Поведение в группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение форми-рования группового поведения.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие группы и динамики ее формирования;
- раскрыть ситуационные и личные компоненты в групповом поведении;
- определить значение роли, норм и статуса в групповом поведении;
- рассмотреть понятие эффективности групповой деятельности

Содержание

Введени嬬¬¬¬¬¬¬_____________________________________________________3
Глава 1. Природа и характеристика группы в организации_________5
1.1. Понятие групп и динамика их формирования_________________5
1.2. Ситуационные и личные компоненты в групповом поведении____9
1.3. Значение роли, норм и статуса в групповом поведении___________12
1.4. Эффективность групповой деятельности________________________16
Глава 2. Взаимодействие формальных и неформальных групп в органи-зации________________________________________________________20
2.1. Формальные группы______________________________________20
2.2. Неформальные группы____________________________________21
Глава 3. Управление влиянием групп в организации на примере МУП «Теплосети»_________________________________________________24
Заключение_________________________________________________33
Список литературы__________________________________________35

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ1.docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

В социометрической концепции критерий оптимальности взаимоотношений выступает в форме симпатий-антипатий, которые рассматриваются как механизм группового сплочения,

Еще одним критерием является удовлетворенность условиями деятельности. Состояние удовлетворенности работой рассматривается как основной составляющий элемент общего социально-психологического настроя коллектива

В данной курсовой работе проведен анализ предприятия МУП «Теплосети». Муниципальное предприятие «Теплосети» учреждено для обеспечения населения и других потребителей города теплоэнергией.

Управление МП «Теплосети» осуществляется директором.

Директор МП «Теплосети»:

  • руководит деятельностью предприятия и несет ответственность за выполнение возложенных на МП «Тепловые сети» задач, установленных Уставом предприятия;

  • в соответствии с действующим законодательством принимает на работу и увольняет с работы работников предприятия;

  • самостоятельно формирует производственную программу, выбирает поставщиков и потребителей своей продукции, работ и услуг, устанавливает цены на производственную продукцию, утверждает структуру и штаты, плановые показатели, систему оплату труда и премирования, численность, должностные оклады работников предприятия; утверждает должностные инструкции работников предприятия.

Трудовой коллектив МП «Теплосети» составляют все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Коллектив решает вопросы о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект.

Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание (конференция). Решение общего собрания (конференции) принимается по вопросам относящимся к его компетенции и не должны противоречить действующему законодательству РФ, коллективному договору и Уставу предприятия.

В состав аппарата управления предприятием также входит главный инженер, осуществляющий координацию и контроль над деятельностью отделов производственно – технического обеспечения (ПТО) и проектно – сметной группы (ПСГ), аварийно – диспетчерской службы (АДС) и службы механизации и автотранспорта (СМиТ). Главный инженер непосредственно является руководителем отдельных производственных подразделений предприятия.

 Отдельное хозяйственное  подразделение МП «Теплосети» - подразделение специалистов - экономистов, обеспечивающих бесперебойную работу отдела материально – технического снабжения производства (ОМТС) сырьем и материалами, другими комплектующими; складского хозяйства. В планово – экономическом отделе (ПЭО) заняты специалисты, осуществляющие планирование производственной деятельности участков по объемам производства и ремонту оборудования, электроэнергии, обеспечения электроэнергией данных производственных участков (цехов); планирование численности персонала.

Отдел кадров (ОК) является непосредственным функциональным звеном, осуществляющим учет кадров, оформление найма персонала, организация профобучения; участие в собраниях трудового коллектива, являясь представителем его интересов.

Бухгалтерия занимается финансовой деятельностью, учетом соотношений плановых показателей деятельности с фактическими, определением фактического финансового состояния предприятия.

 Данные отделы координируют  свою деятельность с учетом  результатов работы других отделов данного подразделения. Отделы ОМТС и ПЭО непосредственно подчиняются главному инженеру; отделы ОК и бухгалтерия подчиняются директору предприятия. Фактически директор и главный инженер согласовывают свои решения по управлению производственно – хозяйственной деятельностью.

Численность аппарата управления (АУП) составляла в общем 80 чел, в том числе высший уровень управления предприятием ( 2 чел).

Средний уровень управления хозяйственной деятельностью:

  • специалисты отделов ПТО и ПСГ;

  • специалисты участков АДС и СМиТ

  • специалисты экономических отделов: отдел кадров, бухгалтерия, планово – экономический отдел, отдел материально – технического снабжения.

В отделе кадров состоят специалисты: начальник отдела кадров, инспектор по учету кадров, специалист по социальной работе.

В финансовом отделе состоят – главный бухгалтер, бухгалтер – расчетчик, бухгалтер – материалист.

В ПЭО состоят – экономисты – плановики (4 чел).

ОМТС – специалисты по снабжению, складскому хозяйству (всего 4 чел).

Анализ социальной структуры коллектива МП «Теплосети»

Целесообразно выделить в качестве объекта исследования аппарат управления МП «Теплосети».

В состав АУП предприятия входят два подразделения – экономическая служба (отделы - ОМТС, ПЭО, ОК, бухгалтерия) и инженерно – техническая служба (участки - ПТО, ПСГ, АДС, СмиТ).

Проведем анализ социальной структуры данного коллектива, который будет заключаться в анализе социально – демографических характеристик АУП.

 

Таблица 2.2.

Ряд распределения по возрастным группам работников АУП

Возраст

До 25 лет

25 – 30 лет

30 – 40 лет

40 – 55 лет

Частота

10

33

20

17


 

 

Частота – численность исследуемого персонала, входящая в ту или иную возрастную группу (общее число персонала – 78 чел. – без учета числа высшего руководства).

По данным табл. 2.2 видно, что в коллективе работают преимущественно молодые сотрудники 25 – 30 лет.

В табл. 2.3 представлено распределение работников АУП по половому признаку.

 

Таблица 2.3.

Ряд распределения по полу работников АУП

Пол

мужской

Женский

частота

34

44


 

 

Видим, что в управленческом аппарате предприятия примерно одинаковое соотношение мужчин и женщин.

 

Таблица 2.4.

Ряд распределения работников АУП по уровню образования

Образование

Средне–специальное или среднее

 Высшее

частота

48

30


 

 

Коллектив АУП составляют преимущественно работники со средне – специальным (техническим) или средним образованием.

Чтобы определить, имеются ли в действительности в этом коллективе трудности во взаимоотношениях, необходимо применить методику тестирования психологического климата данного коллектива и определить степень сплоченности его членов на основе результатов опроса.

Для оценки психологического климата в коллективе предлагаются противоположные по смыслу пары слов, характеризующие его состояние.

Таблица 2.5

Оценка психологического климата в коллективе

  
1. Дружелюбие

1

2

3

4

5

6

7

8

Враждебность

2. Согласие

1

2

3

4

5

6

7

8

Несогласие

3. Удовлетворенность

1

2

3

4

5

6

7

8

Неудовлетворенность

4. Продуктивность

1

2

3

4

5

6

7

8

Непродуктивность

5. Теплота

1

2

3

4

5

6

7

8

Холодность

6. Сотрудничество

1

2

3

4

5

6

7

8

Несогласованность

7. Взаимоподдержка

1

2

3

4

5

6

7

8

Недоброжелательность

8. Увлеченность

1

2

3

4

5

6

7

8

Равнодушие

9. Занимательность

1

2

3

4

5

6

7

8

Скука

10. Успешность

1

2

3

4

5

6

7

8

Безуспешность


 

Каждый сотрудник оценивает выраженность каждого показателя по восьми балльной шкале. Сильная выраженность признака, расположенного в левой части, оценивается в 1 балл, а в правой — в 8 баллов. Чем меньше балл по каждому показателю, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Сумма баллов всех 10 оценок колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная), являясь обобщенным итоговым показателем.

Все работники МУП «Теплосети» были опрошены на предмет удовлетворенности психологической атмосферой в коллективе. Результаты сведены в таблицу 2.6.:

Таблица 2.6.

Оценка психологического климата в коллективе

Критерий

Средний балл

  
1. Дружелюбие

1

2. Согласие

2

3. Удовлетворенность

2

4. Продуктивность

1

5. Теплота

2

6. Сотрудничество

1

7. Взаимоподдержка

1

8. Увлеченность

1

9. Занимательность

1

10. Успешность

2

Итого:

14


 

Можно сделать вывод о том, что психологический климат коллектив оценивает как хороший (14 баллов).

Среди методов социометрии можно также выделить методику определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы. Она позволяет экспериментатору ответить на вопрос о том, можно ли считать данную конкретную функционирующую группу сплоченной общностью.

Проведение методической процедуры определения ЦОЕ членов группы предполагает последовательное осуществление двух этапов.

Предположим, что необходимо определить меру согласованности мнений членов обследуемой общности по поводу того, какими качествами должен обладать ее лидер. Тогда на первом экспериментальном этапе испытуемым предлагается в письменной форме указать те характеристики, которыми должен, по их мнению, обладать лидер их группы, и те личностные свойства, которые, на их взгляд, в этом плане недопустимы.

Информация о работе Поведение в группах