Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа
В сегодняшних условиях складывается такая ситуация, когда одного понимания потребителей уже недостаточно. Наступило время напряженной конкуренции, при которой у предприятий нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Это означает, что они должны уделять внимание не только потребителям, но также анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов. А конкурентоспособность любой организации, в свою очередь, определяют ее конкурентные преимущества, под которыми понимают высокую компетентность предприятия в какой-либо отрасли, которая дает ему наилучшие возможности для преодоления сил конкуренции, привлечения потенциальных покупателей и сохранения их приверженности товарам фирмы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий 5
1.1. Понятие и виды конкуренции 5
1.2.Модель конкуренции М.Портера 11
1.3.Сущность и методы оценки конкуренции 18
1.4.Правила разработки успешных конкретных стратегий 28
1.5.Факторы повышения конкурентоспособности российских и зарубежных предприятий 33
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар» 37
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деяельности ЗАО ТПК «Ультра Стар» 41
2.3. Анализ организационной структуры управления 48
2.4. Оценка конкурентоспособности предприятия 52
2.5. SWOT – анализ деятельности предприятия 65
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ЗАО ТПК «Ультра Стар» 68
3.1. Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятии ЗАО ТПК «Ультра Стар» 68
3.2. Социально- экономические обоснования рекомендаций по повышению конкурентоспособности ЗАО ТПК «Ульра Стар» 72
Заключение 78
Список использованной литературы 81
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080507.65 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
УТВЕРЖДАЮ
____________ Н.И. Семенов
«___»____________2011
г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Назначение и область деятельности менеджера
в
антикризисном управлении
Студент группы МЗ -601
Иванов Вадим Вадимович
(ФИО)
___________________________
(подпись)
Дипломный проект Руководитель дипломного
направляется в ГАК проекта
для защиты
Декан
___________/________/ Ткаченк
(ФИО, должность, уч. степень, звание)
____________________________
(подпись) (подпись)
«_____»________________2011г.
_________________________
«_____»_______________201
Введение
В сегодняшних условиях складывается такая ситуация, когда одного понимания потребителей уже недостаточно. Наступило время напряженной конкуренции, при которой у предприятий нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Это означает, что они должны уделять внимание не только потребителям, но также анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов. А конкурентоспособность любой организации, в свою очередь, определяют ее конкурентные преимущества, под которыми понимают высокую компетентность предприятия в какой-либо отрасли, которая дает ему наилучшие возможности для преодоления сил конкуренции, привлечения потенциальных покупателей и сохранения их приверженности товарам фирмы. Актуальность выбранной темы будет заключаться в том, что организациям любых размеров и форм собственности для того, чтобы обеспечить себе выживание и, в лучшем случае, процветание на рынке, необходимо чем-то выделяться среди конкурентов, тем самым, обеспечивая себе большее количество преимуществ и, соответственно, повышая свою конкурентоспособность. Объект дипломного проекта – закрытое акционерное общество Торгово-Промышленная Компания «Ультра Стар».
Предмет дипломного проекта - конкурентоспособность фирмы. Целью работы является разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия. Поставленная цель потребовала выполнения ряда задач: 1.Обобщить теоретические основы конкурентоспособности современных российских и зарубежных предприятий. 2.Проанализировать работу предприятия и изучить ассортимент реализуемой продукции . 3.Оценить конкурентоспособность предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар» и разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности. 4.Оценить экономическую и социальную эффективность рекомендаций. В первой главе изучен вопрос о сущности конкуренции, рассмотрены ее понятие и виды. Проанализирована модель пяти сил конкуренции М. Портера, предназначенная для описания конкуренции на рынке, рассмотрены сущность и методы оценки конкурентоспособности, изучены конкурентные преимущества, как основные ее составляющие. Проведено исследование основных направлений достижения конкурентных преимуществ на рынке и представлены правила разработки успешных конкурентных стратегий. Проведен анализ путей повышения конкурентоспособности фирмы. Во второй главе проведен анализ основной деятельности фирмы «Ультра Стар», в рамках которого, дана общая ее характеристика, проведен экономический анализ деятельности фирмы и анализ обеспечения ее конкурентоспособности. В третьей главе разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности фирмы и дана оценка влияния изменения затрат на финансовые результаты фирмы.
