Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 17:47, курсовая работа
Целью работы является анализ состояния и динамики развития туризма и выработка предложений по совершенствованию управления туристической отраслью в Республике Беларусь.
В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить научные основы управления в туризме;
- исследовать законодательную базу и нормативно-правовое обеспечение туризма;
- ознакомиться с характеристикой факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма;
- провести общую оценку и анализ современного уровня развития туризма;
- проанализировать состояние туристической инфраструктуры;
- провести анализ основных проблем туристического рынка;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления развитием туризма.
Ведение 2
1 Состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь 4
1.1Теоретические и методологические основы управления в туризме 4
1.2 Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение 10
1.3 Характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма 14
2 Анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие туризма в Республике Беларусь 18
2.1 Анализ современного уровня развития туризма 18
2.2 Анализ состояния туристической инфраструктуры 21
2.3 Анализ основных проблем туристического рынка 28
3 Предложения по совершенствованию управления развитием туризма 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
- расширение (модернизация) сферы туристских услуг;
- стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;
- реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;
- организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;
- определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
- подготовка региональных кадров для туристской отрасли;
- разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых;
- создание нормативно-правовой базы туризма.
Для того, чтобы внутренний туризм имел хорошие перспективы в будущем, необходимо развивать направления основных видов туризма.
Основными направлениями развития туризма в Республике Беларусь являются:
1 Транзитный и трансграничный туризм.
Исходя из геополитического положения страны Государственной программой предопределено:
- развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;
- организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;
- создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, и др.).
2 Водный туризм.
Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики.
С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается: на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря; на реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля:
·Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа «байдарка», малогабаритных весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам.
·Создание пунктов проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного отдыха.
Государственной программой предусмотрено строительство пассажирских судов соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов.
3 Познавательный туризм.
Основой для развития познавательного туризма планируется использование культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями. Государственной программой предусматривается:
- создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов на территории нашей республики;
- более эффективное использование возможностей имеющихся туристских ресурсов для организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах;
- более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому.
4 Агро - и экотуризм.
Государственной программой планируются следующие направления развития агротуризма:
- создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;
- активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах;
- создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Основными направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются: организация туристских походов в нетронутые уголки природы; фотоохота на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях; туры по болотам, знакомство с их флорой и фауной;
5 Спортивный туризм.
Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктуры предопределили три основных направления в развитии спортивного туризма: оздоровление нации через развитие активных форм туризма; развитие «фанат-туризма» через организацию туристских маршрутов с посещением массовых спортивных мероприятий; возрождение туристско-спортивных клубов.
6 Рекреационный и оздоровительный туризм.
Основой для развития рекреационного и оздоровительного туризма является более эффективное использование природных ресурсов и имеющейся инфраструктуры. В этой связи предусматривается:
- более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы республики;
- обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры, расширение спектра предлагаемых туристских услуг в местах отдыха и оздоровления;
- создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок;
Перспективными для развития можно выделить такие специфические виды туризма, как медицинский, образовательный, научный, событийный. Их целями являются предоставление качественных и относительно недорогих услуг в области стоматологического обслуживания, языкового образования, научной деятельности (семинары, конференции, консультации), культуры (торжества по поводу важных дат, проведение фестивалей и т.д.).
Все перечисленные выше мероприятия по развитию туризма в долгосрочной перспективе позволяют повысить доходы национальной экономики, стимулировать развитие других отраслей, укрепить здоровье населения, развить инфраструктуру курортов и лечебно-оздоровительных местностей, сохранить культурное наследие и природные лечебные ресурсы.
Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов.
Численность организованного туризма в 2013 году значительно выросла по сравнению с предыдущими годами (по сравнению с 2012 годом на 15,2%, с 2011 годом на 17,5%). Данный рост произошел преимущественно за счет роста числа туристов из стран СНГ, потоки туристов из других стран остались на том же уровне. Российская Федерация по традиции занимает лидирующую позицию в статистике въездного туризма Беларуси.
