Научная организация труда на примере ОАО «Сбербанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить организацию труда в ОАО «Сбербанк», провести анализ рабочего места менеджера по работе с клиентами и дать рекомендации по совершенствованию для повышения эффективности труда.
В соответствии с поставленной целью, нужно решить следующие задачи:
Изучение литературы по теме исследования;
Рассмотрение основ понятийного аппарата организации труда;
Изучение состояния элементов организации труда персонала;
Анализ элементов организации труда на рабочем месте;
Предложение пути совершенствования организации труда персонала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации труда персонала………………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятия и элементы научной организации труда…………………. 5
1.2. Задачи научной организации труда………………………………….. 6
1.3. Принципы научной организации труда………………….………… 10
Глава 2. Организация труда персонала в компании «Сбербанк……………... 14
2.1. Описание структуры и характеристика ОАО «Сбербанк»…..…… 14
2.2. Анализ элементов, функций, задач организации труда в ОАО «Сбербанк»……………………………………………………………….. 19
2.3. Анализ элементов организации труда рабочего места начальника планово-экономического отдела ОАО «Сбербанка»………….... …….. 26
2.4. Рекомендации по улучшению организации рабочего места……… 29
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 150.95 Кб (Скачать файл)

Рис.1. Половая структура в центральном отделении № 139 ОАО «Сбербанк»

Рис.2. Возрастная структура в отделении № 139 ОАО «Сбербанк»

Таким образом, в кадровой структуре работников отделения № 139 ОАО «Сбербанк» можно выявить некоторые недостатки:

1) Большинство сотрудников, работающих центральном в отделении № 139 ОАО «Сбербанк» - это женщины.

2) большинство сотрудников, работающих  в центральном отделении № 139 ОАО «Сбербанк» это люди в возрасте старше 30 лет.

2.2. Анализ элементов организации труда персонала

1.Разделение труда

  • Функциональное – В компании существует деление персонала на служащих (специалистов руководителей и технических исполнителей)

Проблемой функционального разделения труда  является то, что на планово-экономический  сектор возложена функция отдела по управлению персонала, за неимением  последнего. А именно:

- Разработка предложений по нормированию оплаты труда, порядку и критериям материального стимулирования работников в рамках действующей системы оплаты труда;

- организацией  работ по нормированию труда, изучению и анализу трудовых процессов, мероприятий по совершенствованию организации труда,

- составлением штатного расписания  предприятия, 

  • Профессиональное – Состоит в делении работников по профессиям и специальностям человека, владеющего определенными теоретическими знаниями и практическими навыками, полученными в результате профессиональной подготовки .

В рамках данного разделения труда, недостатков  не обнаружено т.к. все работники  имеют соответствующую профессиональную подготовку

  • Квалификационное – разделение работ в зависимости от сложности, между сотрудниками в соответствии с их квалификацией. Данное разделение выражается в делении по должностям и официально закреплено документами.

Таким образом, можно сказать, что в центральном отделении №139 ОАО «Сбербанк» был обнаружен недостаток – а именно на планово-экономический сектор возложены функции отдела управления персоналом, в виду его отсутствия. Это имеет ряд негативных последствий

1) Сотрудники испытывают дополнительную  нагрузку.

2) И как следствие, недостаток  времени на выполнение своих  прямых функций и обязанностей.

  1. Кооперация труда

Территориальная. Взаимодействие осуществляется между подразделениями и отделами (Сектор обслуживания физических лиц и сектор кассовых операций при проведении операции со вкладами; отдел персонала и бухгалтерия при учете отработанного времени и начислении заработной платы сотрудникам), так и между работниками внутри отделов

- Функциональная. Система производственной взаимосвязи  работников при осуществлении  трудового процесса и их взаимодействие  осуществляется как внутри функционально  однородных групп, так и между этими группами.

Как пример: по оценки кредитоспособности физического лица, взаимодействуют юридический сектор и отдел кредитования.

- Профессиональная. Как пример: Проект штатного расписания на плановый финансовый год представляется экономической службой на рассмотрение Совета отделения из расчета необходимого увеличения численности персонала.

- Технологическая.  Как пример: При выдаче кредита,  на начальном этапе документы  собираются в отделе кредитования  частных лиц, а затем передаются  в бухгалтерию для выдачи денежных  средств.