Вспомогательными элементами при оценке экономического состояния и анализе конкурентоспособности фирмы послужили метод прямого наблюдения и опрос. В работе над дипломным проектом были использованы литературные источники отечественных и зарубежных авторов: М. Портера, И. Ансоффа, Р.А. Фатхутдинов, А.А. Томпсона, Ф. Котлера, В. Е. Хруцкого, В. Д. Марковой, Л. Е. Басовского, Г. Л. Азоева, А. Ю. Юданова.
Глава 1. Теоретические и методологические основы конкурентоспособности организации
1.1 Понятие и виды конкуренции
Любая фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка, поэтому условия окружающей среды, в которой она действует, принято называть маркетинговой средой фирмы [18, с. 142]. Ф. Котлер определил данное понятие следующим образом. Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. В свою очередь, среда фирмы слагается из элементов микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентов, то есть поставщиками, маркетинговыми посредниками, покупателями, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду фирмы. Это факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Выделяя из микросреды любой фирмы такую категорию участников, как конкуренты, можно утверждать, что они являются наиболее важной составляющей, без изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке [9, с. 56]. В практике существует множество трактовок понятия конкурентов, необходимо привести лишь наиболее употребительные из них. Как было отмечено выше, конкуренты - это субъекты маркетинговой среды, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, на формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности. Конкуренты - это фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую с другими фундаментальную рыночную нишу, под которой понимается вся совокупность сегментов рынка, подходящих для товаров и услуг, производимых или реализуемых фирмами [23, с. 94]. Наличие на рынке конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет по своим местам, а люди, стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге, работают на благо общества. Радикальный прорыв в этой области был связан с именем профессора Гарвардского университета и известнейшего бизнес - консультанта Майкла Портера, который, по своей сути, является родоначальником современной теории конкуренции и конкурентоспособности [17, с. 78]. Особенность его работ заключается в прагматическом характере и опоре на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран. Решающий вывод, сделанный Портером состоит в том, что международная конкурентоспособность страны определяется, прежде всего, комплексными и конкурентными преимуществами ее ведущих фирм [5, с. 245]. Новизна же исследований Портера состоит в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества. Термин «конкуренция» не применялся в советской экономике. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы лишь руководителям тех предприятий, чья продукция экспортировалась на внешний рынок [1, с. 29]. Но, переход России от планово - директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов.
Сейчас
же, для понимания природы
-
рыночная конкуренция
1. Для проникновения на рынок с новыми товарами. 2.Для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При скрытой же ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало; - неценовая конкуренция на основе качества потребительной стоимости, которая выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара, то есть фирмы выпускают товар более высокого качества, более надежный и удобный, обеспечивают современный дизайн, и наименьшую, по сравнению с конкурентами, цену потребления [1, с.68]. Наиболее важными из них являются: 1.Совершенствование выпускаемой продукции. 2.Реклама и стимулирование сбыта. 3.Гибкая политика цен. 4.Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся: 1.Промышленный шпионаж. 2.Переманивание специалистов, владеющих производственными секретами. 3.Выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от оригиналов, но существенно уступающих по качеству, а потому обычно более дешевых. 4.Закупка образцов с целью их копирования. На практике можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности, осуществляемые любыми фирмами: - конкуренция в области рынков сырья за завоевание лидирующих позиций. С целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем конкурентов, производительности труда; - конкуренция в области сбыта товаров или услуг на рынке; - конкуренция между покупателями на сбытовых рынках [4, с. 109]. В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирм наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товаров или услуг на рынке.
Информация о работе Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении