Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа
Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.
Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема
7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе
7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.
38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей
49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов
50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения
- демократизация
управления школой и
Проблемы школы и способы их решения
Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения
Проблемы |
Способы решения |
1. Модернизация содержательной и
технологической сторон | |
Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования |
Необходимо создание такого информированного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности |
Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения |
Апробация и внедрение современных образовательных технологий |
2. Создание условий, Личностный
рост учителя. Повышение профессионализма
педагогов как условие | |
Недостаточная осведомленность части
о результатах современных |
Повышение компетентности педагогов
в процессе их включения в научно- |
Неготовность некоторых |
Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничеств |
Личностный рост учащихся. Создание
в рамках школы культурно- | |
Унификация как содержания, так и формы деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика |
Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения |
Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности |
Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения |
Подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся |
Оценивание результатов |
Затруднение свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы |
Внедрение вариативных программ, технологий, расширение спектра образовательных услуг |
Недостаточное внимание к субъектному опыту ученика |
Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика |
3. Создание в рамках школы | |
Недостаточная готовность учителей к
использованию в |
Прохождений учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей |
Слабая необходимая |
Укрепление материально- |
Низкий уровень информационной культуры родителей |
Пропаганда преимуществ |
4. Внедрение технологий | |
Отсутствие специфических |
Разработка системы критериев
и показателей качества медико-социально-психолого- |
SWOT – АНАЛИЗ
Сильные и слабые стороны школы:
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Руководство |
Директор может инициировать масштабные изменения. Постоянное совершенствование групповой работы. В коллективе присутствуют стабильные уважительные отношения. Планирование работы школы Умение администрации работать в команде. Согласованность в работе учителя, методического объединения, методического совета, педсовета. Для разных видов деятельности установлены разные критерии оценивания результата. |
Необходимый постоянный контроль. |
2.Руководство персоналом. |
Приток молодых специалистов. Система повышения квалификации учителей. Стабильный коллектив учителей. Используются разные способы поощрения работников. |
Отсутствует план удовлетворения будущих потребностей в человеческих ресурсах. Низкая мотивация сотрудников к труду. |
3.Сотрудничество с |
Школа сотрудничает с различными группами: педагогический совет, методические объединения, Совет ОУ, члены администрации. |
Взаимодействие педагогических групп. |
4. Управление ресурсами. |
Составление бюджета происходит исходя из анализа рисков и предписаний организаций, контролирующих деятельность школы. Проект бюджета одобряется Попечительским советом. |
При составлении бюджета не учитывается мнение всех работников. Нет системной работы в составлении отчетов по бюджету, по согласованию расходов по экономическим статьям. Недостаточное использование
всех возможных ресурсов для привлечения
дополнительного |
5.Учебно-воспитательный |
Мобильность и креативность в выполнении функциональных обязанностей педагогического коллектива. Оптимизация организационно-педагогических условий способствующих развитию гражданской активности и сознательности учащихся. Модернизация контрольно- Преимущества в области достижения образовательных результатов учащимися, расширение спектра получаемых результатов. |
Итоги учебной работы: не все ученики выходят на уровень требований государственного стандарта. Медленное обновление материально-технической базы школы. Низкая мотивация учащихся. Недостаточное использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся (в том числе домашней работы) Недостаточное включение педагогов в реализацию прогрессивных образовательных проектов. |
Возможности и угрозы для школы:
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Лидерство и руководство. |
Новая форма управления (АУ). |
Возможная смена членов администрации. |
2. Руководство персоналом. |
Приток молодых специалистов. Адресное повышение |
Изменение статуса школы. |
3.
Сотрудничество с |
Привлечение групп инвесторов. Заключение партнерских соглашений с СМИ. |
Отказ от сотрудничества партнеров, необходимых школе. Негативные отзывы учителей и родителей о деятельности школы. |
4. Управление ресурсами. |
Эффективное планирование бюджета. Совершенствование материально-технической базы. |
Снижение численности учащихся. Непродуманное финансирование системы образования. |
5. Учебно-воспитательный процесс. |
Создание воспитательной системы школы и разработка подпрограмм «Будь здоров!», «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся», целевых программ «Предпрофессиональная подготовка», «Одарённые дети»; расширение спектра платных и бесплатных образовательных услуг. |
Сложившаяся система традиционных мероприятий. Отсутствие у некоторых учителей осознания воспитательной функции урока. Согласие с низким результатом. Отдаленность здания школы от инфраструктуры в области спорта и культуры Уход сильных детей в другие профильные школы. Неучастие родителей в воспитании детей. |
Сопоставление сильных и слабых сторон школы с возможностями и угрозами:
Возможности |
Угрозы | |
Сильные стороны |
Создание воспитательной системы школы и разработка целевых программ и подпрограмм «Здоровый образ жизни», «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся», «Профессионал», «Одарённые дети»; расширение спектра платных и бесплатных образовательных услуг. |
За счет чего можно снизить угрозы? Подробное разъяснение работникам школы основных моментов в школьной жизни. Составление обоснованного бюджета. Создание гибкой системы поддержки ученика. |
Слабые стороны |
Что может помешать воспользоваться возможностями? Низкая мотивация сотрудников. Низкая мотивация учащихся. Непродуктивная работа администрации. |
Самые большие опасности для школы: снижение численности учащихся, непродуманное финансирование системы образования, негативные отзывы учителей, учащихся и их родителей о деятельности школы, изменение статуса школы; появление новых конкурентов; активизация реальных конкурентов; изменение потребительского спроса |
Любая практика разворачивается в определенной социокультурной ситуации, а ее характер зависит от социальных потребностей, мотивов, установок людей, входящих в нее.
В 2011-2012 учебном году в школе была разработана программа педагогической и психологической диагностики с целью определения направлений и перспектив профессионального роста педагогов школы, укрепления адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я-концепции и психологической защищенности учителя.
Программа включала три раздела:
Общие сведения о педагогах школы: возраст – 41,4 года; образование – 100%- высшее; педстаж: до 10 лет – 20%, до 20 лет – 50%, более 25 лет- 30%; категория:без категории -24,2%; вторая – 16,13%; первая- 26,83%; высшая – 32,83%.
На основе оценки и самооценки можно подвести итоги:
- Коллектив
школы обладает средним
- Оценка
коммуникативного контроля
23% - имеет
коммуникативный контроль: поведение
устойчиво, независимо от
77% - имеют
средний коммуникативный
- 95% педагогов
школы – люди ответственные,
серьезно и ответственно
На основе самооценки знаний, умений и личностных качеств учителя был определен уровень методологической культуры:
15% - чуть ниже среднего;
32% - средний;
26% - выше среднего;
27% - высокий.
Самооценка
личностных качеств позволяют
16% -чуть ниже среднего;
30% - средний;
30% - чуть выше среднего;
24% - очень высокий.
Диагностика способности к волевым усилиям и саморегуляции в прцессе трудовой педагогической деятельности позволила определить уровни потребности в достижениях цели педагогов школы:
48% - ниже среднего;
16% - средний;
16% - выше среднего;
20% - высокий.
Выявить
стратегию и тактику
- 6,85 балла – уровень выше среднего;
- 6,53 балла – уровень выше среднего;
- 7,55 балла – выше среднего.
Безусловно, все оценки, конечно же, относительны, но тем не менее, результаты позволяют задуматься коллектив школы, сделать соответствующие выводы, наметить пути и направления дальнейшей педагогической деятельности и общения.
Была
проведена самодиагностика
С целью корректировки плана работы учителя по самообразованию была проведена самооценка реализации потребностей педагогов школы в развитии и саморазвитии.
Работая в школе, 100% педагогов активно реализуют свои потребности в саморазвитии. Коэффициент развития педагогов школы определяется интервалом от 0,61 до 0,81: 0,62 – 20%; 0,75% - 20%; 0,81 – 60%.
Основные профессиональные знания и умения, которые должны присутствовать в работе учителя, были представлены в « Листах экспертной оценки» для экспресс- диагностики профессиональных компетенций учителя и заполнялась учителем.
Сгруппировано 5 блоков в соответствии с профессиональными компетенциями учителя:
При обработке оценочных листов анализировался каждый блок профессиональных компетентций, определялся общий балл по каждому из них и итоговый балл по всем блокам. Затем определялась общая сумма баллов всех анкет и общая самооценка.
Величина средней общей оценки по школе по результатам самооценки:
20% - 120 баллов, т.е. высокая оценка, позволяющая учителю претендовать на 2 категорию;
30% - 181 балл,
т.е. достаточно высокая