиями по делам несовершеннолетних,
другими заинтересованными организациями.
Он же обеспечивает планирование и организацию
отдыха и оздоровления учащихся в период
каникул, в выходные, праздничные дни и
вечернее время.
Так же ему нужно координировать деятельность
психологической и социально-педагогической
службы учебного заведения. Это заместитель
организует проведение социологических
и психолого-педагогических исследований,
использование иных форм анализа эффективности
воспитательной работы и другие обязанности.
Заместитель директора школы по учебно-методической работе выполняет должностные обязанности, организуя текущее и перспективное планирование деятельности школы, координируя работу учителей, других педагогических работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности школы. Занимается повышением квалификации персонала организации. Он обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Так же осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Данный заместитель директора организует работу по подготовке и проведению экзаменов, координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики, организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих).
Он же оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, организует учебно-воспитательную, методическую работу, осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся; обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации, ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов. Зам директора по УМР участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся, участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, повышает свою квалификацию. Так же в соответствии с обязанностями он вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением, участвует в работе педагогического совета школы и принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических работников школы.
Для выполнения возложенных заместителя директора по дошкольному образованию функций, он обязан совместно с Советом трудового коллектива и общественными структурами осуществляет разработку, согласование и внедрение:
- Положения о структурном подразделении дошкольного образовательного учреждения.
- Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ.
- Инновационных программ развития учреждения.
- Годовых, календарных и учебных планов ДОУ.
Данный заместитель
Ему необходимо обеспечивать необходимые условия для укрепления здоровья и всестороннего развития воспитанников, охрану их жизни и социальную защиту в период пребывания в дошкольном учреждении. Он должен решать учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и другие вопросы в пределах предоставленных заместителю директора по дошкольному образованию законодательных прав.
Заместитель директора школы по административно-хозяйственной работе (завхоз) выполняет должностные обязанности по руководству хозяйственной деятельностью школы. Он принимает материальные ценности, имущество, мебель, инвентарь школы на ответственное хранение в порядке, установленном законодательством. А так же обеспечивает работников школы канцелярскими принадлежностями, предметами хозяйственного обихода. Одна из основных обязанностей заместителя по АХЧ - обеспечение своевременной подготовки школы к началу учебного года. В его обязанности входит осуществление текущего контроля за хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, классов, учебных кабинетов, мастерских, спортзала, жилых и других помещений, иного имущества школы, а также столовой, буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности. Он же участвует в планировании и контроле рационального расходования материалов и финансовых средств, руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории, направляет и координирует работу подчиненного ему технического и обслуживающего персонала и ведет учет рабочего времени этой категории работников и организует инвентарный учет имущества организации и другие обязанности.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что данная организация имеет линейно-функциональную организационную структуру, где каждый имеет свои функции и обязанности, а так же имеется четкая иерархия «подчинённый-руководитель».
Выделим следующие
Так же можно и выделить недостатки в данной линейно – функциональной организационной структуре. Эти недостатки усугубляются на практике за счет: превышение норм управляемости у директоров и их заместителей, формирование нерациональных информационных потоков, чрезмерная централизация специфики работы различных подразделений.
Проанализировав общую характеристику данной организации, можно сказать, что МОУ «Эликманарской СОШ» предоставляет образовательные услуги на территории Элекмонарского сельского поселения. Основным видом деятельности МОУ «Эликманарская СОШ» является реализация общеобразовательных программ: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В данной организации среднесписочная численность персонала уменьшается, за три года на восемнадцать человек. Общеобразовательное учреждение «Эликманарская СОШ» имеет линейно-функциональную организационную структуру, где во главе стоит директор школы, в непосредственном подсинении у него пять замов, главный бухгалтер. Данная структура имеет свои плюсы и минусы.
Итак, «Эликманарская СОШ» - это муниципальное общеобразовательное учреждение, которая является одной из ведущих школ Чемальского района. Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала рассмотрен в следующем подпункте.
2.2 Система мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ»
Для анализа
системы мотивации и
Для начала необходимо проанализировать среднесписочную численность персонала за 3 года (таблица 4).
Таблица 4 - Средняя численность персонала МОУ «Эликманарская СОШ» на 2010-2012 гг.
Категории работников |
2010 |
2011 |
2012 |
Абсолютное изменение, чел. |
Относительные изменения,% | ||
2011 г. к 2010 |
2012 г. к 2011 |
2011 г. к 2010 |
2012 г. к 2011 | ||||
Среднесписочная численность персонала |
99 |
87 |
81 |
-12 |
- 6 |
87,9 |
93,1 |
В том числе: |
|||||||
Руководители, чел |
6 |
8 |
8 |
2 |
0 |
133,3 |
100 |
Педагогические работники, чел |
33 |
29 |
29 |
-4 |
0 |
87,9 |
100 |
В том числе: |
|||||||
Учителя, чел. |
27 |
24 |
23 |
-3 |
-1 |
88,9 |
95,8 |
Педагоги-психологи |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Социальные педагоги |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Другие педагогические работники |
3 |
2 |
3 |
-1 |
1 |
66,7 |
150 |
Персонал детского сада |
29 |
26 |
22 |
-3 |
-4 |
89,7 |
84,6 |
Учебно-воспитательный персонал |
2 |
1 |
3 |
-1 |
2 |
50 |
300 |
Обслуживающий персонал, чел |
29 |
23 |
19 |
-6 |
-4 |
79,3 |
82,6 |