На каждого прибывшего иностранного туриста приходилось пятеро белорусских граждан, выезжавших за рубеж. Численность туристов, организованно выезжавших из республики в 2013 году, преобладает над численностью посетивших республику на 571,6 тыс. человек. Приведенные данные свидетельствуют о значительном преобладании потоков выездного туризма над въездным, что в итоге приводит к оттоку валюты из страны.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в развитии туристической инфраструктуры Республики Беларусь в 2012-2013 годах обозначилась рост. За 2013 год в стране начали функционировать 127 новых организаций, осуществляющих туристическую деятельность, единовременная вместимость увеличилась на 1,4 тыс. мест, однако уменьшение загрузки этих организаций на 2% по сравнению с 2012 годом говорит о том, что туристический поток растет немного медленнее, чем планировали застройщики. При этом обозначился рост гостиниц и туристско-гостиничных комплексов европейского уровня.
Наблюдается уменьшение численности иностранных граждан, пользовавшихся услугами санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики. Однако уменьшение численности общего числа человек, посетивших объекты спортивно-оздоровительного туризма на 11 тыс. в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года на фоне увеличение числа санаторно-курортных и оздоровительных организаций на 16 объектов говорит о падении спроса на данный вид отдыха.
На основании полученных данных, мы можем говорить о росте количества субъектов агроэкотуризма - на 6 % к уровню 2012 года и на 20,6% к уровню 2011 года. При этом темп роста численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма, увеличивается значительно быстрее - 22,1% к уровню 2012 года, 83% к уровню 2011 года, что свидетельствует о значительно увеличившемся спросе на данный вид отдыха. Однако, учитывая тот факт, что более 80% агроэкотуристов это граждане Республики Беларусь, становится очевидно, что данный вид пока привлекает зарубежных туристов в незначительной степени.
Устойчивое развитие туризма - процесс длительной перспективы, требующий поступательных грамотных решений в краткосрочном периоде. Для этого необходимы: разработка рекреационных и экскурсионных программ; внедрение приемлемых стандартов обслуживания; развитие маркетинговой стратегии в сфере туризма; создание современной инфраструктуры гостиничного и санаторно-курортного хозяйств; совершенствование ценовой политики при создании белорусского турпродукта, способного конкурировать с соседними государствами; дальнейшее развитие системы управления туристическим комплексом и нормативной правовой базы; совершенствование учета в сфере туризма; изменение содержания и структуры образования и науки в туристической индустрии.
1 Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-З в редакции Законов Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №326-З.
2 Закон Республики Беларусь «О растительном мире» от 14.06.2003 г. № 205-3 в редакции Законов Республики Беларусь от 22.01.2013 г. № 18-3.
3 Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20.10.1994 г. № 335-12 в редакции Законов Республики Беларусь от 31.12.2013 г. № 95-3.
4 Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 371 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 г. № 312.
5 Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 372 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 г. № 284.
6 Указ Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 05.05.2006 г. № 289 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 25.07.2013 г. № 331.
7 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении визовых правил Республики Беларусь» от 15.07.2010 г. № 1065 в редакции постановлений Совмина от 16.08.2013 г. № 725.
8 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь» от 29.07.2006 г. № 963 в редакции постановлений Совмина от 17.01.2014 г. № 33.
9 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 373 "Об утверждении Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы".
10 Горбылева З.М. Экономика туризма. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 478 с.
11 Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие /Под общей ред. 3. М. Горбылевой.--Мн.: «Экономпресс», 2008.--400.
12 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. -- Мн.: БГЭУ, 1999. - 644 с.
13 Соколова М.В. История туризма Учебное пособие. - М.: Мастерство, 2002. - 352 с.
14 Интернет-ресурс:
/http://belstat.gov.by/homep/
15 Интернет ресурс:
/http://belstat.gov.by/http://
16 Интернет ресурс: /http://belstat.gov.by/http://
Информация о работе Особенности туризма как объекта управления