Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 14:03, отчет по практике
Целью практики является исследование системы стимулирования и мотивации труда работников Муниципального учреждения культуры Межпоселенческая централизованная библиотечная система (далее МКУК МЦБС) Пластовского муниципального района, определение проблем и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для осуществления поставленной цели решались следующие взаимосвязанные задачи:
- исследование и обобщение теоретических подходов к определению мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
- раскрытие сущности стимулирования труда и особенностей стимулирования труда в сфере культуры;
- исследование состояния системы мотивации и стимулирования труда в МКУК МЦБС Пластовского муниципального района, выявление существующих проблем;
Введение
3
1 Теоретические основы мотивации персонала как функции управления
5
1.1 Понятие и сущность мотивации персонала
5
1.2 Моральное и материальное стимулирование труда
9
1.3 Особенности стимулирования труда в сфере культуры
14
2 Особенности стимулирования и мотивации труда в Муниципальном учреждении культуры Межпоселенческая централизованная библиотечная система Пластовского муниципального района
20
2.1 Анализ организации работы по стимулированию и мотивации труда в учеждении
20
2.2 Исследование удовлетворенности трудом работников учреждения
25
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования и мотивации труда работников МКУК МЦБС
31
Заключение
35
Список использованных источников
Необходимо ввести должность специалиста по информационным технологиям, что позволило бы решить сразу несколько важных задач:
- охватить информационными сетями максимальное число библиотек, особенно сельских, внедрить специализированные компьютерные программы, информационно-библиотечные системы с целью автоматизировать требующие напряжения операции в работе библиотекаря (ведение картотеки, каталогов и т.д.) и дать возможность для развития творческого труда;
- создать единую электронную базу библиотечных документов, что позволит с меньшими затратами труда и более оперативно использовать единый библиотечный фонд;
- увеличить комплектование библиотечных фондов изданиями на электронных носителях;
- организовать обучение
Таким способом можно частично решить проблемы оснащенности рабочих мест, повышения уровня автоматизации библиотечных процессов, комфортности и разнообразия работы, дополнительного обучения, ведь в век информационных технологий владеть соответствующими навыками и идти в ногу со временем просто необходимо.
В настоящее время в Пластовском муниципальном районе нет практики получения признания библиотечных работников на официальном уровне, в отличие от других сфер жизни. Практика признания лучших в своей области существует в районе уже в течение ряда лет в виде ежегодного конкурса «Человек года», приуроченного к празднованию Дня района. Рациональным шагом представляется обращение к оргкомитету конкурса с предложением ввести номинацию «Библиотекарь года», что неизменно повлечет за собой поднятие престижа этой жизненно необходимой обществу профессии, а также повышение общественного интереса к деятельности библиотек района.
С 2006 года в Пластовском муниципальном районе действует муниципальная целевая программа «Культура». Один из ее разделов называется «Через библиотеку – в будущее» и непосредственно относится к библиотечной системе. Средства на реализацию программы выделяются из районного бюджета и направляются на развитие библиотеки и ее филиалов, приобретение необходимого оборудования и оснащения. Возможно, правильным шагом будет включение в программу расходов по проведению конкурса профессионального мастерства в сфере библиотечного обслуживания, что поможет оживить библиотечную жизнь, сделать ее насыщенной и интересной и одновременно будет способствовать пробуждению творческой мысли, стремлению к изучению опыта лучших библиотек и внедрению новшеств.
Повышению престижа библиотеки и профессии библиотекаря в обществе будет способствовать внедрение и развитие такого направления деятельности, как волонтерство, популярное в странах Запада и еще только делающее первые шаги в нашей стране. Волонтеры, или добровольцы, — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах некоммерческой организации культуры.
Для удовлетворения потребности быть информированным о делах, планах и перспективах учреждения необходимо проводить общие собрания, где руководитель и сотрудники обсуждают, каких успехов добился весь коллектив, какие перед ним стоят первоочередные задачи, должны стать хорошей традицией в коллективе, так как формируют приверженность общему делу.
Удовлетворение таких требований как улучшение условий труда, повышение уровня оплаты, возможность работать в коллективе без лишнего напряжения устраняет причины неудовлетворенности трудом, что повышает лояльность сотрудников организации к руководству.
Таким образом, при разработке практических рекомендаций была сделана попытка охватить максимально возможное количество направлений. Обобщая сказанное, можно рекомендовать последовательное и целенаправленное проведение мероприятий по разработке эффективной системы стимулирования труда, предусматривающей поощрение за конкретные достижения, причем такая система должна быть понятна и принята коллективом. Наряду с материальным стимулированием большое внимание следует уделять нематериальным методам.
В ходе прохождения практики был сделан ряд выводов и обобщений о значимости мотивации и стимулирования для эффективной работы библиотекарей, и предложены конкретные меры совершенствования системы стимулирования и мотивации труда в Муниципальном учреждении культуры Межпоселенческая централизованная библиотечная система.
Основным понятием процесса мотивации является потребность, которая выражается в осознанном ощущении отсутствия чего-либо, вызывающем у человека внутреннее побуждение к действиям.
Мотив – это внутриличностная причина, побуждающая человека действовать. Совокупность мотивов формирует мотивационную сферу человека. Мотивация – это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения.
Мотивы делятся на материальные и нематериальные. Материальные мотивы могут иметь как денежную, так и неденежную форму. Нематериальные мотивы при определенных условиях могут быть гораздо сильнее материальных.
Стимулирование труда в сфере культуры ограничивается несколькими факторами: недостаточным финансированием учреждений культуры, низким уровенем заработной платы; ограничение возможности продвижения по служебной лестнице, так как для работников потребности роста являются важным стимулом.
Выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые в целях усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества работы, производятся в пределах экономии выделенных бюджетных средств на оплату труда. В соответствии с Положением о платных услугах доходы, полученные от внебюджетной деятельности, также могут быть направлены на материальное поощрение работников.
Практическое исследование темы мотивации и стимулирования проводилось посредством социологического опроса в виде анкетирования.
В результате анкетирования были получены данные о том, что большинство работников считают свою работу любимым занятием, в целом своей работой удовлетворены, видят практическую необходимость своей работы и намерены долго работать в учреждении. Не удовлетворена своей работой третья часть опрошенных, главной причиной является низкая заработная плата. Основными причинами продолжения работы в данном учреждении являются привязанность к профессии и дружеские отношения с коллегами.
Исследование показало, что в учреждении есть определенные проблемы в сфере удовлетворенности трудовой жизнью: наибольшую степень неудовлетворенности показали низкий уровень заработной платы, отсутствие в восприятии работников связи между количеством и качеством труда и его оплатой; присутствует недостаточная удовлетворенность уровнем признания компетенции и личных достижений, информированностью о делах учреждения, степенью участия в принятии важных для сотрудников управленческих решений, возможностью проявлять инициативу и самостоятельность; легкая степень неудовлетворенности выявлена в отношении возможности реализовать свой потенциал знаний и способностей на рабочем месте, разнообразия и содержательности трудовой деятельности. Наибольшая удовлетворенность отмечена отношениями с коллегами и руководителем, хотя и в этом вопросе нет стопроцентного единодушия.
С целью усиления мотивации сотрудников и повышения удовлетворенности работой предлагается комплекс необходимых мер, среди которых дифференцированный подход к оплате труда работников и постоянное изменение средств материального стимулирования в зависимости от меняющихся условий; привлекать внебюджетные источники за счет предоставления дополнительных платных услуг для повышения уровня заработной платы; планирование гибкого графика работы и т.д. В целом, предложенные меры призваны повысить уверенность сотрудников в том, что от их стремлений и действий на самом деле зависит гораздо больше, чем они могут предположить, а такая уверенность может мотивировать к работе гораздо сильнее других факторов.
1 |
Ансофф, И. Стратегическое управление: учеб. пособие / И. Ансофф. М.: Экономика, 2009. 358 с.; |
2 |
Аширов, Д. А. Управление персоналом : учебное пособие / Д. А. Аширов.- М. : ТК Велби, изд-вo Проспект, 2009. – 432 с. |
3 |
Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала/ - М.: Изд. Юристъ, 2008 - 496 с. ISBN:978-5-16-000487-7 |
4 |
Дизель, П. Поведение человека в организации / П. Дизель, К Дизель, Р. У. Мак-Кинли – М : МГУК, 2009. – 194 с. |
5 |
Карпухин, О. И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования / О. И. Карпухин // Социально-политический журнал. – 2010 – № 4. – С. 26-39. |
6 |
Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации/ – М.: Изд. ИНФРА – М, 2007 – 638 с. |
7 |
Коханов, Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность/ - М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 1999 – 684с ISBN: 967-5-223-00621-8 |
8 |
Кравченко, К. А.Организационное строительство управления персоналом в крупной компании. Академический проект, М. 2005 |
9 |
Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 2006.- 130 с. |
10 |
Ламскова, О.М. Адаптация персонала в организации// Управление персоналом – 2004 - №13 - стр. 53-56. |
11 |
Магура, М.И., Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. - М.: ЗАО Бизнес-школа 31.Интел-Синтез», 2007. |
12 |
Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. М.: Омега-Л, 2007. 325 с. |
13 |
Манаев, С.В. Оценка управление процессом адаптацией// Управление персоналом – 2006 - №11-12 – стр. 50-53. ISBN: 971-5-902583-21-0 |
14 |
Мацкевич, А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Автореф.дис. ...канд.псих.наук. Л., 2006. - 16 с. |
15 |
Моргунов, Е.Б. Организационное поведение // Управление компанией / Под ред. Ф.Линса, Б.З.Мильнера. - М., Экономика, 2006. - 270 с. |
16 |
Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. - 264 с. |
17 |
Павлуцкий, А. «Обучение действием»: практический опыт в России // Управление персоналом. - 2011. - №8. - С. 45-47. |
18 |
Плешин, И.Ю. Управление персоналом/ – М.: Изд. Прогресс, 2002 – 485 с. |
19 |
Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. - 160 с. |
20 |
Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом, 2006.-416 с. |
21 |
Срагович, В. Г. Адаптивное управление: учеб. пособие / В. Г. Срагович. М.: Наука, 2004. 260 с. |
22 |
Сульдина, Г.А. Управление персоналом в системе государственного и муниципального управления/ - Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова – Ленина, 2004 – 232 с. |
23 |
Управление персоналом / Под ред. О.И.Марченко. - М.: «Ось-89», 2004. 224 с. ISBN: 978-5-7749-0567-6 |
24 |
Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р.А.Фатхутдинов. 5- е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2010. 448 с. |
25 |
Фокин, К.М. Технология расчета эффективности адаптации руководителей / К. Фокин // Справочник по управлению персоналом, — 2010. — № 5 — С. 38—42 |
26 |
Шекшня С. В. Управление персоналом в современной организации: Учеб.-метод, пособие. 4-е изд. - М.: 2006. – 432с.ISBN: 978-5-8041-0383-6 |
СОГЛАСОВАНО:
Управление культуры, спорта
и молодежной политики
Пластовского муниципального района
___________ О.М. Милютина
«________» ________ ________ год
Неклюдов А.В. ____________
Комитетом по управлению
имуществом администрации
Пластовского муниципального района
________ Ю.М.Валиахметов
«_______»_______ ________ год
УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
«МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Мотивация труда. Сущность материальных и нематериальных потребностей работника