Особенности туризма как объекта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состояния и динамики развития туризма и выработка предложений по совершенствованию управления туристической отраслью в Республике Беларусь.
В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить научные основы управления в туризме;
- исследовать законодательную базу и нормативно-правовое обеспечение туризма;
- ознакомиться с характеристикой факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма;
- провести общую оценку и анализ современного уровня развития туризма;
- проанализировать состояние туристической инфраструктуры;
- провести анализ основных проблем туристического рынка;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления развитием туризма.

Содержание

Ведение 2
1 Состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь 4
1.1Теоретические и методологические основы управления в туризме 4
1.2 Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение 10
1.3 Характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма 14
2 Анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие туризма в Республике Беларусь 18
2.1 Анализ современного уровня развития туризма 18
2.2 Анализ состояния туристической инфраструктуры 21
2.3 Анализ основных проблем туристического рынка 28
3 Предложения по совершенствованию управления развитием туризма 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Особенности туризма как объекта управления.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

Белорусский агроэкотуризм в республике развивается на протяжении девяти лет. Создана нормативно-правовая база, льготные условия для занятия агроэкотуризмом. Оказание услуг в данной сфере субъектами агроэкотуризма показало свою перспективу и стало одним из направлений занятости населения в сельской местности.

Численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма за 2012 год, составила 222,6 тыс. человек, что в 1,5 раза больше, чем в 2011 году. Средняя продолжительность пребывания туристов в агроэкоусадьбах в 2012 году - 4 дня. Граждане Республики Беларусь в общем числе агроэкотуристов составили 82,7%.

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в 2012 году на территории Республики Беларусь осуществляли деятельность 1 775 субъектов агроэкотуризма (на 199 субъектов больше, чем в 2011 году).

Численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма за 2013 год, составила 271,7 тыс. человек, что на 22,1% больше, чем в 2012 году. Граждане Республики Беларусь в общем числе агроэкотуристов составили 86,3%.

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в 2013 году на территории Республики Беларусь осуществляли деятельность 1,9 тыс. субъектов агроэкотуризма (на 106 субъектов больше, чем в 2012 году), в том числе в Брестской области - 253, Витебской - 449, Гомельской - 289, Гродненской - 246, Минской - 482, Могилевской - 162.

На основании полученных данных, мы можем говорить о росте количества субъектов агроэкотуризма - на 106 субъектов (6 % к уровню 2012 года) по сравнению с 2012 годом и на 324 субъектов (20,6% к уровню 2011 года) больше, чем в 2011 году. При этом темп роста численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма, увеличивается значительно быстрее - 22,1% к уровню 2012 года, 83% к уровню 2011 года, что свидетельствует о значительно увеличившемся спросе на данный вид отдыха. Однако, учитывая тот факт, что более 80% агроэкотуристов это граждане Республики Беларусь, становится очевидно, что данный вид пока привлекает зарубежных туристов в незначительной степени.

Исходя из геополитического положения страны еще одним приоритетным направлением развитии туризма в Республике Беларусь является транзитный и трансграничный туризм. Главным критерием привлекательности является наличие и состояние объектов придорожного сервиса.

Под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе республиканских автомобильных дорог и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки).

В настоящее время на республиканских автомобильных дорогах по данным, опубликованным Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь функционирует 341 автозаправочная станция, 166 газозаправочный пунктов, 59 гостиниц, 44 мойки, 84 охраняемые стоянки, 345 предприятий торговли, 454 пункта питания и 90 пунктов технического обслуживания [16].

С целью равномерного размещения объектов придорожного сервиса разработана и утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 28 февраля 2013 г. № 5 «О внесении изменения в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 106» Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года, согласованная со всеми заинтересованными. В схеме указаны места на автодорогах, в которых уже ведется строительство, а также предлагаемые для размещения объекты, с перечислением их минимального состава.

Таким образом, изучив все полученные данные, можно сделать вывод о постепенном развитии инфраструктуры туризма Республики Беларусь. Увеличилось число гостиниц и гостиничных комплексов, в том числе имеющих международную категорию классификации по звездам, однако уменьшение загрузки этих организаций в 2013 году по сравнению с 2012 годом говорит о том, что туристический поток растет немного медленнее, чем планировалось организаторами. В рамках развития спортивно-оздоровительного туризма уменьшение численности общего числа человек, посетивших объекты спортивно-оздоровительного туризма на фоне увеличение числа санаторно-курортных и оздоровительных организаций на говорит о падении спроса на данный вид отдыха. На основании полученных данных, мы можем говорить о росте количества субъектов агроэкотуризма. При этом темп роста численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма, увеличивается быстрее, что свидетельствует о значительно увеличившемся спросе на данный вид отдыха. Однако, учитывая тот факт, что более 80% агроэкотуристов это граждане Республики Беларусь, становится очевидно, что данный вид пока привлекает зарубежных туристов в незначительной степени.

 

2.3 Анализ основных проблем туристического рынка

 

Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным.

Положительным факторам развития туризма в Беларуси является то, что страна обладает богатым природным потенциалом для развития туризма. Это обширные, хорошо сохранившиеся лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных) туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде.

