Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:17, курсовая работа
Краткое описание
Целью написания данной курсовой работы является изучение форми-рования группового поведения. Задачи курсовой работы: - дать понятие группы и динамики ее формирования; - раскрыть ситуационные и личные компоненты в групповом поведении; - определить значение роли, норм и статуса в групповом поведении; - рассмотреть понятие эффективности групповой деятельности
Содержание
Введени嬬¬¬¬¬¬¬_____________________________________________________3 Глава 1. Природа и характеристика группы в организации_________5 1.1. Понятие групп и динамика их формирования_________________5 1.2. Ситуационные и личные компоненты в групповом поведении____9 1.3. Значение роли, норм и статуса в групповом поведении___________12 1.4. Эффективность групповой деятельности________________________16 Глава 2. Взаимодействие формальных и неформальных групп в органи-зации________________________________________________________20 2.1. Формальные группы______________________________________20 2.2. Неформальные группы____________________________________21 Глава 3. Управление влиянием групп в организации на примере МУП «Теплосети»_________________________________________________24 Заключение_________________________________________________33 Список литературы__________________________________________35
В дополнение к ситуационным
переменным поведение людей в группах
может в большой степени зависеть от личных
характеристик членов группы.
Большое количество исследований
было посвящено влиянию различных качеств
членов групп на их внутреннюю среду. В
частности, было найдено, что согласованность
групповых норм появляется тогда, когда
члены группы молоды, обладают средними
умственными способностями и высоким
авторитетом. Приверженность групповым
нормам оказалась также сильнее у женщин,
чем у мужчин.
При выполнении задания члену
группы приходится взаимодействовать
с другими членами группы, т. е. важно знать,
являются ли характеры разных членов группы
совместимыми. Эта проблема проявляет
себя при сравнении доминирующего и подчиняющегося
типов личности. При объединении в одну
группу двух представителей разных типов
они, вероятнее всего, будут работать успешно.
Но если получится так, что в одной команде
окажутся люди одного типа личности, тогда
либо будут возникать постоянные конфликты
(если у обоих доминирующий тип личности),
либо процесс не сдвинется с мертвой точки
из-за отсутствия лидерства (если у обоих
подчиняющийся тип личности).
Также важным является вопрос
о том, должна ли группа для более эффективной
производительности быть гомогеничной
или гетерогеничной, т. е. должны ли ее
члены принадлежать к разным расам, разным
социальным слоям, разным полам, придерживаться
различных взглядов, или же идентичность
по этим показателям более предпочтительна.
Как правило, предпочтительнее оказывается
частичная гомогеничность и частичная
гетерогеничность группы.
При составлении задания для
формирующейся группы встает вопрос, какое
количество людей будет наиболее оптимальным
для выполнения этого задания. Здесь существует
несколько аспектов.
Эксперименты, проведенные
Робертом Бейлсом (Robert Bales, 1955), показали,
что в меньших по размеру группах более
высок уровень согласия и взаимного доверия,
тогда как в больших группах сильнее тенденция
к даче советов и обмену информацией.
Слэтер (Slater, 1958) обнаружил интересную
взаимосвязь между размером группы и удовлетворенностью
ее членов. Оказалось, что наиболее предпочтительным
числом членов группы является число пять.
Очевидно, при меньшем числе членов отношения
становятся более напряженными, тогда
как при большем числе не всегда хватает
времени со всеми переговорить.
Соотношение между размером
и продуктивностью в значительной степени
зависит от характера работы, которую
выполняет группа. В случае объединенной
взаимозависимости существует прямая
зависимость между размером и производительностью,
тогда как в случае обоюдной взаимозависимости
будет наблюдаться обратное соотношение.
Последний групповой композиционный
фактор — это групповая сплоченность.
Она может быть определена как степень
притягательности группы для ее членов.
Чем лучше отношение к группе ее членов,
тем сплоченнее группа и наоборот.
Несколько факторов способны
воздействовать на развитие сплоченности
в группе. Первый из них — тип выполняемого
задания. Чем выше уровень взаимодействия,
требуемый заданием, тем выше потенциальная
сплоченность группы.
Вторым среди факторов, воздействующих
на развитие групповой сплоченности, является
групповая история успеха в выполнении
прошлых заданий. Чем больше было таких
успехов, тем выше сплоченность.
Некоторые характеристики самой
группы также ведут к групповой сплоченности.
Например, наличие у членов группы какой-то
общей цели ведет к большей сплоченности,
чем ее отсутствие.
Одним из последствий групповой
сплоченности является то, что члены группы
проводят больше времени в общении друг
с другом, таким образом, возрастает и
количество, и качество группового взаимодействия.
Второе последствие — это то, что сплоченная
группа оказывает большое влияние на отдельных
своих членов.
Еще одно последствие заключается
в том, что в сплоченной группе ее члены
получают большее удовлетворение работой,
что имеет очень большое значение.
Групповая сплоченность тесно
связана с производительностью. При этом
следует помнить, что групповые нормы
могут способствовать как повышению, так
и понижению производительности.
1.3. Значение роли, норм и статуса
в групповом поведении
Поведение членов группы регламентируется
ролью каждого в выполнении задач, нормами
и статусом в группе.
Роль – это образец действий,
ожидаемых от индивида при выполнении
имеющей отношение к другим людям деятельности.
Роли имеют несколько характеристик.
Во-первых, рабочие роли неличностны. Они
прилагаются к каждому, кто занимает конкретное
положение. Во-вторых, они имеют отношение
к поведению, связанному с выполнением
задания. Роль в организации — это набор
ожидаемых поведенческих стереотипов,
связанных с выполнением конкретной работы.
В-третьих, рабочие роли зачастую очень
трудно совместить друг с другом. Наконец,
роли быстро выучиваются и могут оказывать
значительное влияние как на позиции,
так и на поведение.
Существует три основные ролевые
концепции: ролевой эпизод, ролевой набор
и дифференциация ролей.
Наиболее часто встречающейся
является концепция ролевого эпизода.
Ролевой эпизод начинается с предположения
о том, что группа индивидуумов занимает
определенную позицию. Эти предположения
каким-то образом доходят до исполнителя
роли, который, в свою очередь, формирует
собственное восприятие того, что от него
ожидают. Это восприятие затем руководит
его поведением. Но это поведение значительно
отличается от того, что ожидала группа.
Поэтому поведение группы также изменяется.
При этом следует учитывать, что первые
два шага — это ожидания, тогда как вторые
два — конкретные действия.
Вторая важная концепция—это
ролевой набор. Ролевой набор - это группа
(набор) индивидуумов, которые хранят и
обмениваются ожиданиями, касающимися
того, как должен себя вести исполнитель
роли, а также дают ему знать об этих ожиданиях.
Ролевая дифференциация является
чрезвычайно важной в понимании формальной
ролевой структуры рабочих групп. Ролевая
дифференциация определяется как степень,
в которой различные типы функций выполняются
различными (а не одними и теми же) людьми.
Чем выше такое разделение (и не смешение)
ролей, тем выше ролевая дифференциация.
Таким образом, понимание ролей
дает возможность узнать о том, как люди
осознают, что они должны делать в каком-то
конкретном положении.
В любой группе, даже работающей
в течение короткого промежутка времени,
можно легко заметить некоторые закономерности
поведения ее членов. Эти закономерности
получили название общественных норм.
Нормы отражают разделяемые всеми членами
группы представления об ожидаемом от
них приемлемом поведении.
В самом определении норм даны
две их важных характеристики. Во-первых,
нормы включают в себя достаточно четкие
представления о том, какое поведение
является приемлемым. Во-вторых, существуют
соглашения между членами группы, касающиеся
этих представлений.
Нормы чаще всего развиваются
медленно и в течение длительного промежутка
времени, хотя некоторые могут утвердиться
довольно быстро. Нормы развиваются одним
из четырех следующих способов. Первый
способ — это развитие через явные утверждения,
делаемые членами группы. Второй способ
- в результате каких-либо критических
событий в истории группы. Третий путь
для развития норм по Фельдману — это
первенство. Первенство заключается в
том, что первый шаблон, возникший в поведении
группы, часто становится нормой. Наконец,
нормы могут переноситься из прошлых ситуаций.
Например, группа, переведенная из одного
отдела в другой, сохраняет свои старые
нормы, даже если теперь их стало труднее
соблюдать.
Нормы проводит в жизнь группа,
а не организация. И представляется маловероятным,
что группа будет проводить в жизнь какие-то
нормы, если они не полезны в чем-то для
ее членов. Нормы также могут быть вводимы,
если они упрощают или делают более предсказуемым
поведение, возникающее в группе.
Приверженность нормам во многом
зависит от таких факторов , как характеристики
задания, характеристики группы и характеристики
индивидуальных членов группы, поведение
которых является предметом изучения.
Когда исследуемое поведение
зависит от задания, то на приверженность
нормам может оказать существенное влияние
двусмысленность задания. Исследования
показали, что уровень приверженности
будет тем выше, чем двусмысленнее задание,
или же, в случае проблемных заданий, она
будет выше для тех проблем, для которых
нет "правильного” решения.
Характеристики группы тесно
связаны с тем, насколько проявляется
приверженность нормам. В частности, индивидуумы
бывают меньше привержены групповому
консенсусу, когда этот консенсус не поддерживается
всеми членами группы.
Размер группы также оказывает
влияние на приверженность нормам. В основном
с увеличением размера группы растет и
приверженность ее нормам. Однако каждый
дополнительный член группы привносит
в нее асе меньшую дополнительную приверженность,
т. е. мы можем говорить об уменьшающейся
предельной приверженности групповым
нормам.
Наконец, в сплоченных группах
приверженность нормам более высока, чем
в менее сплоченных.
Статус относится к индивидуальному
рангу, ценности или престижу в группе,
организации или обществе. Статус отражает
иерархическую структуру группы и создает
вертикальную дифференциацию.
Статус существует и внутри,
и снаружи организационной среды. Статус,
имеющий отношение к работе, называется
организационным статусом.
Организационный статус включает
в себя несколько переменных (например,
позицию в организационной иерархии, профессиональную
принадлежность и производительность).
Статус относится к признанному
группой рангу индивидуума в организации.
Он помогает прояснить, как человек должен
себя вести по отношению к остальным и
как они должны себя вести в ответ.
К символам статуса относятся
знаки различия у военных, особая одежда
судей и врачей, а также, например, меблировка
кабинета и наличие или отсутствие личного
секретаря у управляющих. При этом следует
отметить, что некоторые символы могут
повышать статус человека в одних обстоятельствах
и понижать его в других.
1.4. Эффективность групповой
деятельности
Групповое взаимодействие —
естественная черта человеческого поведения,
но создание существенных, значимых гармоничных
взаимосвязей как условие эффективной
групповой деятельности представляет
собой нелегкую задачу. Многие руководители
организаций справедливо полагают, что
кооперация в группах зависит от результатов,
ожидаемых от их деятельности. Иными словами,
деятельность групп во многом зависит
от того, принимаются ли группой цели организации.
Даже сплоченные и сильные группы не смогут
достичь эффективной деятельности, если
цели организации расходятся с целями
группы.
Еще один важный фактор эффективной
групповой деятельности — степень взаимосвязанности
членов группы между собой. Сплоченность
групп является основным условием высокой
интеграции между членами групп, формирования
отношений взаимопомощи, следствием чего
становится удовлетворение своим трудом,
высокая дисциплина, осуществление внутригруппового
контроля и повышение производительности.
У членов сплоченной группы
весьма развиты чувство ингруппы, ингрупповой
фаворитизм (поддержка своей группы в
любых, даже самых сложных ситуациях).
Они рассматривают себя как неотъемлемую
часть коллектива организации, что положительно
сказывается на работе организации.
На уровень групповой сплоченности
оказывает влияние большое количество
факторов. Среди внутренних факторов на
сплоченность группы больше всего влияют
те, которые связаны с членством группе,
т. е. с условиями включения индивида в
группу: численность группы (как правило,
у малых групп больше возможностей для
создания сплоченного коллектива), постоянство
состава группы, психологическая совместимость,
но самое главное - идентификация каждого
члена группы с группой, сильно развитое
чувство ингруппы.
Помимо внутренних выделяют
внешние факторы, влияющие на уровень
сплоченности, из которых самым значимым
следует считать рабочее окружение группы,
т. е. вид и сложность целей-заданий, которые
представляются в форме решаемых задач;
физическое окружение группы (условия
труда, место работы, пространственная
дифференциация членов группы и др.); система
коммуникаций в группе, технологии.
Руководитель, добиваясь повышения
эффективности деятельности группы, должен,
используя внутренние и внешние факторы
влияния, создавать и поддерживать функционирование
групп с высокой степенью внутреннего
контроля и сплоченности.