Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:33, реферат

Краткое описание

Организация (как явление) – это устройство, система элементов, структура чего-либо.
Организация (как процесс) – это систематизированное сознательное объединение действий двух или людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

 

1.7.1. Распределение обязанностей и  рабочего времени менеджеров  высшего, среднего и нижнего звеньев

Каждому иерархическому звену менеджеров соответствуют  свои должностные обязанности, которые  ранжируются по рабочему месту менеджера  в управленческой сетке. Нижеприведенные  таблицы (2,3) дают представление об основных обязанностях и распределении рабочего времени менеджеров различного уровня.

Таблица 2

Обязанности и  рабочее время менеджера  нижнего  звена

Ранг

Обязанность

Процент времени

Частота исполнения

1

Контроль

15 

Ежедневно

2

Решение проблемы

12 

Ежедневно

3

Планирование

11 

Ежедневно

4

Неформальное  устное общение

11 

Ежедневно

5

Общение с высшими  персоналом

11 

Ежедневно

6

Ответы на запросы  подчиненных

10

Ежедневно

7

Обучение подчиненных

10 

Ежедневно

8

Написание писем  и деловых бумаг

6

Ежедневно

9

Создание и  поддержание мотивационной атмосферы

5

Ежедневно

10

Распределение времени

Ежедневно

11

Посещение заседаний, совещаний

1

Дважды в  месяц

12

Чтение и  самообразование

1

Еженедельно

13

Деловые консультации с подчиненными

1

Раз в два  месяца

14

Представление компании

1

Ежемесячно


Таблица 3

Обязанности и  рабочее время менеджера  среднего звена

1

Контроль

21

Ежедневно

2

Развитие и  обучение подчиненных

14

Ежедневно

3

Планирование

14

Ежедневно

4

Распределение времени

10

Ежедневно

5

Посещение заседаний, совещаний 

8

Ежедневно

6

Принятие решений

5

Ежедневно

7

Чтение и  самообразование

5

Ежедневно

8

Ответы на запросы  подчиненных

4

Ежедневно

9

Написание писем и деловых  бумаг

4

Ежедневно

10

Создание мотивационной  атмосферы

3

Ежедневно

11

Общение с нижестоящими лицами

3

Ежедневно

12

Деятельность  по налаживанию коммуникационных связей

3

Раз в два  месяца

13

Общение с внешними лицами

3

Ежедневно

14

Представление компании

3

Ежедневно


 

Анализ обязанностей менеджеров нижнего и среднего звеньев позволяет сделать вывод о различии  их служебных обязанностей и возможность самостоятельно спроектировать обязанности менеджеров высшего уровня.

 

 

 

 

 

 

Содержание инфраструктуры менеджмента организации определяется внешними и внутренними условиями, а также возможностями сотрудников организации (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1 Содержание инфраструктуры менеджмента организации

Научные знания и практические умения людей

Внутренняя среда (аура организации)

Внешняя (общественная) среда

Экономические знания

Ценности

Рынок

Концепция менеджмента

Традиции

Профессиональная подготовка менеджеров

Концепция качества

Культура

Образование

Социологические знания

Социально-политическая атмосфера

Система государственного управления

Знания  в области финансов

Экономическая психология

Ресурсы

Психологические знания

Правовое  сознание

Структура собственности


 

 

 

 

 

Сущность и содержание истории менеджмента.

Современный менеджмент есть классическая теория управления.

С одной стороны, менеджмент является наукой, так как для менеджмента характерна объяснительная функция, системность и упорядоченность знаний, предсказательность, четкая логическая организованность.

С другой стороны, есть все  основания считать, что менеджмент является искусством, так как мы живем в очень сложном, быстро меняющемся мире, в котором изменениям подвержены сами закономерности, по которым мир существует и развивается. Попытки же изложить наши знания в виде жестких схем и правил неизменно приводят к искажению и упрощению, а значит, к иллюзиям и заблуждениям, а затем к ошибкам. Человек осваивает мир не только с помощью знаний, но и с помощью эмоций, чувств, образов, интуиции и всего того, что не может быть формализовано в терминах и рекомендациях.

Таким образом, менеджмент одновременно является и наукой, и искусством.

В классическом представлении  термин «управление» шире термина «менеджмент», так как применяется к различным  видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем и иными  более сложными техническими системами), тогда как «менеджмент» имеет место только в случае полной свободы хозяйствующего субъекта, когда он функционирует в условиях рынка. По сути, оба эти термина могут означать как процесс, так и группу специалистов-профессионалов управленцев (административно-управленческий персонал – АУП), и управленческий орган (подразделение, структуру).

Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» можно определить следующим образом.

Управление – процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Современная наука весьма широко трактует содержание понятия  «менеджмент»:

1)            менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач;

2)            менеджмент – способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица;

3)            менеджмент – управление производством, совокупность прин ципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;

4)            менеджмент – а) наука управления, б) система и процесс управления.

Основные виды менеджмента

Рассматривая  основные виды менеджмента, прежде всего, следует упомянуть об организационном  менеджменте, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизм реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т.п. В итоге складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач.

Тем не менее  названные решения являются уже  объектом перспективного или текущего менеджмента.

В рамках перспективного менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и, таким образом, обеспечивается ее будущая жизнеспособность.

Текущий менеджмент связан с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.

При этом текущий и перспективный менеджмент имеет несколько объектов, среди которых: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации (эккаунтинг).

Производственный менеджмент направлен на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, а также расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.

Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции предполагает организацию заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.

Инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

Менеджмент в области маркетинговой деятельности занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнк туры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы.

Кадровый менеджмент решает задачи подбора и расстановки, обучения и повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

В основе финансового менеджмента лежит составление бюджета и финансового плана организации, формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния и принятие необходимых мер по их укреплению.

Эккаунтинговый менеджмент связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.

Видный представитель  американского менеджмента Питер  Ф. Друкер1 выступает против расширенного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Вероятно, целесообразно прислушаться к этому мнению и ограничить предмет нашего исследования.

Поскольку одним из объектов менеджмента является процесс управления, необходимо различать функции этого процесса и функциональные назначения.

Под функцией понимается деятельность, работа; назначение –  роль, которую выполняет определенный процесс по отношению к целому. В применении к менеджменту это ряд взаимосвязанных частных процессов, таких, как: прогнозирование, планирование, организация, контроль, мотивация, принятие решений, коммуникация.

Функциональные назначения менеджмента представляют собой области функционирования менеджеров, направления их профессиональной управленческой деятельности, такие, как: подготовка производства, собственно производство, логистика (в том числе материально-техническое снабжение), маркетинг и сбыт, финансы, кадры. Функции и функциональные направления менеджмента взаимосвязаны.

Кроме того, так  как менеджмент «подпитывается»  научной базой таких дисциплин, как: кибернетика, системотехника, психология, теория принятия решений, теория информации, социология, то и изучение истории  менеджмента невозможно без сведений об эволюции названных научных дисциплин.

Информация о работе Основы менеджмента