Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:33, реферат
Организация (как явление) – это устройство, система элементов, структура чего-либо.
Организация (как процесс) – это систематизированное сознательное объединение действий двух или людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление.
Свое исследование Бернс и Сталкер провели на двадцати фирмах, производящих машиностроительную продукцию, электронное оборудование, искусственный шелк и др. Они рассмотрели работу этих фирм в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для каждого типа условий характерна своя организационная структура управления: для стабильных условий – «механистистическая» структура, а для изменяющихся условий – «органическая» структура. «Механистическая» структура основана на глубоком разделении труда и широком применении регламентирующих документов. Для «органической» структуры свойственно изменение целей, задач и пр. в зависимости от меняющейся обстановки, ситуации.
Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю подобрать наилучшие способы и методы достижения целей организации, соответствующие этой ситуации.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факто ры), влияющие на организацию. Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность работы организации. Но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более десяти.
Внутренние переменные изучались различными школами, при этом каждая школа акцентировала свое внимание на разных факторах внутренней среды организации. Так, например, школа научного управления обращала основное внимание на задачи и технологию управления; школа психологии и человеческих отношений – на трудовые ресурсы (людей) организации; классическая (административная) школа – на структуру управления. По мнению представителей этих школ, достижение целей организации полностью зависело от внутренних переменных, и поэтому они не уделяли никакого внимания факторам, находящимся вне организации.
Для эффективного функционирования современных организаций им явно недостаточно учитывать влияние только внутренних переменных. В настоящее время организации испытывают значительное влияние факторов внешней среды, которые, в свою очередь, оказывают большое воздействие на внутренние переменные организации.
Мысли о необходимости учета влияния внешней среды на деятельность организации появились в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию как внутренних, так и внешних факторов. Необходимость учета изменений во внешней среде особенно актуальна в настоящее время. Выживание организации и сохранение эффективности ее работы в подавляющем большинстве случаев зависит от того, сумеет ли организация приспособиться к изменениям окружающей ее среды.
Школа
науки управления установила, что
все переменные (факторы) как внутренней,
так и внешней среды
Последний
вывод как нельзя лучше иллюстрирует
применение школой науки управления
еще одной методологии –
Система – упорядоченная совокупность, единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых понимается как минимально неделимый объект, привносящий что-то конкретное в уникальные характеристики целого для достижения определенной цели. При этом свойство неделимости элемента – это просто удобное понятие, а не действительное его свойство как физического или экономического объекта.
Системный подход – подход в теории менеджмента, согласно которому организация является совокупностью взаимосвязанных элементов, таких, как: совместные ценности, стратегическая ориентация, структура, система субординации, стиль управления, состав сотрудни ков, совокупность теоретических знаний и практического опыта, ориентированных на достижение единой конечной цели (или единых конечных целей) в условиях меняющейся деловой среды.
Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Л. фон Берталанфи.
Л. фон Берталанфи (1901–1972 гг.), австрийский биолог-теоретик, с 1949 г. жил в США и Канаде. Выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию («общую теорию систем»), задачи которой – разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знания («Общая теория систем», 1968 г.).
Первоначально теория систем применялась в точных науках и в технике. В управлении эта дисциплина стала использоваться в конце 50-х гг., что явилось значительным успехом школы науки управления.
Основное
направление школы науки
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877 гг.). Появление первых экономико-математических моделей было вызвано разработкой теории предельного равновесия. Один из основателей этой теории швейцарский экономист Л. Вальрас (1834–1910 гг.), который построил общую экономико-математическую модель народного хозяйства, создал модель общего экономического равновесия.
Математические методы широко используются также и в работах другого последователя теории предельной полезности – У.C. Джевонса.
У. Джевонс (1835–1882 гг.), английский логик, экономист, статистик, создал систему логики, основанную на принципе замещения равных. Построил «логические счеты» и логическую машину. Сторонник теории предельной полезности. Применял логико-математический аппарат к анализу экономических явлений. Впоследствии Ф.Г. Эджуорт, а затем и В. Парето разработали математические модели предпочтений потребителей.
В 1930 г. в Кливленде (США), было образован о «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», членами которого были известные экономисты Й. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Начиная с 1950-х годов и по настоящее время математические методы получили широкое распространение в экономических исследованиях.
Первые разработки по кибернетике и методам исследования операций появились в середине 40-х гг. Перед разработчиками ставилась задача – исследовать процессы принятия решений на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие проблемы стали исследоваться по нескольким направлениям: исследование операций, теория принятия решений, эконометрика и др.
Развитие метода исследования операций шло следующими основными путями.
1. Решение задач управления, не связанных с необходимостью учета поведения людей, математическими методами на основе построения моделей.
Наиболее широкое применение на практике количественные методы получили во время Второй мировой войны в Англии, у которой появилась необходимость решения сложных военных проблем, например, таких, как: оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины прорыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов, максимизация эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе.
В 50–60-е гг. эти методы стали широко применяться для принятия решений в промышленности и в целом по наиболее сложным ситуациям в таких проблемах, как:
• распределение ресурсов между различными потребителями; управление запасами (материальными, финансовыми и др.);
• управление транспортными потоками (в городах, на предприятии);
• оптимизация графика движения в аэропортах;
• оптимизация производственной программы предприятия;
• распределение расходов на рекламу различных видов продукции;
• распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства различной продукции на промышленном предприятии;
• выбор
оптимальной стратегии
2. Дальнейшее
развитие теории
Предметом исследования операций в теории управленческих решений является сам процесс принятия решений, формирование прин ципов выбора, выработка критериев оценки и способов выбора решений, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям. Для принятия решений широко используется математическое моделирование, в том числе модели теории игр, модели теории очередей, управления запасами, линейного и имитационного программирования и др.
Теория
управленческих решений представляет
собой самостоятельную комплекс
Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа – вычислительные машины и информационные системы. С 1950-х годов он применяется в экономике, сфере управления, при решении проблем освоения космоса и др. Термин «системный анализ» иногда употребляется как синоним системного подхода.
А вот определение, данное корпорацией РЭН»: «Системный анализ – это исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решение, в выборе курса действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где возможно) затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемые не достаточны».
Первоначально
системный анализ разрабатывался и
применялся Министерством обороны
США для решения военных
Системный анализ является основой прогнозирования. Первоначально школа науки управления занималась прогнозированием отдельных явлений, объектов, факторов. В настоящее время большое внимание уделяется теоретической разработке различных прогнозирующих систем. Созданы модели планирования, программирования и разработки бюджета, модели прогнозирования научно-технического и экономического развития, модели прогнозирования и оценки для управления разработками (системы FAME) и многие другие.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.
Влияние количественного подхода. Влияние науки управления, или количественного подхода1, было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь очень немногие руководители имели образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.
Перспективы развития менеджмента.
Как считают специалисты, основополагающие положения менеджмента, приведенные в предыдущем разделе, не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям.
1. Рациональное
сочетание рынка и
2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
4. Достижение
стратегических и оперативных
целей организации за счет
оптимального распределения
5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
6. Резкое повышение
уровня квалификации и
7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
8. Совершенствование
структур управления за счет
большей децентрализации