Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа
Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.
Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема
7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе
7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.
38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей
49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов
50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения
В рамках
функционирующей школы
Глава 2. Особенности построения
системы управления развитием профессиональных
компетенций педагогов в
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей
В практике работы школы формирование и стимулирование развития профессиональных компетенций осуществляются через следующие направления деятельности: практическая педагогическая деятельность (подготовка, осуществление и анализ педагогического процесса); система внутришкольного управления качеством образования (внутришкольный контроль, аттестация педагогических кадров); методическая деятельность; научно-методическая деятельность; экспериментальная и инновационная деятельность.
Проблема
обеспечения эффективности
Построение системы управления становлением как специальных, так и инновационных профессиональных компетенций педагогов требует оценки уровня сформированности этих качеств, изучения и оценки личностных и социальных потребностей в новой компетентности. Потребность в новой квалификации обусловлена комплексом факторов: состоянием и тенденциями развития государственного образовательного заказа, региональной образовательной практики, потребностями школьных коллективов (педагогов и руководителей, учащихся и их родителей).
В сфере
образования можно
Процессы,
идущие как в направлении оптимизации
учебной деятельности, так и в
направлении создания условий для
возникновения новых
Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональной компетентности учителей представлены в Приложении 1.
2.2. Проблемный и SWOT-анализ
Особенностями микрорайона, в котором расположена школа, являются преобладание малообеспеченного населения, недостаток культурно-просветительных учреждений, сложная криминогенная обстановка в связи с близостью гаражного кооператива, удаленность от исторического центра города, отсутствием близко расположенных дошкольных образовательных учреждений. Анализ контингента показывает, что в школе обучаются дети, существенно отличающиеся друг от друга по своему социальному статусу, интеллектуальному и физическому развитию.
Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
С точки
зрения государства, «…главными результатами
школьного образования должно стать
его соответствие целям опережающего
развития. Это означает, что изучать
в школах необходимо не только достижения
прошлого, но и те способы и технологии,
которые пригодятся в будущем. Ребята
должны быть вовлечены в исследовательские
проекты, творческие занятия, спортивные
мероприятия, в ходе которых они
научатся изобретать, понимать и осваивать
новое, быть открытыми и способными
выражать собственные мысли, уметь
принимать решения и помогать
друг другу, формировать интересы и
осознавать возможности. При этом необходимо
учитывать возрастные особенности
и отличия в организации
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве приоритетных, определяет следующие направления модернизации школьного образования.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
а также создавала условия для:
- удовлетворения
интересов и развития
- формирование
информационной грамотности и
овладения современными
- сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
Педагоги ожидают:
Учитывая
государственную стратегию
Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- гуманизация
образования, предполагающая
- целостность
образования, основанная на
- непрерывность,
предполагающая создание
- развитие
творческой мыслительной