Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 17:47, курсовая работа
Целью работы является анализ состояния и динамики развития туризма и выработка предложений по совершенствованию управления туристической отраслью в Республике Беларусь.
В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить научные основы управления в туризме;
- исследовать законодательную базу и нормативно-правовое обеспечение туризма;
- ознакомиться с характеристикой факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма;
- провести общую оценку и анализ современного уровня развития туризма;
- проанализировать состояние туристической инфраструктуры;
- провести анализ основных проблем туристического рынка;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления развитием туризма.
Ведение 2
1 Состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь 4
1.1Теоретические и методологические основы управления в туризме 4
1.2 Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение 10
1.3 Характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма 14
2 Анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие туризма в Республике Беларусь 18
2.1 Анализ современного уровня развития туризма 18
2.2 Анализ состояния туристической инфраструктуры 21
2.3 Анализ основных проблем туристического рынка 28
3 Предложения по совершенствованию управления развитием туризма 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Содержание
Ведение 2
1 Состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь 4
1.1Теоретические и методологические основы управления в туризме 4
1.2 Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение 10
1.3 Характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма 14
2 Анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие туризма в Республике Беларусь 18
2.1 Анализ современного уровня развития туризма 18
2.2 Анализ состояния туристической инфраструктуры 21
2.3 Анализ основных проблем туристического рынка 28
3 Предложения по совершенствованию управления развитием туризма 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики. В различных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.
В экономике Республики Беларусь данная отрасль постепенно стремится занять подобающее ей почетное место. Преимуществами страны являются выгодное географическое положение, гостеприимство народа, девственность природы, чистота и ухоженность городских улиц.
Однако, в настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке. Ряд неблагоприятных факторов (слабо развитая инфраструктура, низкая квалификация обслуживающего персонала) оказывают сдерживающее влияние на развитие сферы туризма. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.
Совершенствование управления туристической отраслью сегодня является одной из наиболее важных задач государства. С социальной и экономической точки зрения - развитие туризма приводит к появлению новых рабочих мест, формирования имиджа страны на мировом уровне, привлечение иностранных инвестиций.
Исходя из важности и актуальности данного вопроса, была выбрана тема исследования: «Особенности туризма как объекта управления».
Объектом исследования является туристическая отрасль Республики Беларусь, а предметом - особенности туризма как объекта управления.
Целью работы является анализ состояния и динамики развития туризма и выработка предложений по совершенствованию управления туристической отраслью в Республике Беларусь.
В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить научные основы управления в туризме;
- исследовать законодательную базу и нормативно-правовое обеспечение туризма;
- ознакомиться с характеристикой факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма;
- провести общую оценку и анализ современного уровня развития туризма;
- проанализировать состояние туристической инфраструктуры;
- провести анализ основных проблем туристического рынка;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления развитием туризма.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы проблемы управления сферой тризма в Республике Беларусь, во второй главе проведен анализ сложившейся на данный момент ситуации в данной сфере, в третьей - приведен список предложений по развитию туризма в стране.
При проведении данного исследования были изучены труды следующих авторов: Кабушкин Н.И., Дурович А.П., Соколова М.В., Горбылева З.М. и др., а также нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере туризма.
В ходе работы были использованы разнообразные методы (системный, количественный, статистический) и приемы исследования (наблюдение, описание, сопоставление, расчеты, документальные подтверждения, приемы экономического анализа).
1.1Теоретические и методологические основы управления в туризме
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXI в., который проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, подпадают под категорию туризма.
Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях [13, стр. 8].
Существующие определения туризма можно объединить в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, правовых, социальных и других аспектов туризма и его видовых особенностей, выступая в качестве инструмента для решения конкретных задач. Другие охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания процессов, происходящих в этой области.
Особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
- изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
- Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
- Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны -- это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм -- это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Таким образом, туризм -- отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять [12, стр.8].
Туризм в зависимости от услуг и категорий населения, обслуживаемых делится на внутренний и международный.
Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и с другими туристическими целями. Внутренний туризм не образует отдельной сферы деятельности, а взаимосвязан с остальными секторами национальной жизни.
Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятия сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории своей страны (въездной туризм) и предоставлением туристических услуг и туристического продукта за рубежом (выездной туризм) [11, стр. 40].
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. В то же время в туризме имеется своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место как торговля услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75 %, товаров -- 25 %), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.
В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту [10, стр. 21].
Туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:
- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туристов и побудить его совершить путешествие;
- оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т. д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;
- возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения [13, стр. 15].
По сути, туристский продукт -- это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. Это гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете". За рубежом туристские поездки, реализуемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг. Они являются главным предметом деятельности большинства туристских фирм.
Туристскому продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности. Во-первых, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от политических и социальных условий. Во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. В-третьих, предложение туристских услуг отличается гибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса. В-четвертых, туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. В-пятых, не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку само обслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.
Эти специфические особенности туристского продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме.
Как нет однозначного определения туризма в целом, так отсутствует единое толкование маркетинга туризма. Наиболее точно отражает суть маркетинга туризма определение швейцарского специалиста Ё.Крипендорфа: "Туристский маркетинг -- это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли" [10, стр. 23].
По мере своего развития туризм оказывает все большее влияние на экономику. В связи с этим можно выделить пять экономических функций туризма:
- производственная функция. Она заключается в том, что предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей.
- Прямое и косвенное содействие занятости населения. Для производства этих услуг необходим персонал. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в туризме, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях -- главным образом в гостиничных, транспортных предприятиях и в турбюро.
Также туризм создает эффект занятости и в других отраслях экономики, поэтому говорят о его косвенном участии в занятости населения.
- Функция создания дохода. С функцией туризма по обеспечению занятости тесным образом связана функция создания дохода. Используя экономическую терминологию, можно сказать, что экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода.
- Функция сглаживания. В рамках регионального аспекта данная функция проявляется в том, что туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Туристов, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью, места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного равновесия. Функция сглаживания в туризме имеет также и международное значение. В этом смысле происходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе.
- Функция нивелирования платежного баланса. В этом балансе расходы местных туристов, выехавших за границу, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг иностранными туристами. Туризм по-разному влияет на платежный баланс каждой страны. Традиционно баланс путешествий является дефицитным, т.е. белорусы оставляют за границей во время путешествий больше денег, чем иностранцы в Беларуси [11, стр. 27].
Информация о работе Особенности туризма как объекта управления