Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ и разработка путей совершенствования системы подбора и адаптации персонала на предприятии «Элема». В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть содержание процесса отбора и адаптации персонала;
- провести анализ системы отбора и адаптации на предприятии «Элема»
- разработать рекомендации по совершенствованию системы отбора и адаптации на предприятии «Элема»;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы отбора и адаптации персонала …...……………..5
1.1 Управление персоналом на предприятии…..………………………...............5
1.2 Подбор, отбор и найм персонала на предприятие ……………..………..…..6
1.3 Адаптация персонала на предприятии …………………………………...…10
Глава 2 Анализ системы управления персоналом в ОАО «Элема» …………...14
2.1 Общая характеристика предприятия. Организационная структура….……14
2.2 Анализ производственно хозяйственной деятельности…………..………..15
2.3 Анализ численности, производительности труда и заработной платы...…18
2.4 Анализ системы отбора и адаптации персонала……………………………22
Глава 3 Совершенствование системы отбора и адаптации персонала ОАО «Элема» .…...……………………..……………...…………………………………26
3.1 Сокращение периода обучения и адаптации. Подбор кадров …………….26
3.2 Мероприятия по оценке наставников………..………………………….......30
3.3 Автоматизация системы отбора и адаптации персонала……..………........32
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованных источников …………………………….………............38
Приложение А Анкета………..…............................................................................39
Далее будут рассмотрены наиболее рекомендуемые во многих специализированных источниках методы и приемы отбора кандидатов.
Биографический метод в профотборе – метод исследования личности, групп людей, базирующийся на анализе их профессионального пути, профессиональных биографий. Источником информации могут быть разнообразные документы, резюме, опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, опрос сослуживцев, изучение продуктов деятельности. Предприятие-работодатель имеет право определять перечень представляемых документов о кандидате. Обычно это резюме, дипломы об образовании, сертификаты, свидетельствующие о переподготовке или повышении квалификации, рекомендательные письма или характеристики с мест учебы или работы и т.п.
Собеседование
– метод отбора кандидатов со способностями
и установками, необходимыми для
занятия той или иной должности,
состоящий в очной встрече
работодателя с кандидатом. В ходе
собеседования выясняется степень
заинтересованности кандидата в
конкретной деятельности и его потенциал
для работы в вакантной должности.
В процессе собеседования важно
отследить отрицательные
В процессе
встречи и собеседования
Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
В целом
для того, чтобы методы отбора оказались
результативными, они должны быть достаточно
надежными, достоверными. Достоверность
метода отбора характеризуется его
неподверженностью
Из всего многообразия тестов важно выделить наиболее подходящие для решения конкретных задач отбора. В современной практике отечественных компаний используются в основном западные методики, адаптированные в той или иной мере к социально-культурным особенностям нашей страны.
В общем виде все тесты можно разделить на три основные группы:
Проективные
тесты построены на интерпретации
ответов личности на внешне нейтральные
вопросы и реакций на ситуации,
допускающие множественность
По критерию измеряемого психологического качества можно выделить следующие группы тестов:
Итак, нужный специалист найден. Его приняли и он вышел на работу в оговоренный день. Вакансия успешно закрыта. Однако на этом работа кадровой службы по данной заявке не заканчивается. Ведь адаптация нового сотрудника носит двусторонний характер: для ее успешного завершения необходимы не только усилия самого работника, но не менее важно, чтобы и компания уделяла этому процессу достаточно внимания. Задача сотрудника отдела управления персонала – помочь работнику закрепиться на новом месте.
По статистике, 90% работников, уволившихся в течение первого года, приняли решение сделать это уже в первый день работы на новом месте. Поэтому на многих предприятиях процессу интеграции новых сотрудников уделяется повышенное внимание, для чего составляется специальный план адаптации новых сотрудников в компании [9].
Адаптация
– это процесс ознакомления специалиста
с особенностями деятельности, требованиями,
коллективом, организацией, ее корпоративной
культурой, ценностями и особенностями,
руководством компании, подчиненными
(если они есть) и изменения его
поведения в соответствии с требованиями
новой среды. Процедура адаптации
призвана облегчить вхождение новых
сотрудников в жизнь
Маркетинг персонала, его отбор и прием на работу представляют собой набор последовательных и дорогостоящих процедур. Иными словами, первый рабочий день нового сотрудника еще не наступил, а организация уже затратила на него немалые средства. Поэтому вполне естественно, что организация заинтересована, чтобы новый сотрудник не уволился через несколько дней или недель и как можно быстрее начал своим трудом приносить компании определенный доход [5, c.74].
Классифицировать адаптацию можно по различным критериям:
Процедура адаптации обычно состоит из следующих этапов:
Первый блок информирования (как правило, проводится менеджером по персоналу) включает:
Второй блок (проводится непосредственным руководителем) включает информацию о рабочей деятельности:
Действенная адаптация (начало непосредственно трудовой деятельности, включенность в рабочий процесс, взаимодействие с коллегами).
Функционирование работника – завершение процесса адаптации.
Организация адаптации персонала включает в себя три обязательных компонента:
Чаще всего впечатление друг о друге и обоюдное желание сотрудничать складываются у работодателя и специалиста в течение первой рабочей недели. В этот наиболее ответственный период адаптации нового сотрудника менеджер, ответственный за адаптационный период, следит за тем, чтобы все возникающие вопросы были решены. Через месяц после выхода на работу нового сотрудника менеджер старается узнать, все ли в порядке, поскольку этот период является наиболее стрессовым для работника и считается показательным сроком для того, чтобы убедиться, что данный специалист действительно подходит предприятию, а специалисту нравится его место работы .
Эффективность адаптации нового сотрудника зависит от ее продолжительности (чем она меньше, тем лучше) и результативности, которые определяются параметрами двух типов:
К концу испытательного срока менеджер должен убедиться, что процесс адаптации нового сотрудника успешно завершился, руководство собирается утвердить его в должности, а специалист укрепился в своем намерении продолжать работать в данной компании [12, c.202].
Подводя итоги, можно сказать что отбор и адаптация персонала является исходным этапом в процессе управления персоналом. При отборе персонала наниматели имеют дело с людьми, которые стремятся реализовать свои цели, выбирая ту или иную организацию. Точно так же менеджеры стремятся реализовать свои цели, отбирая кандидата на вакантную должность. Надо иметь в виду, что люди ищут не просто какую-либо работу, а именно ту, которая их устраивает. Общаясь с разными людьми, очень легко поддаться искушению составить суждение о человеке только по его внешнему виду и придумать его характеристики на основании поверхностных сведений. От того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в организации зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами.
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОАО «ЭЛЕМА»
Информация о работе Отбор и адаптация персонала в ОАО «Элема»