Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 06:35, курсовая работа
Цель - разработать проект стимулирования труда менеджмента высшего и среднего звена на примере конкретной компании.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд теоретических вопросов:
изучить особенности проекта или проектного подхода в решении проблемы мотивации сотрудников,
рассмотреть формирование и применение проектного подхода по повышению мотивации труда сотрудников высшего и среднего звена,
провести оценку эффективности и рисков проекта по повышению мотивации труда.
Введение 3
1. Теоретические основы разработки (применения) проектного подхода в решении проблемы мотивации сотрудников высшего и среднего звена 5
1.1. Особенности проекта или проектного подхода в решении проблемы мотивации сотрудников 5
1.2. Формирование и применение проектного подхода по повышению мотивации труда сотрудников высшего и среднего звена 9
1.3. Оценка эффективности и рисков проекта по повышению мотивации труда - теоретические основы 13
Библиографический список 20
После того как приняты все принципиальные решения, можно начинать «пилотное» перепроектирование. Пошаговая схема этого процесса предполагает наличие трех этапов.
Этап 1. Описание системы «как есть»
Основная задача первого этапа - описание существующих на практике полномочий, сфер ответственности и функциональных обязанностей сотрудников с целью подготовки основы для проектирования необходимых изменений. На этом этапе надо:
- проанализировать существующую
систему стимулирования (анализ
документов и регламентов,
- описать функции подразделения
и показатели его
- описать существующие
роли каждого сотрудника в
реализации функций
Этап 2. Проектирование целевой модели («как надо»)
В рамках второго этапа
разрабатываются основные принципы
мотивации сотрудников
- определить три-четыре
среднесрочные бизнес-цели, которые
компания планирует достигнуть
путем материального
- разработать целевую
модель поведения для каждого
сотрудника. Целевая модель должна
описывать роль сотрудника в
подразделении и выполняемые
им функции, степень его
- определить целевые показатели стимулирования;
- создать соответствующие инструменты стимулирования;
- определить перечень
изменений в организационной
деятельности подразделения.
Этап 3. Моделирование и
настройка новой системы
Основная задача третьего и заключительного этапа - выявить и устранить все неточности, допущенные в процессе разработки новой системы стимулирования. Для этого необходимо выполнить следующие шаги:
- Пересчитать заработную
плату сотрудников за истекший
период (месяц, год) с использованием
принципов, механизмов и
- Рассчитать зарплату
сотрудников на будущий период
с использованием
- Закрепить новые механизмы
стимулирования во
- Определить план перехода
на новую систему
- Реализовать план перехода
на новую систему
Если выбранное для
«пилотного» внедрения
Однако в большинстве
случаев за «пилотным» внедрением следует
тиражирование новой системы
на другие аналогичные подразделения
и группы. Особенно актуальным такое
полномасштабное внедрение
Можно выделить несколько основных рекомендаций, соблюдение которых позволит создать эффективную систему мотивации:
- четкое понимание целей, которых планируется достичь. Нужно четко понимать, зачем мы мотивируем людей, от этого будет зависеть вся система мотивации;
- создание системы, понятной
как разработчикам, так и тем,
кого она должна мотивировать
на эффективный труд. Для того,
чтобы сделать систему
- мотивирующий фактор
должен быть существенным, то
есть премия должна быть
- вознаграждение выплачивается
сразу после достижения
- доброжелательные и комфортные
для сотрудников отношения в
коллективе. По итогам исследования
ряда российских компаний было
выявлено, что сотрудники компании,
в которой существуют
- ограниченный
- формирование новой
Каждый из этих пунктов
может быть поводом для отдельной
дискуссии, потому что в новом
менеджменте в современных
Создание системы мотивации в организации должно сводиться, таким образом, к подготовке руководителей, способных мыслить по-новому и руководить творческими людьми, а не бездушными запрограммированными механизмами.
Большинство инструментов мотивации
труда требуют от организации
расходов, самой крупной статьёй
которых является зарплата. В связи
с эти очень важен вопрос об
экономической эффективности
Кроме затрат на рабочую силу при оценке экономической эффективности используется показатель эффекта от этой деятельности. Развитие трудового потенциала коллектива предприятия в целом и отдельного работника, как следствие принятых управленческих решений, служит для получения дополнительного результата от производственной деятельности.7
Этот результат и является источником эффекта, который может принимать различную форму и оцениваться различными показателями.
Эффект от управления может найти свое выражение в следующем виде:
увеличение выпуска продукции вследствие роста производительности труда, повышения ее качества или сорта (прямые количественные составляющие);
удовлетворенность трудом (мотивационный
эффект), если работа с персоналом строилась
на учете социальных моментов в трудовых
отношениях; эффект может проявиться
также в повышении
относительная экономия средств
при сокращении сроков обучения благодаря
подбору профессионально
Может иметь место и промежуточный результат -- повышение квалификации работников (разряд, категория, класс и т.д. ). Конечный результат -- увеличение объема произведенной продукции или выручки от реализации продукции лучшего качества.
Общий конечный результат можно рассчитать:
В случае использования в качестве общего показателя деятельности коллектива предприятия таких факторов, как объем производства, изменение уровня производительности труда и т.п., на их величину оказывает влияние не только непосредственно фактор производства, мобилизованный через управление персоналом, но и технико-технологические и организационные факторы. На результат текущего года большее влияние могли оказать затраты прошлых лет, чем затраты текущего периода. Поэтому однозначно оценить влияние эффективности на экономический эффект от управления мотивацией труда персонала трудно.
Более предпочтительно суммирование
общего результата из частных показателей,
т.к. позволяет выявить, какие из
направлений работ дали положительный
эффект, а какие отрицательный. Общая
сумма показателей не будет равна
сумме, полученной по первому методу,
из-за различий в методологии расчетов
и из-за взаимного погашения
Трудности расчета общего
эффекта связаны с тем, что
эффект от различных видов затрат
проявляется в разных формах и
их трудно провести к общему знаменателю.
Сложность состоит также в
том, что одни мероприятия распространяются
на весь коллектив, а другие лишь на
группу работников (например, дифференциация
и избирательность социальных выплат).
При проведении анализа эффективности
конкретного мероприятия прежде
всего исходят из эффекта, полученного
для группы работников. Полученный
эффект и сделанные с его учетом
выводы являются достаточно конкретными.
Когда же рассчитывается общий показатель
по всему трудовому коллективу, эффекты,
полученные в результате проведения
одних мероприятий, суммируются
с эффектами по другим мероприятиям.
Затем ведутся расчеты с
Эффективность созданной системы мотивации должна оцениваться по трем параметрам: лояльность персонала, продуктивность его деятельности, привлекательность компании на рынке труда.8 Лояльность персонала оценивается в течение месяца после внедрения новых мотивационных схем на основании коэффициента текучести. К примеру, после того как было объявлено о новой системе мотивации в крупной розничной сети, где текучесть кадров составляла больше 50%, этот показатель снизился до нуля в течение нескольких недель. Для оценки продуктивности требуется больше времени, которое зависит от целей системы мотивации. Если сотрудников необходимо ориентировать на рост стоимости компании, потребуется несколько лет, чтобы увидеть результаты, а если на увеличение продаж — то квартал или полгода. Привлекательность на рынке труда оценивается на основании таких показателей, как количество кандидатов на вакантное место или процент согласившихся сотрудников из числа тех, кому компанией было сделано предложение.
Оценить эффективность действующей системы мотивации не сложно, если в компании существует обратная связь «сотрудник — менеджмент». Очень важно предоставить персоналу возможность высказывать свои критические замечания относительно принятых подходов мотивирования. Периодически целесообразно проводить анонимные опросы с целью выявления уровня удовлетворенности сотрудников условиями оплаты труда.
Можно выделить пять основных принципов, соблюдение которых позволит создать эффективную систему мотивации: