Основы и практика госуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:12, реферат

Краткое описание

Термин «государственное управление» широко используется в
отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым
конституционные основания для выделения данного вида государственной
деятельности.

Содержание

Введение. |3 |
|2 |I. Теоретическая часть. |4 |
|3 |Раздел I. Органы государственной власти РФ. |4 |
|4 |Глава 1. Институт президентской власти в РФ |4 |
|5 |Глава 2. Федеральное Собрание. |13 |
| |Совет Федерации и Государственная Дума. | |
|6 |Глава 3. Правительство РФ. |16 |
|7 |Глава 4. Судебная власть. |21 |
| |Глава 5. Центральная избирательная комиссия. |25 |
|8 |Раздел II. Органы местного самоуправления РФ. |27 |
|9 |Глава 1. Понятие и принципы местного самоуправления в РФ. |27 |
|10 |Глава 2. Структура органов городского самоуправления г. |35 |
| |Череповца. | |
|11 |II. Практическая часть. |40 |
|12 |Глава 1. Управление организационной работы и государственной |40 |
| |службы администрации Владимирской области. | |
|13 |Заключение. |45 |
|14 |Список использованной литературы. |46 |

Вложенные файлы: 1 файл

Основы и практика госуправления.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

большой политический опыт.

  Новой  нормой  в  Конституции   Российской  Федерации   явилось   введение

требования о необходимости  постоянного проживания в Российской Федерации  не

менее 10 лет для лица, избираемого  Президентом. Этого требования не  было  в

нормах прежней Конституции, а оно  целесообразно,  т.  к.  Президент  должен

хорошо знать ситуацию в стране, его должны хорошо знать избиратели.

  Федеральный закон “О выборах  Президента Российской  Федерации”,  принятый

21  апреля  1995  г.,  подробно  определяет  порядок   назначения   выборов,

выдвижения и регистрации кандидатов,  проведения  предварительной  агитации,

финансирования  соответствующих  мероприятий,  формирования  и   организации

работы избирательных комиссий  разного  уровня,  обжалования  их  решений  и

действий,  составления  списков   избирателей,   образовония   избирательных

объединений  и  блоков,  голосования,  определения   и   опубликования   его

результатов и т. д.

  Выдвигать  кандидата   на  должность   Президента   вправе   избирательное

объединение, избирательный блок и непосредственно  избиратели,  образовавшие

инициативную группу в количестве не менее100 человек. Субъекты,  выдвинувшие

кандидата,  обязаны  собрать  в  его  поддержку  не  менее  одного  миллиона

подписей избирателей. При этом на один субъект Российской  Федерации  должно

приходиться не более семи процентов  от требуемого общего числа подписей.

  Выборы проводятся только  в том случае,  если  зарегистрировано  не  менее

двух кандидатов.

  Выборы признаются несостоявшимися,  если  в  них  приняло  участие  менее

половины избирателей, внесённых  в списки избирателей.

  Избранным считается кандидат,  который  получил  более   половины  голосов

избирателей, принявших участие  в голосовании. Если не один из кандидатов  не

избран, начинается повторное  голосование  по  двум  кандидатам,  получившим

наибольшее число голосов избирателей.

  В таком случае избранным  считается кандидат, получивший  при  голосовании

большее число голосов избирателей, при условии, что это число  больше  числа

голосов, поданных против всех кандидатов.

  Закон предусматривает и  условия, на которых проводятся  повторные выборы.

  Конституция предусматривает,  что одно и то  же  лицо  не  может  занимать

должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет целью

воспрепятствовать   формированию   несменяемого   клана   управляющих   лиц,

появлению и сохранению стойких  корпоративных групп, закрытию  путей  притока

в эшелоны власти свежих, новых  сил, политических деятелей и  лидеров  нового

поколения. Вместе с тем Конституция Российской Федерации не  закрывает  путь

способному  политику,  оправдавшему  себя   на   должности   Президента,   к

выдвижению на другой срок, кроме  очередного.

  После избрания  Президента  осуществляется  предусмотренная   Конституцией

процедура его вступления в должность, которое происходит на  тридцатый  день

со дня официального объявления о результатах выборов.

  Она  заключается  в   принесении  Президентом  присяги   в   торжественной

обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов  государственной

Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Присяга  приносится

народу.  Её  текст  установлен  в  ст.  82  Конституции.  Он   сформулирован

следующим  образом:  “Клянусь  при   осуществлении   полномочий   Президента

Российской  Федерации  уважать  и  охранять  права  и  свободы  человека   и

гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации,  защищать

суверенитет и независимость, безопасность и целостность  государства,  верно

служить народу”.

