Особенности туризма как объекта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состояния и динамики развития туризма и выработка предложений по совершенствованию управления туристической отраслью в Республике Беларусь.
В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить научные основы управления в туризме;
- исследовать законодательную базу и нормативно-правовое обеспечение туризма;
- ознакомиться с характеристикой факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма;
- провести общую оценку и анализ современного уровня развития туризма;
- проанализировать состояние туристической инфраструктуры;
- провести анализ основных проблем туристического рынка;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления развитием туризма.

Содержание

Ведение 2
1 Состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь 4
1.1Теоретические и методологические основы управления в туризме 4
1.2 Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение 10
1.3 Характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма 14
2 Анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие туризма в Республике Беларусь 18
2.1 Анализ современного уровня развития туризма 18
2.2 Анализ состояния туристической инфраструктуры 21
2.3 Анализ основных проблем туристического рынка 28
3 Предложения по совершенствованию управления развитием туризма 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Особенности туризма как объекта управления.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, народнохозяйственное значение туризма определяется следующими факторами: производственной функцией (воспроизводство); функцией содействия занятости населения; функцией накопления дохода (эффект увеличения дохода); функцией сглаживания и функцией нивелирования платежного баланса. Огромное значение, оказываемое этой сферой деятельности на экономику, обуславливает необходимость её развития.

Туризм обладает бесконечно эластичным спросом, а значит при эффективном управлении данной деятельностью возможно значительное увеличение её доли в ВВП страны и, как следствие, рост уровня занятости населения, повышение уровня жизни. Итогом подобных изменений будет создание нового, положительного имиджа страны на мировом уровне.

 

1.2 Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение

 

Как и любая другая отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей координации со стороны государства. Государственное регулирование данной отрасли осуществляется посредством использования ряда нормативно-правовых актов, ключевыми из которых являются:

1 Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-З в редакции Законов Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №326-З [1].

В документе дается определение основных понятий, используемых в данной сфере, описываются формы и виды туризма, формулируются основные цели, направления и приоритеты государственного регулирования в сфере туризм. Также данный документ содержит основную информацию о ведении кадастра туристических ресурсов, о создании и функционировании туристических зон, описание основных пунктов деятельности субъектов, оказывающих туристические услуги, их права и обязанности. Закон о туризме формулирует основные позиции в определении качества туристических услуг и безопасности туризма.

2 Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 371  в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 г. № 312 [4].

Указом утверждены перечни туристических объектов, туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь; туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Также данный документ устанавливает, что денежные средства, получаемые в результате освобождения от налогообложения прибыли перечисленных выше организаций используются организациями на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройство прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. При неиспользовании этих средств по назначению в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности либо нецелевом их использовании они взыскиваются в республиканский бюджет.

3 Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 372 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 г. № 284 [5]

Данным нормативно-правовым актом установлено, что физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственные организации вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном в Указе.

4 Указ Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 05.05.2006 г. № 289 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 25.07.2013 г. № 331 [6].

Указ описывает систему органов государственного управления,  устанавливает подчиненность министерств, комитетов и ведомств в том числе и в сфере туризма.

5 Закон Республики Беларусь «О растительном мире» от 14.06.2003 г. № 205-3 в редакции Законов Республики Беларусь от 22.01.2013 г. № 18-3 [2].

В статье 47 данного нормативно-правового акта «Пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях» описывается общий порядок использования природных ресурсов в туристических целях.

6 Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20.10.1994 г. № 335-12 в редакции Законов Республики Беларусь от 31.12.2013 г. № 95-3 [3].

В статье 16-1 Закона описываются основные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении туристической, рекреационной, оздоровительной, лесохозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, правила использования указанных территорий с учетом нормативов допустимой нагрузки на особо охраняемые природные территории.

7 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении визовых правил Республики Беларусь» от 15.07.2010 г. № 1065 в редакции постановлений Совмина от 16.08.2013 г. № 725 [7].

В постановлении дается определение понятия «виза», описываются основные виды въездных, въездных виз, порядок их оформления, выдачи и учета.

8 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь» от 29.07.2006 г. № 963 в редакции постановлений Совмина от 17.01.2014 г. № 33 [8].

Постановление содержит положение о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь и положение о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, в которых описывается общий принцип работы данных государственных органов (какими нормативно-правовыми актами руководствуются в своей работе, какими полномочиями обладают).

9 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 373 "Об утверждении Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы" [9].

Государственная программа развития туризма ставит своей целью создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белоруских и иностранных граждан в туристических услугах. Государственная программа разработана для обеспечения вклада туристической индустрии в решение следующих общенациональных задач: создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста за счет высоких темпов развития туристической индустрии; повышение уровня жизни населения через доступность туристических услуг, обеспечение занятости и роста доходов жителей нашей страны; рост конкурентоспособности белорусской экономики путем повышения привлекательности страны как туристического направления; обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов за счет увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте. Ресурсное обеспечение Государственной программы согласно будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников, в пределах средств, предусматриваемых местными бюджетами.

Государственное регулирование туризма в Республике Беларусь представлено рядом нормативно-правовых актов, которые вместе составляют основу на которой строятся отношения в данной сфере. Следует отметить, что развитию туризма в Республике Беларусь всегда уделялось повышенное внимание. В данный момент механизм государственного управления туризмом требует дальнейшей корректировки. Система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения не отвечает требованиям времени, крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов.

 

 

 

1.3 Характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма

 

Доля доходов от туризма в ВВП Беларуси составляет менее одного процента. В то же время по оценкам Всемирной туристской организации, доходы от туризма в ВВП разных стран составляют: в Греции - 15,5 %, Испании - 15,3%, Австрии - 12,5 % по состоянию на конец 2013 года. По мнению специалистов, то, что доля в ВВП так незначительна связано с тем, что туризм в Беларуси не определен как реальный сектор экономики [17].

Республика Беларусь не располагает такими знаковыми для туризма ресурсами, как море и горы, однако она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. К таким преимуществам относятся:

- географическое положение. Республика Беларусь расположена в центре Европы на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Балтия-Причерноморье. Выгодное географическое расположение обеспечивает близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма. Преимущества выгодного географического положения страны используются на протяжении тысячи лет - еще в ХI-ХII вв. по Днепру, Западной Двине и их притокам проходил один из важнейших торговых путей средневековья «из варяг в греки». Границы Беларуси (с Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе и севере, с Россией на востоке и Украиной на юге) с учетом центрального, транзитного расположения республики должны выполнять не барьерные, а контактные функции, в том числе и в развитии туризма. Добрососедские отношения с сопредельными государствами и общность исторического развития служат предпосылками туристского обмена.

- Прохождение по территории Республики Беларусь трансъевропейских транспортных коридоров. По территории страны проходят трансъевропейские транспортные коридоры № 2 (Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Орша - Москва) и № 9 (Хельсинки - Санкт-Петербург - Витебск - Могилев - Гомель - Киев - Одесса), с которыми связаны значительные транзитные потоки с существенным потенциальным объемом спроса на услуги размещения, питания, кратковременные программы туристско-экскурсионного обслуживания. Только по коридору № 2 территорию Беларуси ежегодно пересекают около 10 млн. человек, в том числе 5,5 млн. на автотранспорте и 4,5 млн. по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма.

- Богатое историческое наследие. На территории современной Республики Беларусь расположено значительное количество исторических городов - Полоцк, Новогрудок, Туров, Гродно, Несвиж и многие другие. Во многих городах сохранились храмы и монастыри, дворцы и замки, ценные архитектурные, исторические и культурные памятники. Два памятника, расположенные на территории Беларуси, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (архитектурно-культурный комплекс Радивилов в г. Несвиж (Минская обл.), Замковый комплекс «Мир» (Гродненская обл.).

- Природное богатство страны. Природа Беларуси выделяется среди стран Европы относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов. Отдельные природные объекты (Беловежская пуща - крупнейший в Европе массив древних лесов, самые обширные в Европе болотные комплексы Полесья и др.) имеют международное значение. Курортно-рекреационные ресурсы Беларуси включают комплекс лечебных климатических и фитотерапевтических факторов, месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Беларусь имеет значительные запасы разнообразных по составу и целебным свойствам минеральных вод, распространенных почти по всей территории страны. В курортном лечении используются также сапропелевые и торфяные грязи.

- Гостеприимство народа, чистота и ухоженность городских улиц.

Однако современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь

свидетельствует о том, что она занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

- образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

- неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

- отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

- практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

- несоответствие цены и качества размещения в гостиницах;

- не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения;

- отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций.

Таким образом, свою главную цель при проведении туристской политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов. Для дальнейшего развития необходимо решить ряд проблем, связанных с низким качеством обслуживания, неразвитой туристической инфраструктурой, отсутствием опыта в данной работе. За последние годы произошли существенные изменение в сфере управления туризма, улучшения качества оказания туристических услуг, однако состояние дел в данной отрасли требует дальнейшего улучшения.

Информация о работе Особенности туризма как объекта управления