Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:33, реферат
Организация (как явление) – это устройство, система элементов, структура чего-либо.
Организация (как процесс) – это систематизированное сознательное объединение действий двух или людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление.
1.1. Организация, управление и менеджмент
Организация (как явление) – это устройство, система элементов, структура чего-либо.
Организация (как процесс) – это систематизированное сознательное объединение действий двух или людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление.
Управление заключается в определенном типе взаимодействия субъекта управления на объект управления. При этом субъект управления направляет импульсы воздействия на объект управления, а тот в свою очередь принимает команды и действует в соответствии с ними. Еще А.А.Богданов, один из основоположников теории организации в своих научных трудах под названием «Всеобщая организационная наука» отметил, что «всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей». Поэтому, управление считается реальным, если со стороны субъекта управления имеется потребность и способность управлять, а со стороны объекта - потребность и возможность выполнять управленческие команды.
Предпринимательская
- привлекает инвестиции;
Для
успешного существования
Во
внутриорганизационной
При
переходе российской экономики
на рыночные механизмы
Менеджмент это особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения разнообразных принципов и методов управления организации.
Менеджмент - это элемент рыночной культуры, системы ценностей и убеждений. Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность, поэтому он относится к особому типу управления, характеризующегося:
Менеджмент (management) обычно переводится на русский язык как управление. Глагол (to manage) произошел от латинского (manus) рука. Первоначально этим термином обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем стали обозначать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об умении управлять людьми в организациях. Под этим понимается умение добиваться поставленных целей, используя ресурсы персонала организации и учитывая мотивы его поведения.
Однако менеджмент нельзя считать только процессом управления людьми. В английском языке семантика слова “менеджмент” сложна. Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно извлечь такие его толкования: «способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость; административная единица».
Таким образом,
это понятие можно употреблять
во многих значениях: «
Впервые состав общих управленческих функций предложил А.Файоль: «Управлять – значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Ф.У.Тейлор, М.Вебер, Ч.Бернард, Г.Эмерсон, Г.Форд, П.Друкер и другие ученые развивали теорию управления, с учетом особенностей своего времени. Современная научная литература рассматривает и другие функции менеджмента: прогнозирование, целеполагание, мотивацию, учет, анализ, контроллинг, эккаутинг. Общие функции управления универсальны для любых организаций. Важнейшей функцией менеджмента является мотивация. Носителем мотивации хозяйствующего субъекта является менеджер – управленец, играющий в организации ряд ролей: принимающего решение, информационную, межличностную. В целом же, процесс управления - это последовательность действий менеджера по эффективному преобразованию времени и ресурсов в результаты.
Формирование
в России рынка невозможно
без формирования
Менеджер – в буквальном переводе с английского языка – руководитель, управляющий. Термин менеджер употребляется для обозначения должностей: «директор, руководитель, начальник, заведующий, президент, администратор и т.д.». Менеджер обязательно занимает постоянную должность и в его подчинении находятся люди. Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.
Менеджер занимает ключевое место в управлении производством. В отличие от «управленцев» они выполняют следующие существенные роли:
Например,
в транспортной организации
- маркетинговым подходом к планированию транспортных перевозок;
- организацией оперативного
управления перевозочным
- технико-технологической
подготовкой транспортного
- обеспечением безопасности движения транспортных средств;
- эффективным
управлением человеческими
- организацией социальной защиты работников;
- мотивацией труда и заработной платы;
- организацией современной
финансовой и бухгалтерской
- развитием контроллинга;
- совершенствованием системы научного управления транспортным производством.
В связи с этим, управление основной и вспомогательной деятельностью предприятиями транспорта носит следующий иерархический порядок:
руководство – оценка прогноза, миссия, цели, критерии движения системы;
планирование - выработка пути, сроков и определение ответственных исполнителей поставленных целей;
организация – оперативное планирование, оперативное управление;
управление – организаторская работа по повышению производительности труда;
регулирование – поддержание системы в заданном режиме;
контроль – отслеживание, бухгалтерский и оперативный учет и отчетность, мониторинг, контроллинг системы.
Эти функции характерны для всех видов транспортных систем: железнодорожного, морского, водного, воздушного, автомобильного, магистрального и т.п.
Понятие менеджер соседствует понятием бизнесмен, лидер, управленец.
Менеджер
- это, прежде всего, наемный
управляющий, который
1.1.1. Краткая история развития методологии менеджмента
Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить во всех известных нам организациях древности (Вавилона, Египта, Персии, Древнего Рима).
В основном эволюционный
процесс менеджмента характеризуется
непрерывностью, отражением изменений,
происходящих в обществе, в экономике,
во всей мировой системе социально-
Первым революционным достижением считается образование в древнем Шумере особого слоя “жрецов-бизнесменов”, связанных с торговыми операциями. В истории эта управленческая революция получила название религиозно-коммерческой.
Вторая относится к 1760 г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Особенно необходимо отметить жестокие способы осуществления стимулирования труда и контроля за качеством продукции .
Третья революция управления была направлена на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства во времена Навуходоносора II (605-682 гг. до н.э.). Чиновников начали учить.
Четвертая связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации и датируется периодом XVII-XVIII вв. н.э. Главным преобразованием в области управления было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Но прагматичные примеры эффективности управления предприятием Робертом Оуэном в начале XIX в. не вызывали у бизнесменов того периода интереса к реформам. Люди, в основном бизнесмены, наслышавшись об исключительно прибыльной фабрике в Шотландии, издалека приезжали к нему в Нью-Ламарк, чтобы воочию увидеть “этот замечательный социальный эксперимент”, но в реформах видели мало здравого смысла и примеру пионера не следовали. А ведь он много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их труда, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки результатов работы каждого, ввел дополнительные выплаты за хороший труд, развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для того времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя.
Пятая управленческая революция относится к концу XIX – началу XX вв. Ее иногда называют бюрократической, т.к. теоретической основой преобразований в области менеджмента была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований считают 1911 год, с момента опубликования книги Фредерика У.Тейлора “Принципы научного управления”. Конечно, понимания того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать поставленных целей, сразу не возникло.
И, наконец, шестая, современная так называемая “тихая управленческая революция”, заключающаяся в том, что основные положения управления могут применяться в рамках действующих структур, дополняя и постепенно приспосабливая их к новым условиям, используя эффективные средства и изменяющиеся методы современных информационных коммуникаций и вычислительной техники.
Несмотря на столь длительный период развития менеджмента, управление носило чисто практический характер и до нашего времени не рассматривалось как наука о системном подходе к способам и средствам управления организацией.