Однако использование туристского потенциала существенно осложняется в связи с радиоактивным загрязнением 1/5 территории республики. Из общей площади выделенных для рекреационно-туристского освоения земель (1,68 млн. га, или 8,1% территории страны) 0,73 млн. га радиоактивно загрязнены, в том числе в Гомельской области -100% площади зон отдыха, в Могилевской -73%, в Минской - 40%. Данная информация оказывает негативное влияние при принятии иностранцами решения об отдыхе в нашей стране.

Состояние материально-технической базы (от гостиничного до транспортного хозяйства) - одна из самых существенных проблем в современном туризме. Расходы на аренду транспортных средств для турфирм составляют до 50%  себестоимости. Государство не может осуществлять значительных инвестиций в отрасль, частный капитал не рискует вкладывать средства, что отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в крупных городах, резко снижает качество оказания туристических услуг.

Неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы (70-80% материально-технической базы туризма нуждается в обновлении), малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта, большая часть которых находится в городе Минске создает определенные трудности нахождения туристов в нашей стране.

Имеет место завышенный уровень цен для иностранный посетителей на предоставленный турпродукт (получение визы, гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные услуги и др.), а также прямое несоответствие цены и качества, оказываемых услуг.

Еще одной проблемой развития туризма является кадровое обеспечение отрасли. Постепенно сказывается недостаток специалистов с хорошим знанием в области финансов, страноведения, работы с персоналом и в других направлениях.

Уровень общего знания и владения иностранными языками и в первую очередь английским граждан Республики Беларусь находится на низком уровне, что создает определенные неудобства для нахождения иностранного гражданина в нашей стране.

Одним из факторов, сдерживающих развитие сферы туризма в Республике Беларусь является достаточно сложный действующий порядок выдачи виз иностранным гражданам для въезда в страну.

Въезд в Беларусь можно осуществить по туристической, деловой, гостевой или транзитной визе. За выдачу визы на въезд в Республику Беларусь необходимо заплатить консульский сбор. Легче всего получить визу, если обратиться в туристическую фирму, но есть и другие пути.

Ставки консульского сбора существенно отличаются в зависимости от страны, гражданином которой является турист. Самые высокие ставки установлены для Великобритании (краткосрочная - 114 долларов США, долгосрочная - 366 доллара США) и США (краткосрочная - 190 долларов США, долгосрочная -270 долларов США).

Чтобы получить визу на въезд в Беларусь, иностранец предъявляет в дипломатическое представительство (консульское учреждение республики за рубежом) действующий паспорт, заполненную визовую анкету, две фотографии размером 35х45 мм и др. документы, которые необходимы, чтобы получить тот или иной вид визы. Если виза обычная, то она оформляется в течение 14-ти дней, экспресс-визу можно оформить за 48 часов, но ее стоимость в 2 раза выше.

Страны с безвизовым режимом: практически все страны СНГ, Египет, Китай, Куба. Начиная с 2003 г., был упрощен порядок выдачи гостевых и деловых виз гражданам Аргентины, Бразилии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Канады, Словакии, Уругвая, Чили, Швейцарии, кроме того, Южной Кореи, ЮАР и Японии. Есть один нюанс: по упрощенному порядку визы выдаются сроком действия до 30-ти дней.

Чтобы проехать по территории Беларуси, обязательно нужна транзитная виза - начиная с 1 мая 2000 г. наличие российской визы не даёт основание для нахождения в Беларуси. Транзитная виза действительна в течение 48 часов с момента въезда в Республику Беларусь. Чтобы получить транзитную визу, нужно предоставить билеты, в которых указан конечный пункт следования.

Для своевременной диагностики и дальнейшего решения проблем развития необходимо наличие точной и достоверной статистической, финансовой информации о состоянии туризма. Научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер, отсутствие единой эффективной системы статистического учёта и анализа приводит к тому, что в доступности для инвесторов находится недостаточный объем реальной информации о сфере  туризма, что уменьшает степень привлекательности Республики Беларусь для иностранных инвестиций.

Таким образом, проанализировав основные проблемы развития туризма в Республике Беларусь, мы можем говорить о необходимости перемен в данной сфере. Не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов.

 

 

 

3 Предложения по совершенствованию управления развитием туризма

 

По данным Всемирной туристической организации, туризм использует около 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов и до 6% всех налоговых поступлений.

В Беларуси туризм оказывает существенное влияние на такие отрасли экономики, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.

Во второй главе данной курсовой работы были проанализированы основные показатели состояния туризма в Республики Беларусь, были выделены и рассмотрены отдельные проблемы, с которыми данная сфера сталкивается. Результатом проделанной работы стало формирование списка основных мероприятий по управлению сферой туризма, необходимых, на наш взгляд, для дальнейшего её развития.

Для формирования конкурентоспособного рынка туристических услуг Правительством Республики Беларусь была разработана и утверждена Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы (далее - Государственная программа), в которой предполагается разработка эффективной стратегии по продвижению отечественных туров, сосредоточенной на ключевых направлениях туристических рынков.

По итогам реализации предыдущей Государственной программы можно сделать вывод о высокой её эффективности. В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.

Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы состоит из следующих подпрограмм:

- "Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма";

- "Маркетинг туристических услуг";

- "Развитие объектов туристической индустрии".

В данном вопросе мы попытаемся объединить наши предложения с предложениями, сформулированными в Государственной программе и которые на наш взгляд являются наиболее эффективными.

Важнейшие мероприятия, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:

- реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей-пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);

Информация о работе Особенности туризма как объекта управления