  Местопребыванием Президента, его резиденцией является  столица   России  –

Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания  Президента  поднимается

Государственный флаг России.

  Главным символом президентской  власти  в  Российской  Федерации   является

штандарт  (флаг)  Президента  Российской  Федерации,  установленный   указом

президента от  15  февраля  1994  г.  Местонахождением  оригинала  штандарта

(флага) является служебный кабинет  в резиденции Президента в  столице  России

– городе Москве. Дубликат штандарта поднимается над  резиденцией  Президента

в Москве, над другими резиденциями во время  пребывания  в  них  Президента,

устанавливается  и  поднимается  на   транспортных   средствах   Президента.

Описание штандарта дано в названном  Указе Президента.

  Осуществление  ответственных   полномочий,  возложенных  Конституцией   на

Президента, требует достаточно высокого  уровня  защищённости  его  статуса.

Это  необходимое  условие  для  того,  чтобы   мотивация   воли   Президента

основывалась на высших, долгосрочных государственных интересах России, а  не

на  учете  колебаний  в  раскладе  политических  противоборствующих  сил   в

Парламенте, популистских интересов.

  В   соответствии   со   ст.    91    Конституции    Президент    обладает

неприкосновенностью. Однако в Конституции  предусмотрен  институт  отрешения

Президента  от  должности.  Это  высшая  мера  ответственности   Президента.

Порядок отрешения Президентом  от должности установлен  ст.  93  Конституции.

Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания  Президента

порядок его отрешения от должности  не  может  быть  упрощенным,  особенно  с

учётом  теперешней  политической  ситуации  в   России,   расклада   сил   в

парламенте.

  Поэтому  вполне  правомерно  Конституция  установила  достаточно  сложный

порядок отрешения. Инициатива об  этом  уже  не  может  исходить  от  одного

депутата (как бывало ранее).  Для  этого  требуется  не  менее  одной  трети

депутатов Государственной Думы, причем при  наличии  заключения  специальной

комиссии, образованной Думой. В самой  процедуре отрешения задействованы  обе

палаты  Федерального  Собрания,  Конституционный  Суд   и   Верховный   Суд.

Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно  быть  подтверждено

заключением  Верховного  Суда.  Конституционный  Суд   даёт   заключение   о

соблюдении установленного  порядка  выдвижения  обвинения.  Совет  Федерации

отрешает Президента от должности.  В  обеих  палатах  эти  вопросы  решаются

двумя третями голосов от общего  числа  депутатов  (членов).  Сняты  имевшие

место в прежней Конституции  такие размытые, допускавшие  широкое  толкование

формулировки  оснований  для  отрешения   Президента   от   должности,   как

“нарушение  конституции,  закона  и  присяги”.  По  действующей  Конституции

отрешение возможно только на основании  обвинения  в  государственной  измене

или совершения  иного  тяжкого  преступления.  Эти  категории  имеют  строго

юридическое  содержании,  не  могут   произвольно   трактоваться,   подлежат

квалифицированной правовой оценке.

  Решение Совета Федерации  об отрешении Президента от  должности должно быть

принято не позднее чем в трёхмесячный срок после выдвижения  Государственной

Думой  обвинения  против  Президента.  Если  в  этот  срок  решение   Совета

Федерации  не  будет  принято,   обвинение   против   Президента   считается

отклонённым.

  Президент Российской  Федерации   приступает  к  исполнению  полномочий  с

момента принесения им  присяги  и  прекращает  их  исполнение  с  истечением

сроком  его  пребывания  в  должности  с  момента  принесения  присяги  вновь

избранным Президентом. Президент прекращает исполнения  полномочий  досрочно

в  случае  его  отставки,  стойкой  неспособностью  по  состоянию   здоровья

осуществлять  принадлежащие ему полномочия или  отрешения  от  должности.  При

этом  выборы президента должны состояться не позднее трёх месяцев  с  момента

досрочного  прекращения исполнения полномочий.

  Конституция 1993  г.  не  предусматривает   должность  вице-президента.  В

принципе  это необязательная фигура при Президенте. Учитывая  неудачный  опыт

функционирования  вице-президентов  в  бывшем  Союзе   ССР   и   в   России,

конституционную практику других стран, не знающих такого  института,  решено

не  вводить его  в  России.  Во  всех  случаях,  когда  Президент  Российской

Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их  временно  исполняет

Председатель  Правительства  Российской  Федерации.  Исполняющий  обязанности

Президента  не  имеет  права  распускать  Государственную  Думу,   назначать

референдум, а также вносить  предложения о поправках и  пересмотре  положений

Конституции Российской Федерации.

  Правовой статус Президента  Российской Федерации

  Стержневой основой характеристики  правового статуса  любого  учреждаемого

Конституцией  государственного  органа  являются:  1)  установленная  в  ней

дефиниция, обобщёно определяющая его  функциональное назначение, и 2)  место,

которое ему отводится в системе  органов  государственной  власти.  Последний

признак хотя и  является  производным,  но имеет самостоятельное правовое

значение,  поскольку  в  нём  выражается  лежащая   в   основе   Конституции

Российской Федерации концепция  построения системы государственной  власти.

  Исходя из этого,  отправными  правовыми  установлениями  применительно  к

анализу статуса Президента Российской Федерации является ст. 80  Конституции

Российской  Федерации  и  место  главы,  посвящённой  Президенту  Российской

Федерации в тексте Конституции  Российской Федерации.

  Статья 80 определяет, что Президент  Российской Федерации является  главой

государства.

  В ранее действовавшей Конституции  устанавливалось, что Президент  является

высшим  должностным  лицом  и  главой  исполнительной  власти  в  Российской

Федерации.

  Придание  Президенту  статуса   главы  государства  вызвано   объективными

причинами.    Прежде    всего,    этого    требовало    повышение     уровня

персонифицированного представительства  государства как внутри страны, так  и

в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций  наиболее

целесообразно главой государства, а  не высшим должностным лицом, входящим  в

систему  исполнительной  власти,  что  в  меньшей  мере  соответствовало  бы

высокому   статусу   государства   и   по   существу   умаляло   прерогативы

представительного  органа  государственной  власти   Российской   Федерации,

ставило бы исполнительную власть над  законодательной.

  Признание  Президента  главой   государства   является   традиционным   в

конституциях многих стран мира. В частности, такая дефиниция  применялась  к

определению статуса Президента  бывшего  Союза  ССР,  а  в  настоящее  время

такого   рода   характеристика   президентов   содержится   в   конституциях

большинства стран СНГ.

  Принципиально новая дефиниция  статуса  Президента  Российской  Федерации,

содержащаяся в Конституции  Российской  Федерации,  означает,  что  Президент

занимает особое место в системе  органов государственной  власти,  не  входит

напрямую, непосредственно ни в  одну из её ветвей.

  Однако  данное   положение   не   даёт   никаких   оснований   трактовать

президентскую власть как стоящую  над другими властями,  зависящими  от  неё.

Каждая из них осуществляет конституционно закреплённые  за  ней  полномочия,

функционирует  во  взаимодействии  с   другими,   обеспечена   определёнными

рычагами влияния на  иные  ветви  власти  и  на  Президента.  В  Конституции

заложена  необходимая  система  “сдержек  и  противовесов”,   способствующая

сбалансированному  взаимодействию  властей.   Между   ними   нет   отношений

подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на  основе  его  ничем

не  связанной  воли.  Они  реализуются  в  рамках   Конституции   Российской

Федерации, в соответствии с  ней  и  федеральными  законами,  в  необходимом

взаимодействии с Парламентом  и Правительством Российской Федерации.

  В   Конституцию   Российской   Федерации   заложена   система   гарантий,

препятствующих превращению Президента Российской Федерации  в  авторитарного

правителя. Они заключаются в  ограниченности  периода  полномочий  Президента

Российской Федерации достаточно коротким четырёхлетним сроком, порядком  его

всенародных прямых выборов, их  альтернативным  характером,  недопустимостью

занятия поста Президента более  двух сроков  подряд,  возможностью  отрешения

его от  должности,  признания  не  соответствующими  Конституции Российской

Федерации на основе решения Конституционного  Суда  Российской  Федерации  и

др.

  Закрепляя статус Президента  Российской Федерации как   главы  государства,

Конституция в статье 80 конкретизирует в обобщённой форме связанные  с  этим

функции.  Они  касаются  важнейших  основ  жизнедеятельности  государства  и

общества – незыблемости конституционного строя, независимости в  целостности

государства, определения основных направлений внутренней и внешней  политики

Информация о работе Основы и практика госуправления