Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Краткое описание

В сегодняшних условиях складывается такая ситуация, когда одного понимания потребителей уже недостаточно. Наступило время напряженной конкуренции, при которой у предприятий нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Это означает, что они должны уделять внимание не только потребителям, но также анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов. А конкурентоспособность любой организации, в свою очередь, определяют ее конкурентные преимущества, под которыми понимают высокую компетентность предприятия в какой-либо отрасли, которая дает ему наилучшие возможности для преодоления сил конкуренции, привлечения потенциальных покупателей и сохранения их приверженности товарам фирмы.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий 5
1.1. Понятие и виды конкуренции 5
1.2.Модель конкуренции М.Портера 11
1.3.Сущность и методы оценки конкуренции 18
1.4.Правила разработки успешных конкретных стратегий 28
1.5.Факторы повышения конкурентоспособности российских и зарубежных предприятий 33
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар» 37
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деяельности ЗАО ТПК «Ультра Стар» 41
2.3. Анализ организационной структуры управления 48
2.4. Оценка конкурентоспособности предприятия 52
2.5. SWOT – анализ деятельности предприятия 65
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ЗАО ТПК «Ультра Стар» 68
3.1. Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятии ЗАО ТПК «Ультра Стар» 68
3.2. Социально- экономические обоснования рекомендаций по повышению конкурентоспособности ЗАО ТПК «Ульра Стар» 72
Заключение 78
Список использованной литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

    ФАКУЛЬТЕТ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080507.65 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

КАФЕДРА   МЕНЕДЖМЕНТА 
 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  кафедрой

____________ Н.И. Семенов

«___»____________2011 г. 
 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

          Тема:          Назначение и область деятельности менеджера

в антикризисном управлении 
 
 
 

                 Студент группы МЗ -601

                 Иванов  Вадим Вадимович

                                (ФИО)

                 __________________________________

                                (подпись) 
               
               

                Дипломный проект    Руководитель дипломного

                направляется  в ГАК   проекта

для защиты

Декан ___________/________/  Ткаченко Олег Николаевич

                                                                      

            (ФИО, должность,  уч. степень, звание)

____________________________  ___________________________

      (подпись)      (подпись)

«_____»________________2011г.

                                                                        Нормоконтроль

                   _____________________________   

                   «_____»_______________201. 

                                                 Челябинск 2011г

 

Оглавление

 

                                                            Введение

     В сегодняшних условиях складывается такая ситуация, когда одного понимания  потребителей уже недостаточно. Наступило  время напряженной конкуренции, при которой у предприятий  нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Это означает, что они должны уделять внимание не только потребителям, но также анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов. А конкурентоспособность любой организации, в свою очередь, определяют ее конкурентные преимущества, под которыми понимают высокую компетентность предприятия в какой-либо отрасли, которая дает ему наилучшие возможности для преодоления сил конкуренции, привлечения потенциальных покупателей и сохранения их приверженности товарам фирмы.   Актуальность выбранной темы будет заключаться в том, что организациям любых размеров и форм собственности для того, чтобы обеспечить себе выживание и, в лучшем случае, процветание на рынке, необходимо чем-то выделяться среди конкурентов, тем самым, обеспечивая себе большее количество преимуществ и, соответственно, повышая свою конкурентоспособность.  Объект дипломного проекта – закрытое акционерное общество Торгово-Промышленная Компания «Ультра Стар».

     Предмет дипломного проекта - конкурентоспособность  фирмы.   Целью работы является разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.       Поставленная цель потребовала выполнения ряда задач:      1.Обобщить теоретические основы конкурентоспособности современных российских и зарубежных предприятий.         2.Проанализировать работу предприятия и изучить ассортимент реализуемой продукции .             3.Оценить конкурентоспособность предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар» и разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности.    4.Оценить экономическую и социальную эффективность рекомендаций.  В первой главе изучен вопрос о сущности конкуренции, рассмотрены ее понятие и виды. Проанализирована модель пяти сил конкуренции М. Портера, предназначенная для описания конкуренции на рынке, рассмотрены сущность и методы оценки конкурентоспособности, изучены конкурентные преимущества, как основные ее составляющие. Проведено исследование основных направлений достижения конкурентных преимуществ на рынке и представлены правила разработки успешных конкурентных стратегий. Проведен анализ путей повышения конкурентоспособности фирмы.        Во второй главе проведен анализ основной деятельности фирмы «Ультра Стар», в рамках которого, дана общая ее характеристика, проведен экономический анализ деятельности фирмы и анализ обеспечения ее конкурентоспособности.  В третьей главе разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности фирмы и дана оценка влияния изменения затрат на финансовые результаты фирмы.       

     Вспомогательными элементами при оценке экономического состояния и анализе конкурентоспособности фирмы послужили метод прямого наблюдения и опрос.              В работе над дипломным проектом были использованы литературные источники отечественных и зарубежных авторов: М. Портера, И. Ансоффа, Р.А. Фатхутдинов, А.А. Томпсона, Ф. Котлера, В. Е. Хруцкого, В. Д. Марковой, Л. Е. Басовского, Г. Л. Азоева, А. Ю. Юданова.

 

Глава 1. Теоретические  и методологические основы конкурентоспособности  организации

1.1 Понятие и виды конкуренции

     Любая фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка, поэтому условия окружающей среды, в которой она действует, принято называть маркетинговой средой фирмы [18, с. 142]. Ф. Котлер определил данное понятие следующим образом.    Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. В свою очередь, среда фирмы слагается из элементов микросреды и макросреды.     Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентов, то есть поставщиками, маркетинговыми посредниками, покупателями, конкурентами и контактными аудиториями.         Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду фирмы. Это факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.          Выделяя из микросреды любой фирмы такую категорию участников, как конкуренты, можно утверждать, что они являются наиболее важной составляющей, без изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке [9, с. 56].    В практике существует множество трактовок понятия конкурентов, необходимо привести лишь наиболее употребительные из них.     Как было отмечено выше, конкуренты - это субъекты маркетинговой среды, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, на формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности.        Конкуренты - это фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую с другими фундаментальную рыночную нишу, под которой понимается вся совокупность сегментов рынка, подходящих для товаров и услуг, производимых или реализуемых фирмами [23, с. 94].        Наличие на рынке конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция.           Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет по своим местам, а люди, стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге, работают на благо общества.       Радикальный прорыв в этой области был связан с именем профессора Гарвардского университета и известнейшего бизнес - консультанта Майкла Портера, который, по своей сути, является родоначальником современной теории конкуренции и конкурентоспособности [17, с. 78]. Особенность его работ заключается в прагматическом характере и опоре на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран.       Решающий вывод, сделанный Портером состоит в том, что международная конкурентоспособность страны определяется, прежде всего, комплексными и конкурентными преимуществами ее ведущих фирм [5, с. 245].    Новизна же исследований Портера состоит в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества.   Термин «конкуренция» не применялся в советской экономике.   Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы лишь руководителям тех предприятий, чья продукция экспортировалась на внешний рынок [1, с. 29].             Но, переход России от планово - директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов.

     Сейчас  же, для понимания природы конкуренции  основной единицей является любая отрасль, то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль может включать в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, существуют родственные отрасли, у продукции которых могут быть те же показатели, технология производства и каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике такие границы всегда весьма расплывчаты. Специфика проблемы конкуренции заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа, поэтому иногда нужно думать не за себя, а за те компании, с которыми приходится сталкиваться [24, с. 204].  Вообще слово конкуренция возникло от латинского «сопсипеrе», что в переводе означает сталкиваться. СИ. Ожегов трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод и преимуществ.   Кроме того, конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1, с. 38].    Конкуренция - это состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя и за свое выживание на рынке. Таким· образом, конкуренция в целом может быть определена, как соперничество, которое осуществляется между отдельными лицами и хозяйствующими субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.   Важные аспекты в понятии конкуренции:      - речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке, оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары или услуги;      - конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом;

     - рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах  рынка, поэтому один из распространенных  приемов, к которым прибегают  фирмы, чтобы облегчить давление  на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.       Жестокий закон конкуренции - это объективный процесс «вымывания» с рынков некачественных товаров [24, с. 74]. Конкуренция может быть:    - добросовестной, когда соперники соблюдают все нормативные акты и правила чести;             - недобросовестной, когда любые направленные на приобретение преимуществ действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могут причинить или уже причинили убытки другим хозяйствующим субъектам конкурентам, либо нанести или уже нанесли ущерб их деловой репутации [1, с. 64].     В настоящее время на практике существуют четыре возможные конкурентные структуры, определяющие положение на рынке:     - чистая конкуренция;           - монополистическая конкуренция;        - олигополия;            - чистая монополия.           В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному:   - государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов, а· может быть 'и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления;           - в случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширить его;           - в случае нерегулируемой монополии, фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок [1, с. 31].     Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает следующих видов:        - функциональная конкуренция, которая означает, что любую потребность можно удовлетворить самыми разными способами и, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами;             - видовая конкуренция, которая является следствием того, что на рынке имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся по каким - то важным параметрам;          - предметная конкуренция, являющаяся результатом того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления [1, с. 36].            Кроме такого деления, в экономической литературе конкуренция согласно ее методам, бывает: соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой торговец выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете~ завоевывал себе желаемую долю рынка.       В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что ценовое соперничество в открытой форме возможно только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара [1, с. 45]. Данная форма ценовой конкуренции применяется обычно в случаях:

     1. Для проникновения на рынок с новыми товарами.       2.Для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.  При скрытой же ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало;           - неценовая конкуренция на основе качества потребительной стоимости, которая выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара, то есть фирмы выпускают товар более высокого качества, более надежный и удобный, обеспечивают современный дизайн, и наименьшую, по сравнению с конкурентами, цену потребления [1, с.68]. Наиболее важными из них являются:                 1.Совершенствование выпускаемой продукции.      2.Реклама и стимулирование сбыта.       3.Гибкая политика цен.          4.Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения.      К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:    1.Промышленный шпионаж.          2.Переманивание специалистов, владеющих производственными секретами. 3.Выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от оригиналов, но существенно уступающих по качеству, а потому обычно более дешевых.              4.Закупка образцов с целью их копирования.       На практике можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности, осуществляемые любыми фирмами:    - конкуренция в области рынков сырья за завоевание лидирующих позиций. С целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем конкурентов, производительности труда;        - конкуренция в области сбыта товаров или услуг на рынке;    - конкуренция между покупателями на сбытовых рынках [4, с. 109].   В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирм наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товаров или услуг на рынке.

Информация о работе Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении