Отчет по практике в ОАО «Жигулевский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 05:43, отчет по практике

Краткое описание

Цель преддипломной практики - уточнение, дополнение и обобщение материалов, необходимых для написания дипломного проекта.
Задачами преддипломной практики являются:
собрать статистический материал;
сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия;
ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ЖИГУЛЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

1.1 Краткая характеристика предприятия
5
1.2 Анализ основных виды продукции
11
1.3 Основные технико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятия
12
1.4 Анализ системы маркетинга
14
1.5 Анализ качества продукции
15
1.6 Анализ ценовой политики
16
1.7 Анализ структуры кадров предприятия
18
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «ЖИГУЛЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
24
2.1 Анализ макроокружения
24
2.2 Анализ конкуренции
26
2.3 Анализ поставщиков
29
2.4 Анализ потребителей
30
2.5 Анализ среды ближайшего окружения
31
2.6 SWOT-анализ
37
2.7 Стратегическая сегментация внешнего окружения ОАО «Жигулевский хлебозавод»
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
45

Вложенные файлы: 1 файл

преддипломная практика.doc

— 574.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Степень нестабильности внешней среды по группе факторов «Влияние государства и общества»: 0,33*2,19+0,33*2,97=1,7028

 

По полученным значениям  степени нестабильности внешней  среды по группам факторов определим  интегральное значение степени нестабильности внешней среды.

Интегральная  степень  нестабильности внешней среды: 

0,33 * 2,536 + 0,33 * 2,3 6+ 0,34 * 1,7028  =  2,195

Вывод: таким образом, учитывая интегральный фактор нестабильности внешней среды, рекомендуемой системой управления  является стратегическое управление.

Анализ конкурентных факторов представлен в таблице 17.

Таблица 17

Анализ конкурентных факторов ОАО «Жигулевский хлебозавод» 

1. Анализ конкурентных факторов

Существующие

1. Захватить максимальную долю  рынка продуктов в РБ

2. Захватить большую долю рынков стран СНГ, потеснив отечественных производителей

Потенциальные

Внедриться на рынок  РБ

Производители товаров-заменителей

1. Внедриться на рынок, наполнив  его альтернативными продуктами

2. Максимально удешевить и упростить  доступ к своему товару

2. Оценка текущей стратегии  конкурентов

Существующие

1. Проявляют стремление интегрироваться  в крупные компании

2. Модернизируют производство с  целью его оптимизации в отношении  издержек и качества продукции

Потенциальные

Пытаются получить доступ к сырьевым и финансовым ресурсам

Производители товаров-заменителей

1. Пытаются пережить трудности  с финансами, снизить издержки  на изготовление своей продукции

2. Активно проникают на рынок

3. Оценка предпосылок  и перспектив развития отрасли

Угрозы деятельности

1. Рост производства кондитерской  продукции в РФ 

2. Снижение тарифов на перевозку  железнодорожным транспортом в  РФ

Слабые и сильные  стороны конкурентов

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Обеспечены сырьем для полной  загрузки производственных мощностей

1. Вовлечены в процесс передела  собственности

2. Мощная финансовая поддержка

2. Кризис неплатежей

3. Хорошие перспективы развития

3. Дорогостоящая рабочая сила


 

Выводы: на стратегию ОАО «Жигулевский хлебозавод»  воздействуют такие факторы рабочей среды, как  поставщики, торговые посредники, клиенты, конкуренты.

Факторы, представляющие угрозу для ОАО «Жигулевский хлебозавод»:

- внедрение на рынок  новых конкурентов со стороны  РФ;

- рост цен на сырье  и материалы;

- повышение тарифов  на транспортные расходы;

- рост задолженности  банкам и другим кредиторам;

- сокращение потребительского  рынка;

- политика протекционизма  на зарубежных рынках.

Факторы, представляющие возможности для достижения целей  предприятия:

- увеличение объема  производства продукции;

- поддержка постоянных  деловых связей с поставщиками  сырья и материалов;

- расширение товарообменных  операций;

- снижение использования  краткосрочных кредитов;

- развитие собственной  торговой сети, торговых точек.

 

 

2.6 SWOT-анализ

 

 

В целом факторы макросреды имеют достаточно негативное влияние на деятельность предприятия. Однако, если ОАО «Жигулевский хлебозавод» предпримет определенные меры, отрицательное влияние данных факторов можно будет нивелировать, либо превратить в положительное. SWOT-анализ, приведенный таблице 18, позволил выявить и структурировать сильные и слабые стороны компания, а также возможности и угрозы.

 

Таблица 18

SWOT-анализ ОАО «Жигулевский хлебозавод»

Сильные стороны

 

1. Известность предприятия  на рынке Самарской области, положительная репутация, многолетний опыт работы.

2. Квалифицированный  персонал

3. Широкий ассортимент  и высокое качество выпускаемой  продукции

4. Коммуникативный опыт, хорошие деловые связи с основными  поставщиками сырья и материалов.

Возможности

 

1. Изменение структуры потребительского спроса на хлебобулочные изделия.

2. Поддержка со стороны  муниципальных органов власти  при осуществлении значимых для  города и области бизнес-проектов

3. Высокие требования  стандартов качества продукции

4. Обновление оборудования, программного обеспечения.

Слабые стороны

 

1. Изношенность основных  производственных фондов

2. Низкий уровень мотивации  персонала

3. Недостаточная развитость  сбытовой сети.

Угрозы

 

1. Агрессивная политика  крупных конкурентов и усиление  их позиций на рынке

3. Фиксирование цен  со стороны государства

2. Увеличение стоимости  сырья

4. Снижение потребительских доходов и покупательной способности населения.


 

Таким образом, в результате анализа  внешней и внутренней среды предприятия  были определены основные проблемы ОАО «Жигулевский хлебозавод», требующие разработки и принятия стратегических решений.

 

2.7 Стратегическая сегментация внешнего окружения ОАО «Жигулевский хлебозавод»

 

Результатом сегментации  внешнего окружения по видам выпускаемой  продукции ОАО «Жигулевский хлебозавод»  являются СЗХ:

- рынок хлебобулочные  изделий;

- рынок сухарно-бараночных  изделий;

- рынок кондитерских  изделий.

В качестве исходных данных для анализа привлекательности  в каждой из выделенных СЗХ в таблице 19 приведена информация о ёмкости выделенных сегментов, объёмах реализации изделий в этих сегментах, уровне колебания объёмов продаж и уровне рентабельности реализованных изделий. Анализ перспектив функционирования  предприятия в различных СЗХ представлен в таблице 19.

Таблица 19

Информация о ёмкости  сегментов, реализации изделий, уровне колебания объёмов продаж и уровне рентабельности реализованных изделий

Сегмент внешнего окружения

Объём продаж изделий, тыс. штук

Доля рынка в 2012 г., %

Рентабельность в 2012 г., %

2010

2011

Темп роста 2011/2010, %

2012

Темп роста 2012/2011, %

1. Хлебобулочные изделия 

446,4

474,6

106,3

221,6

46,7

27,7

23,2

2. Сухарно-бараночные изделия

             

3. Кондитерские изделия

54,3

46,5

85,6

41,2

88,6

9,3

16,1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 20

Анализ перспектив функционирования предприятия в различных СЗХ

Критерий оценки

Направление оценки критерия

Стратегическая зона хозяйствования

Хлебобулочные изделия 

Кондитерские изделия

Сухарно-бараночные изделия

1.Перспективы роста

Фаза развития спроса

Наблюдается рост производства и реализации, спрос стабилен. Прогнозируется увеличение объемов продаж за счёт  расширения сети фирменной торговли на 15-20 % в год.

Спрос находится в  фазе подъема, прогнозируется дальнейший его подъем на 5-8 % в год, что связано  с высоким спросом у потребителей

Спрос падает, прогнозируется его падение на 9-12% в год, что  связано с высокой себестоимостью изделий.

Размеры рынка

Ёмкость рынка превышает  производственные мощности предприятия, но в незначительной степени (на 15-20 %)

Ёмкость рынка превышает производственные мощности предприятия.

Ёмкость рынка превышает  производственные мощности предприятия.

Покупательная способность

Покупательная способность хорошая, резкого падения платежеспособного спроса не предвидится.

Средняя покупательная способность.

Покупательная способность  низкая, резкого роста платежеспособного  спроса не предвидится.

2.Перспективы рентабельности

Привычки покупателей

При выборе между импортной и отечественной продукцией предпочтение отдаётся последней, так как её качество превышает качество импортных аналогов.

Несмотря, на приверженность многих покупателей марке предприятия, замещение данных изделий на импортные  идёт по одному направлению - на менее  качественные и дешевые кондитерские изделия из России и  Польши, Украины

Отмечается приверженность многих потребителей белорусским изделиям. В данном случае предприятие стремится максимально удовлетворить эстетические и потребительские запросы всего населения.

Состав конкурентов, интенсивность  конкуренции

Со стороны отечественных производителей конкуренция сильная.

Прогнозируется жёсткое  обострение конкуренции, особенно со стороны российских производителей, что связано с относительно низкими затратами на производство.

Конкуренция производителей – сильная, в основном со стороны со стороны местных производителей и частных предпринимателей.

Каналы сбыта

Каналы сбыта отлажены, используется до 5 % дилерских услуг. Продукция реализуется через  торговую сеть по заключённым договорам, ведомственные магазины, фирменные секции, мелкую оптовую торговлю с частными предпринимателями. Расширение сети фирменной торговли, создание баз оптовой торговли на территории России и Украины. Используется прямой канал сбыта.

 

Государственное регулирование

Отмечается отрицательное влияние государства на рентабельность: введён предельный норматив рентабельности (25 %). Предприятию доводятся квоты поставок торгующим организациям РБ.

Факторы успеха в конкуренции 

1. Относительно низкие  цены при высоком качестве.

2. Ориентация на различные группы потребителей.

1. Расширение ассортимента продукции.

2. Высокое качество

1.Широкий ассортимент.

2.Высокое качество

3.Учет требований потребителей.


 

 

Результаты количественной оценки привлекательности каждой из выделенных СЗХ экспертным путем (по 10-балльной шкале) приведены в табл. 21. Более высокая оценка соответствует более привлекательной тенденции в изменении фактора.

Таблица 21

Количественная оценка привлекательности выделенных СЗХ

Критерий оценки СЗХ

Стратегическая зона хозяйствования

Хлебобулочные изделия

Сухарно-бараночные изделия

Кондитерские изделия

R

Р

R*P

R

Р

R*P

R

Р

R*P

1. Перспективы роста

1.1. Фаза развития спроса

8

3

24

4

3

12

8

3

24

1.2. Размеры рынка

7

1

7

6

1

6

7

1

7

1.3. Покупательная способность

7

2

14

5

2

10

8

2

16

2. Перспективы рентабельности

2. 1 Привычки покупателей

8

4

32

4

4

16

9

4

36

2.2. Интенсивность конкуренции

5

3

15

4

3

12

4

3

12

2.3. Каналы сбыта

6

1

6

6

2

12

6

1

6

2.4. Государственное регулирование

5

2

10

5

1

5

5

2

10

3. Уровень нестабильности

3.1. Экономическая

5

2

10

4

2

8

5

2

10

3.2. Технологическая

6

3

18

5

3

15

6

3

18

3.3. Социально-политическая

5

1

5

5

1

5

5

1

5

4. Факторы успеха в конкуренции

Наличие конкурентных преимуществ

6

6

36

4

5

20

5

6

30

Итого:

-

-

177

-

-

121

-

-

174


 

Как видно из таблицы 21, выделенные СЗХ неодинаково привлекательны для предприятия. Наиболее привлекательной для хлебозавода №4  является СЗХ: «хлебобулочные изделия» и «кондитерские изделия», чуть менее привлекательной – СЗХ: «сухарно-бараночные изделия». На основе комплексной оценки соответствия каждого потенциального варианта набора по таким показателям, как краткосрочные перспективы роста, долгосрочные перспективы роста, краткосрочная рентабельность, долгосрочная рентабельность, стратегическая гибкость и синергизм, выберем предпочтительный вариант набора СЗХ.

Наиболее предпочтительными  для предприятия является портфель, содержащий следующие СЗХ:

- хлебобулочные изделия;

- кондитерские изделия;

- сухарно-бараночные  изделия.

Определение деловых (конкурентных) стратегий предприятия с СЗХ

 Построение модели 5-ти сил конкуренции М. Портера для СЗХ

Таблица 22

Модель 5-ти сил конкуренции  М. Портера для рынка кондитерских изделий

Угрозы со стороны  фирм, выпускающих товары-заменители:

  1. Разработка принципиально новых технологических процессов производства и других изделий, не предусматривающих применение дорогостоящего сырья.
  2. Снижение цены на товары-заменители.
  3. Рост качества и улучшение внешнего вида товаров-заменителей

Угрозы со стороны  поставщиков

 

1.Задержки поставок из-за таможенных барьеров

2.Отказ фирм-дистрибьютеров  от возобновления контракта на  поставку сырья из-за его подорожания. 

3.Возможное изменение  цен на сырьё.

4.Неритмичная поставка  сырья. 

Угрозы со стороны  фирм «центрального ринга»

1.Возможность изменения условий поставок (сокращение сроков поставки)

2. Модернизация производства  с целью повышения качества  и снижения издержек.

3.Целенаправленная агрессивная  политика проникновения на Самарский рынок.

4.Продуманная маркетинговая  стратегия захвата рынка.

5. Высокое качество  со стороны частных фирм.

Угрозы со стороны  покупателей

1.Переход на продукцию  конкурентов из-за её низкой  цены.

2.Задержка платежей  за отгруженные товары.

3. Переход к использованию  товаров-заменителей, т.к. данные  товары тоже удовлетворяют потребности покупателей и их цена ниже

Угрозы со стороны  потенциальных конкурентов

1.Снижение высоты барьеров  для выхода на Самарский рынок за счёт нахождения потенциальными конкурентами требуемого капитала.

2. Введение технических  средств и технологических новшеств, расширяющих ассортимент продукции.

3. Проникновение на Самарский рынок конкурентов из других областей (Пенза, Ульяновск, Саратов).

2.Создание западными  производителями аналогичного производства  на территории РБ, позволяющего им снизить издержки на производство.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Жигулевский хлебозавод»