- Квалификационная. В ОАО «Сбербанк» существует  документ, в котором четко прописаны  требования к должности, а также должностные обязанности.

Таким образом, все виды и формы кооперации труда  сосуществуют и представлены в компании «Сбербанк» на очень высоком уровне.

  1. Организация рабочих мест

 Большое значение в работе любого подразделения имеет организация рабочих мест сотрудников и создание благоприятных условий труда. Большое внимание должно уделяться устройству и планировке служебных помещений, поддержанию в них соответствующего нормам освещения, температурного режима, устранению шумов, оборудованию рабочих мест в соответствии с выполняемыми функциями, установлению рационального режима труда.

Рабочие места в центральном отделении  №139 ОАО «Сбербанк» классифицируется по следующим признакам:

1) по  функциям: рабочие места специалистов, руководителей, служащих, младшего обслуживающего персонала, охраны.

2) по  профессиональному признаку: рабочие места бухгалтеров, экономистов, юристов и т.п.

3) по виду деятельности: основные виды деятельности;

4) по виду производства: основное

5) по степени специализации: универсальные рабочие места;

6) по месту нахождения: рабочее места в помещении;

7) по числу исполнителей: индивидуальные рабочие место;

8) по  числу смен: односменное;

9) по степени подвижности: передвижное;

10) по рабочему положению: переменное;

11) по  условиям труда: с нормальными  условиями;

12) по  времени использования: постоянные рабочие места;

13) по  характеру использования: функционирующие рабочие места.

Оснащение рабочих мест по видам:  

    • Основное технологическое оборудование – персональные компьютеры, вычислительная техника, печатная и множительная техника.
    • Вспомогательное – проекторы.
    • Технологическая оснастка – канцелярские принадлежности, картриджы для печатной техники.
    • Рабочая документация и специальная литература – инструкции, положения, устав, дела, папки, справочники, пособия, правила техники безопасности.
    • Организационная оснастка – рабочая мебель (столы, стулья, шкафы, стеллажи, полки)
    • Средства безопасности – вентиляция, датчики дыма, видеокамеры, средства противопожарной защиты. (огнетушители).
    • Средства связи – телефоны, локальная связь с другими рабочими местами и с местом руководителя.
    • Средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата – отопление, кондиционеры
    • Хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабочим местом – пылесосы, корзины для мусора, тряпки, щетки, швабры, бытовая химия.

Таким образом, организация рабочих мест в центральном  отделении №139 ОАО «Сбербанк» соответствует высокому уровню. А именно:

  • Созданы все условия для комфортного выполнения поставленных задач и функций.

4. Установление приемов и методов  труда

В ОАО  «Сбербанк» Существуют действующие  методические инструкции с подробным  описанием рациональных приемов  и методов труда для сотрудников. Обучение им проводится по средствам  проведения тренинга при поступлении  новых сотрудников на работу (для  кассиров  и операторов).

5. Установление меры (нормы) труда

В ОАО «Сбербанк» установлен 8-ми часовой  рабочий день. Однако из-за периодических высоких нагрузок этот режим нарушается.

Норма численности: В центральном отделении №139 ОАО «Сбербанк» работает 88 сотрудников. В планово-экономическом секторе числятся 5 человек. Однако из-за возложенной на них дополнительной работы отдела управления персоналом, этого явно не хватает.

Таким образом, Установление норм и  мер труда в центральном отделении  №139 ОАО «Сбербанк» требует дополнительной проработки.

6. Подбор, подготовка и повышение квалификации работников

Сбербанк  России открывает безграничные возможности  самореализации для каждого из своих  сотрудников. Система корпоративного обучения, решение творческих задач, поддержка в продвижении по карьерной лестнице – всё это  позволяет специалистам банка развиваться профессионально и становиться востребованным и конкурентоспособным участником рынка труда.

Банк  предоставляет своим сотрудникам  хорошие возможности для личного  и профессионального роста. В 2010 году по различным программам  корпоративного университета Сбербанка прошли обучение более 165 тысяч человек. Специально для сотрудников Банка проводятся лекции и семинары с участием всемирно известных экспертов в сфере современных управленческих технологий.

Таким образом, ситуация подбора, подготовки и повышения  квалификации в центральном отделении  №139 ОАО «Сбербанк» находятся на должном уровне. Банк уделяет этому  вопросу огромное значение.

