Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:12, реферат
Термин «государственное управление» широко используется в
отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым
конституционные основания для выделения данного вида государственной
деятельности.
Введение. |3 |
|2 |I. Теоретическая часть. |4 |
|3 |Раздел I. Органы государственной власти РФ. |4 |
|4 |Глава 1. Институт президентской власти в РФ |4 |
|5 |Глава 2. Федеральное Собрание. |13 |
| |Совет Федерации и Государственная Дума. | |
|6 |Глава 3. Правительство РФ. |16 |
|7 |Глава 4. Судебная власть. |21 |
| |Глава 5. Центральная избирательная комиссия. |25 |
|8 |Раздел II. Органы местного самоуправления РФ. |27 |
|9 |Глава 1. Понятие и принципы местного самоуправления в РФ. |27 |
|10 |Глава 2. Структура органов городского самоуправления г. |35 |
| |Череповца. | |
|11 |II. Практическая часть. |40 |
|12 |Глава 1. Управление организационной работы и государственной |40 |
| |службы администрации Владимирской области. | |
|13 |Заключение. |45 |
|14 |Список использованной литературы. |46 |
однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними
палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает
основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную
Думу - как нижнюю
палату Федерального Собрания.
Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу,
который определяется относительной слабостью верхней палаты. Это
выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения
Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству
законов, хотя Совет Федерации имеет некоторые важные специальные
полномочия (см. ст. 93, 102, 106).
Совет Федерации
основывается на паритетном
Российской Федерации, каждый
из которых представлен в палат
- по одному от представительного и исполнительного органов государственной
власти. Исходя из того, что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская
Федерация имеет 89 субъектов, Совет Федерации должен насчитывать 178
членов. Это общее число его членов, которое служит основой для определения
долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или осуществления
групповых инициатив его членов (см. постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. о толковании ст. 103 (ч. 3), 105
(ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции
Российской Федерации - ВКС РФ, 1995, N 2-3).
Очевидно, что под исполнительным органом Конституция понимает
исполнительный орган общей компетенции - Президента, Губернатора, Главу,
являющегося главой исполнительной власти, или Правительство (Совет
Министров) субъекта Российской Федерации. Данное положение Конституции само
по себе допускает различные способы формирования Совета Федерации. При
толковании, однако, необходимо учитывать и ряд других конституционных
положений. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. (СЗ РФ,
1995, N 50, ст. 4869) установил, что представителями субъектов Российской
Федерации в Совете Федерации являются по должности глава законодательного
(представительного) и глава исполнительного органов государственной
власти. Если законодательный орган субъекта Российской Федерации
двухпалатный, то его представитель в Совете Федерации определяется
совместным решением палат. Закон, однако, не определил, как следует
поступать, если, например, в республике при наличии Президента
исполнительная власть возложена на Правительство или на его главу. Нельзя
не отметить, что указанный закон оставляет без внимания некоторые
положения Конституции. Он по существу превращает Совет Федерации в орган,
действующий непостоянно, ибо члены его - высшие должностные лица субъектов
Российской Федерации и
то же
время, согласно ч. 1 ст. 99 Конституции, все Федеральное Собрание, а
следовательно, и Совет Федерации, является постоянно действующим органом.
Игнорирует закон и то обстоятельство, что в ч. 7 и 9 (абзац второй) раздела
второго Конституции "
Совете Федерации первого созыва, из чего следует, что должны иметь место
второй и последующие созывы (в противном случае речь шла бы не о первом
созыве, а о первом составе Совета Федерации); законом же это исключается.
В упомянутом абзаце втором ч. 9 раздела второго сказано также, что
депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на
непостоянной основе, из чего опять же можно заключить, что правилом должно
быть осуществление полномочий на постоянной основе.
23 января 1996 г. опубликован список членов Совета Федерации нового
состава, который будет теперь обновляться не целиком, а по мере замены на
своих должностях глав законодательных и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации.
Установленный численный состав Государственной Думы - 450 депутатов
- образует общее число депутатов, исходя из которого Конституция
определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и
осуществления групповых инициатив ее депутатов (см. постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. о
толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117
(ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации - ВКС РФ, 1995, N 2-
3). Так, если согласно ч. 3 ст. 103 Конституции постановления
Государственной Думы принимаются, как правило, большинством голосов от
общего числа депутатов, это большинство следует исчислять от 450
депутатов, а не от того их числа, которое на данный момент избрано.
Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется
оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт
работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же
время его не следует считать слишком длительным. Такой срок установлен для
парламентов или нижних палат во многих зарубежных странах (Германия,
Австрия, Швеция, Польша, Болгария и др.), хотя в ряде демократических
стран действует и пятилетний срок (Великобритания, Франция, Италия и др.).
Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к
изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют
отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические симпатии и
антипатии избирателей. Не очень ясны границы во времени срока полномочий
Государственной Думы. Во всяком случае, ни в Конституции, ни в федеральных
законах они не определены.
Очевидно, что начало полномочий Государственной Думы как органа не
совпадает с началом полномочий ее депутатов. В соответствии с ч. 2 ст. 99
Конституции Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания,
если не созвана ранее Президентом Российской Федерации, и с этого момента,
согласно ч. 4 указанной статьи, прекращаются полномочия Государственной
Думы прежнего созыва и, следовательно, полномочия ее депутатов. А согласно
ст. 3 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы" от 8 мая 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 2, ст. 74)
срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания
депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы
нового созыва, если не прекратился досрочно. Поэтому моментом начала
полномочий Государственной Думы нового созыва следует считать момент
начала ее работы, ибо до этого, не имея своей структуры (председателя,
комитетов и т.п.), она функционировать не может.
Получается, что в период между днем избрания Государственной Думы
нового созыва и днем ее первого заседания действуют полномочия и ее
депутатов, и депутатов
Государственной Думы прежнего созыва, которая в этот период еще может
проводить
свои заседания. Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы может
быть прерван ее досрочным роспуском на основании ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст.
111 и ч. 3 и 4 ст. 117
Конституции. В связи с тем что референдум по принятию Конституции и первые
выборы в соответствии с ней проводились 12 декабря 1993 г. в весьма
сложной политической обстановке, ч. 7 раздела второго Конституции
предусмотрела, что Государственная Дума (как и Совет Федерации) первого
созыва избираются сроком на два года. Ныне действующая Государственная
Дума избрана 19 декабря 1999 г. на полный - четырехлетний - срок.
Конституция говорит о порядке формирования Совета Федерации и о
порядке выборов депутатов Государственной Думы. Отсюда следует, что
формирование палат может осуществляться различными способами. Если в
отношении Государственной Думы способ формирования - выборы - прямо
предписывается, то в отношении Совета Федерации он оставлен на усмотрение
законодателя, который должен при этом соблюсти установленные Конституцией
условия, обеспечив прежде всего представительство каждого субъекта
Российской Федерации двумя членами Совета Федерации - по одному от
представительного и исполнительного органов государственной власти.
Представляется также, что при этом следует принять о внимание и положения
ч. 7 и 9 (абзац второй) раздела второго Конституции. Федеральный закон "О
порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации" от 5 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 50, ст. 4869) содержит
всего четыре статьи и предусматривает замещение мест в Совете Федерации по
должности главами законодательных (представительных) и главами
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации. Поскольку в настоящее время в значительной части субъектов
федерации исполнительная власть возглавляется назначенными Президентом
Российской Федерации губернато
главами администраций, федеральный закон предусмотрел, что выборы глав
исполнительных органов государственной власти должны быть завершены не
позднее
декабря 1996 г.
Что касается порядка
формирования Государственной
не
устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными,
открытыми или
тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Все
это отдано на усмотрение законодателя. Требование всеобщности выборов
можно вывести из положений ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции, а требование
равных выборов - из принципа равноправия, записанного в ее ст. 19.
Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании, добровольного участия в выборах сформулированы с
соответствующей нормативной конкретизацией в Федеральном законе "Об
основных гарантиях
декабря 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 33, ст. 3406), а применительно к выборам в
Государственную Думу - в Федеральном законе "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июня
1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2398). В этом последнем законе подробно
урегулирован порядок выборов депутатов Государственной Думы. В
соответствии с ним депутаты избираются по смешанной системе. Половина
депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной
системе относительного большинства, согласно которой избранными считаются
депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина
депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю
территорию Российской Федерации, по системе пропорционального
представительства,
согласно которой каждое избирательное объединение получает число
депутатских
мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список
кандидатов этого объединения. При этом установлен заградительный пункт: в
распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу
участвуют только те избирательные объединения, за чьи федеральные списки
кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися
необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного
избирательного округа.
Глава 3. Правительство Российской Федерации.
|Правительство Российской
|Федеральные министерства
|Государственные комитеты
|Федеральные комиссии России
|Федеральные службы России
|Российские агентства
|Федеральные надзоры России
|Иные федеральные органы
Природа и место
Правительства Российской
государственной власти в процессе проведения с конца 80-х годов
политической реформы и конституционных преобразований существенно
менялись. В силу Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями,