При организации складского хозяйства
необходимо решить следующие задачи
1.Обоснование целесообразности.
Эта задача предполагает комплектный
анализ производственного процесса, для
которого предназначен склад, с целью
поиска решений: нужен склад или нет. Предусматривается
также обоснование размера склада и экономической
целесообразности его возведения. Если
экономически обосновано, что складской
запас необходим и потребность в нем по
прогнозам сохранится достаточно долго,
а размер его достаточен для организации
отдельного склада и затраты на возведение
склада приемлемы для предприятия, то
принимается решение о создании склада.
При расчете площади складов учитывают
способ хранения. Для хранения в мешках
площадь рассчитывается по формуле:
S=M*l*b*h*H*K/g, м2
(1)
где М- масса сырья, кг;
l- длина мешка, м;
b- ширина мешка, м;
h- высота мешка, м;
q- масса, находящаяся в одном
мешке, кг,;
H- высота укладки, м,;
K- коэффициент неплотности
укладки.
Для цилиндрических грузов
К=1,2-1,35.
Действительная площадь склада
равна
,
(2)
где Sобщ- общая
площадь помещения, м;
Sвсп- площадь
вспомогательного помещения, м.
Общая площадь помещения
(3)
где L-длина склада, м;
В -ширина склада,
м.
Площадь вспомогательного помещения
(4)
где Lвсп -длина
вспомогательного помещения, м;
В -ширина
вспомогательного помещения, м.
2. Размещение склада.
Решается задача выбора места размещения
на территории предприятия. Оно должно
обеспечить наиболее короткие по расстоянию
и оперативные по времени доставки маршруты
движения грузов со складов в цехи и из
цехов на склады. Для этого должны в максимальной
степени использоваться существующие
на предприятии схемы грузопотоков, объем
строительства новых транспортных коммуникаций
должен быть сведен к минимуму.
3. Архитектурно-строительное
решение. Выбор проекта склада определяется
назначением склада, его специализацией,
требуемой мощностью, необходимым уровнем
автоматизации складских процессов и
т.д. При сооружении склада необходимо
оборудовать его подъездные пути, пункты
погрузки-разгрузки, учесть требуемые
погрузочно-разгрузочные фронты. Нужно
также выдержать все архитектурно-строительные
и санитарно-технические нормы и нормативы,
обеспечить соблюдение правил экологической
и противопожарной безопасности, охраны
труда.
4. Компоновочное решение.
Предполагает решение задачи рациональной
организации внутреннего пространства
склада. Цель — в максимальной степени
использовать внутреннее пространство
склада (а не только его площадь). Для максимального
использования объема складских помещений
внутрискладское перемещение грузов целесообразно
организовать с помощью подвесных средств
транспорта и погрузки-выгрузки (конвейеров,
мостовых кранов и т.п.), а хранение грузов
осуществлять в многоярусных стеллажах
или многорядными штабелями.
5. Оснащение склада.
Можно выделить три основные группы средств
технологического оснащения, общие для
всех складов. Это: средства оснащения
вклада, предназначенные для хранения
материальных объектов (стеллажи, платформы
и т.д.); подъемно-транспортные устройства
(краны, погрузчики и т.п.); тара (контейнеры,
паллеты, поддоны и др.). прочие (контрольно-измерительные
устройства и инструмент, устройство сортировки,
упаковки и т.п.), в т.ч. автоматическими.
1.3 Складской документооборот
Работа склада организуется
в соответствии с технологическими картами,
в которых расписан технологический процесс
грузопереработки на складе. Такая карта
содержит перечень основных операций,
порядок, условия и требования к их выполнению,
данные о составе необходимого оборудования
и приспособлений, составе бригад и расстановке
персонала. В технологической карте указывается
последовательность и основные условия
выполнения операций при выгрузке грузов,
их приемке по количеству и качеству, способы
пакетирования и укладки на поддоны, в
штабеля, на стеллажи, а также режим хранения,
порядок контроля за сохранностью, порядок
их отпуска, упаковки и маркировки.
Помимо некоторых перевозочных
документов (накладные транспортно-грузовые
и т.д.), к числу наиболее важных документов,
используемых при приемке и выдаче груза
на складах различного назначения, относятся
Приходный ордер. Документ,
применяемый для оформления поступающих
на склад товарно-материальных ценностей;
выписывается в тех случаях, когда расчетные
документы поставщика или их копии не
могут быть использованы в качестве приходных
документов.
Наряд (на отпуск). Документ,
на основании которого со склада осуществляется
отпуск или поставка потребителю заказанного
количества товаров определенного наименования
и в требуемые сроки.
Отборочный лист. Документ,
на основании которого на складе ведется
комплектация партии выдачи или отправки
по заявке потребителя; может иметь форму
бумажного или электронного документа.
Основным учетным документом
является учетная карта для материалов,
полуфабрикатов и инструмента, которая
заводится на каждый типоразмер объекта
хранения на складе. В ней дается описание
объекта хранения, фиксируется приход,
расход, остаток по каждой операции приемки-выдачи,
указываются места хранения и текущее
состояние запаса.
На принятые материалы составляются
приемный акт или ордер. В случае обнаружения
брака при входном контроле материалов
составляется оперативно-технический
акт, служащий в дальнейшем основанием
для предъявления рекламаций поставщику.
1.4 Состояние и перспективы
развития упаковки из современных материалов
Общей тенденцией развития
упаковки в последние десятилетия является
снижение долг традиционных упаковочных
материалов (жесть, стекло, бумага) и заметное
повышение роли полимерной и комбинированной
тары. Эту тенденцию можно наглядно проследить
на примере развития потребления основных
видов потребительской упаковки в США.
В настоящее время полимеры
прочно вошли в нашу жизнь. Замена традиционных
материалов полимерными четко прослеживается
во многих отраслях хозяйства. Существенную
и все возрастающую долю составляют полимеры
при изготовлении упаковочных материалов. Использование полимерных материалов
в качестве упаковки позволяет сохранить
качество и существенно снизить потери
пищевых производств. Комплекс высоких
и разнообразных эксплуатационных свойств
определяет лидирующее положение полимеров
в этой области. Действительно, в зависимости
от предъявляемых требований полимерная
упаковка может быть прозрачной и непрозрачной,
может содержать определенные добавки,
активно влияющие на свойства пищевого
продукта (абсорбенты кислорода, влагопоглотители
и т.д.), обладать высокой морозостойкостью
или, напротив, большой теплостойкостью,
выдерживая термическую стерилизацию;
обеспечивать высокие барьерные свойства
(т.е. защиты пищевого продукта от газообразных
кислорода воздуха, летучих ароматических
веществ, паров воды) или, при необходимости,
способствовать постоянному притоку кислорода
и удалению углекислого газа (для физиологически
активных продуктов). Появился также термин
"активная упаковка", подчеркивающий
активное воздействие ее на технологический
процесс. Благодаря высоким эксплуатационным
свойствам полимерные упаковки успешно
конкурируют с традиционными материалами. Основные перспективные мероприятия,
направленные на уменьшение загрязнения
окружающей среды использованными упаковками
1. Вторичная переработка
2. Утилизация сжиганием,
так как полимерные и комбинированные
упаковочные материалы в большинстве
хорошо горят. Как показывает
опыт ряда стран, 2 т отходов
упаковки при сжигании заменяют
1 т нефтяного сырья
3. Проведение широких
исследований и освоение производства
полимерных материалов, деструктурируемых
под действием света, микроорганизмов
и кислорода воздуха.
1.5 Классификация
и характеристика основных видов
упаковки
Упаковка - средство или комплекс
средств, обеспечивающих защиту товара
от повреждений и потерь, а окружающую
среду от загрязнения.
Основное назначение упаковки
- защита упаковочных товаров от неблагоприятных
внешних условий, а также предупреждение
попадания частиц товаров или отдельных
экземпляров в окружающую среду, что уменьшает
количественные потери самих товаров,
а также загрязнение окружающей среды.
Имеет большое значение для
сохранения товаров, предупреждение его
боя, лома, порчи и т.д., уменьшает естественную
убыль, сокращая тем самым товарные потери
Вспомогательная функция упаковки
- носитель маркировки или красочного
оформления товара; в этом качестве она
способствует созданию потребительских
предпочтений и представляет наибольший
интерес для маркетологов.
Элементами упаковки являются:
тара, упаковочные или перевязочные материалы.
Классифицируют упаковку по
ряду признаков: месту упаковывания, назначению,
применяемым материалам, форме, грузоподъемности
и габаритам, кратности использования.
По месту упаковывания различают
упаковку производственную, эту технологическую
операцию осуществляет производитель,
и торговую - производит продавец. Эта
торговая услуга может быть платной или
бесплатной. При этом бесплатная услуга
по упаковыванию включается в издержки
обращения, а платную услугу оплачивает
покупатель.
По назначению упаковку подразделяют
на: потребительскую и транспортную. Потребительская
упаковка предназначена для сравнительно
небольших расфасовок и сохранения товара
у потребителя. Этот вид упаковки предполагает
предварительное расфасовывание товара
производителем или продавцом и отпуск
потребителю в расфасованном виде, с заранее
обусловленными количественными характеристиками
(масса, объем или длина).
Для жидких продовольственных
и непродовольственных товаров применение
потребительской упаковки (бутылки, банки,
коробки, тетрапаки, стаканы и т.п.) является
обязательным условием при розничной
продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться
в расфасованном виде в потребительской
упаковке изготовителя или продавца, а
также путем взвешивания или отмеривания
в тару потребителя.
К потребительской таре относятся:
коробки разных размеров, корзинки, лотки,
тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги,
фольги, полимерных и комбинированных
материалов; стеклянные и металлические
банки, бутылки, татрапаки и перпаки, стаканы
из комбинированных и полимерных материалов;
упаковочные материалы - бумага, фольга,
пергамент и подпергамент, картон, в том
числе прокладки из гофрированного картона,
полимерные материалы.
Транспортную упаковку используют
для перевозки товаров и оптовой или мелкооптовой
продажи.
Приемку товаров в транспортной
упаковку проводят двумя способами: с
разупаковыванием и без разупаковывания.
Разупаковывают товары, если это заранее
согласовано получателем и поставщиком.
Транспортная упаковка состоит
из транспортной тары, упаковочных, перевязочных
материалов, а также различных приспособлений
для предупреждения перемещений товаров
в транспортных средствах.
К транспортной упаковке относятся
- грузовые цистерны (железнодорожные,
автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные
для жидких товаров;
- контейнеры, ящики, лотки, корзины,
коробки, предназначенные для перевозки
товаров с относительно невысокой
механической устойчивостью, в расфасованном
виде или насыпью;
- мешки тканевые, полимерные,
из крафт-бумаги, предназначенные
для сыпучих товаров с относительно
высокой механической устойчивостью.
В зависимости от применяемых
материалов, их механической устойчивости
и прочности, которые обусловливают степень
сохранности товаров, упаковку подразделяют
на следующие группы и виды:
- жесткая упаковка;
- металлическая - банки, тубы,
контейнеры, цистерны, перевязочная лента;
- стеклянная - банки, бутылки,
баллоны;
- деревянная - ящики, контейнеры,
лотки, корзины, бочки, кадушки;
- полимерная - ящики, бочки;
- полужесткая упаковка:
- картонная - коробки;
- комбинированная - тетрапаки,
перпаки и т. п.;
- мягкая упаковка:
- полимерная - паки, мешки, пакеты,
шпагат;
- бумажная - мешки, пакеты, оберточная
и иная бумага;
- тканевая - мешки, перевязочные
материалы (шпагат, веревки, ленты и т.п.).