7. Оплата и материальное стимулирование труда

Правильная мотивация сотрудников  является важнейшим фактором достижения общих корпоративных целей. Поэтому  Сбербанк уделяет большое внимание развитию систем поощрения — как  материального, так и нематериального  — и созданию стимулов к эффективной  работе. Основной принцип Сбербанка  в части оплаты труда — платить  за достижение результата, а не процесс  деятельности.

Работа руководителей от начальника отдела до топ-менеджмента оценивается  по системе «Приоритетных проектов», включающей процесс постановки, мониторинга  и оценки выполнения поставленных перед  руководителем задач. Одним из важнейших  принципов этой системы является ее каскадность, то есть цели, согласованные со Стратегией Сбербанка, устанавливаются сначала топ-менеджерам Банка, а затем каскадируются на более низкие уровни, разветвляясь на под-проекты. В будущем Банк планирует разработать профессиональные тесты для оценки руководителей при назначениях и ротациях, а также осуществить оценку команд структурных подразделений и предоставить рекомендации по оптимизации их деятельности.

Для рядовых сотрудников действует  система оценки личной эффективности  «5+», в рамках которой оценка деятельности производится по пяти критериям: личная результативность, совершенствование  профессиональных знаний, инновации  и оптимизация рабочего процесса, работа в команде и клиентоориентированность. Оценка используется при перераспределении премиального фонда подразделения, величина которого зависит от выполнения им групповых показателей.

Таким образом, оплата и материальное стимулирование труда, в ОАО «Сбербанк» соответствует высокому уровню.

8 . Планирование и учет трудовой деятельности

Каждый  день в проходят утренние планерки, на которых присутствуют все начальники отделов, и заведующий отделением сбербанка. В рамках планерки проходит анализ состояния текущих дел, а также планируется дальнейшая работа.

Кроме того, в организации ведется кадровое планирование и учет, учет рабочего времени и учет документации.

9. Дисциплина труда

В организации имеются устав, кодекс корпоративной этики и кодекс корпоративного управления Сбербанка России.

Заботясь  о сохранении служебной,  коммерческой,  банковской тайны,  банк принимает на себя обязательство о неразглашении конфиденциальной информации. Обязанность обеспечивать сохранение конфиденциальной информации лежит на всех сотрудниках банка.

Однако помимо следования разработанным  регламентам, дисциплина труда в  компании поддерживается высоко развитой самодисциплиной работников, основанной на понимании единства личных целей  и целей организации, на чувстве взаимной ответственности работников, за выполнение порученной им работы.

Таким образом, дисциплина труда в банке имеет очень высокий уровень. Поскольку дисциплина труда строиться не только на нормативных актах, уставах и положениях, а также на самодисциплине персонала.

Таким образом, после анализа по элементам организации труда персонала, были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты.

Отрицательные:

  • В организации отсутствует отдел по управлению персоналом.
  • Повышена нагрузка на планово-экономический сектор.

Положительные:

  • Оснащение рабочих мест всех необходимым, для выполнения поставленных задач.
  • Подбору, подготовке и повышению квалификации работников банк уделяет огромное внимание.
  • Оплата и материальное стимулирование труда находиться на высоком уровне.
  • Дисциплина труда в организации не вызывает нареканий.
  • Проведение еженедельных планерок, помогает сотрудникам четко осознавать свою значимость.
  • Принцип системности. Заключается в том, что банк имеет внутреннюю связанную между собой структуру, в которой есть  отделов (секторов), каждый из которых имеет начальника, и подчиняется вышестоящему органу. Также аппарат отделения подчиняется вышестоящему органу –Региональному банку, который в свою очередь подчиняется центральному банку.
  • Принцип комплексности. Заключается в том, что выполнение банком своих задач требует одновременного использования различных дисциплин,- это и экономика, и информационные технологии, и юриспруденция.
  • Принцип экономичности. Понимается как, одну проблему можно решить с помощью разных способов и с разными затратами ресурсов. Проведение пятиминуток, где обсуждается текущее состояние дел и призвано обеспечить данный принцип.
  • Принцип гуманизации. В ОАО « Сбербанк» все сотрудники застрахованы от несчастных случаев и тяжелых заболеваний.

Информация о работе Научная организация труда на примере ОАО «Сбербанк»