Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вопросов повышения эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить систему управления персоналом.
2) Исследовать эффективность системы управления персоналом.
3) Изучить зарубежный опыт повышения эффективности работы персонала в малом и среднем бизнесе.
4) Проанализировать программы повышения эффективности работы персонала в малом и среднем бизнесе.
5) Обзор литературных источников по подходам к изучению и трактовке вопросов по управлению персоналом.
Введение.
I. Теоретические аспекты системы управления персоналом предприятия в малом и среднем бизнесе.
1.Система управления персоналом ………………………………….
1.1 Управление персоналом……………………………………..
1.2 Особенности организационной структуры системы управления персоналом.…………………………………….
1.3 Процесс эффективности управления и его основные этапы…………………………………………………………….
2. Малый и средний бизнес.
2.1 Экономические аспекты малого бизнеса……………………..
2.2 Роль малого среднего бизнеса в рыночной экономике……….
2.3 Управление персоналом в малом и среднем бизнесе……….
II. Сравнительный анализ концепций управления персоналом, применяемых в России и за рубежом.
1.Зарубежный опыт управления персоналом.
1.1 Япония…………………………………………………………..
1.2 США…………………………………………………………….
2.Программы, разработанные для повышения эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе.
Заключение……………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Основной целью деятельности организаций в соответствии с Гражданским кодексом РФ является извлечение, и максимизация прибыли (коммерческие организации). Для обеспечения этой цели руководители предприятий различных организационно-правовых форм должны воздействовать на наемных работников различными методами, имеющимися в арсенале современного менеджмента, но на практике сводят их лишь к двум: административным методам воздействия и экономическому стимулированию. Такое положение вещей вызвано неправильным представлением об объективных потребностях людей и мотивах, побуждающих к труду. [17]
Итак, главным элементом
организации являются ее сотрудники.
Они составляют основную статью капиталовложений
с точки зрения затрат по их найму
и обучению. Поддержание деятельности
персонала также требует больши
Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.
1.2 Особенности организационной структуры системы управления персоналом.
Персонал является одним из наиболее сложных объектов управления в организации, поскольку в отличие от материальных факторов производства персонал обладает возможностью принимать решения и критически оценивать предъявляемые к ним требования.
Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования и т. д.
Система управления персоналом — это совокупность приемов, методов, технологий.
Система управления персоналом состоит из следующих основных элементов:
1. Группа специалистов аппарата управления.
2. Комплекс технических средств системы управления.
3. Информационная база для управления персоналом.
4. Комплекс методов и методик организации труда и управления персоналом.
5. Правовая база.
6. Совокупность программ управления информационными процессами решения задач управления персоналом.
Система управления персоналом включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций. Цели системы управления персоналом – совокупность желаемых состояний, результатов деятельности системы управления персоналом. Цели выражаются двояко. С одной стороны, это цели персонала, которые он ставит перед собой в процессе трудовой деятельности. С другой – цели администрации организации имеющей собственные цели по использованию персонала, которые не всегда совпадают с целями самого персонала.
Главная цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.
В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для ее построения используются закономерности, принципы и методы, разработанные наукой и апробированные практикой.
Организационная структура системы управления персоналом - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В зависимости от вида, размеров и целей объекта управления и его внешней среды существуют различные организационные структуры управления.
Оргструктуры системы управления персоналом по подобию организационных структур управления организацией также подразделяются на несколько типов, каждый из которых отражает подход, заложенный в построении оргструктуры управления организацией в целом. Чаще всего в практике встречаются элементарная, линейная, функциональная и матричная структуры.
Структура управления персоналом в значительной мере зависит от отношения к ней со стороны менеджеров (какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение традиционных форм управления людьми). Высококвалифицированные работники, а также работники, труд которых имеет творческую направленность, предпочитают оргструктуры, дающие им больше свободы и самостоятельности. Работники же, выполняющие рутинные операции, более ориентированы на простые и традиционные организационные структуры управления. Динамизм внутренней среды организации также является важным фактором, определяющим организационную структуру управления персоналом. Так, если внутренняя среда стабильна и в ней соблюдаются незначительные изменения, то могут применяться организационные структуры, обладающие малой гибкостью и требующие больших усилий для их изменения. Если же внутренняя среда динамична, то организационная структура управления персоналом должна обладать гибкостью и способностью быстро реагировать на эти изменения. В частности, она должна преодолевать высокий уровень децентрализации и наличие больших прав у руководителей структурных подразделений в принятии управленческих решений.
К основным задачам системы управления персоналом можно отнести:
- обеспечение организации квалифицированными кадрами;
-создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников;
-совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников;
-предоставление работникам возможностей для повышения квалификации.
Основные функции системы управления персоналом распределены между её многочисленными подсистемами, такими как подсистема планирования и маркетинга персонала, подсистема управления наймом и учетом персонала, подсистема управления трудовыми отношениями, подсистема обеспечения нормальных условий труда, подсистема управления социальным развитием и другими.
Деление системы управления
персоналом на подсистемы не является
однозначным, но состав функций, выполняемых
системой в целом, постоянен. В зависимости
от размера и специализации
Проблемы создания и функционирования системы управления персоналом
Система управления персоналом сегодня претерпевает кардинальные изменения, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Однако на большинстве российских предприятий неизменными остаются многие проблемы, связанные с созданием и функционированием системы управления персоналом.
При разработке и внедрении системы управления персоналом можно выделить следующие практические сложности:
1. Разнообразие стратегических процессов и уровней разработки стратегии.
2.Отсутствие практического механизма увязки бизнес-стратегии со стратегией управления персоналом.
3. Отсутствие четко
сформулированных бизнес-
4. Качественный характер вопросов управления персоналом.
5. Чрезмерная ориентация
на проблемы стратегической
6. Сложность выработки
целостного взгляда на выбор
стратегии управления
7. Сложность установления связи между проведением конкретной политики и полученными результатами.
8. Не учитывается человеческий
фактор (гарантированная занятость,
непрерывное развитие и
При функционировании системы управления персоналом на предприятии также возникает ряд проблем.
Первая проблема носит, скорее, идеологический характер.
Сформулировать ее можно следующим образом: процессы управления персоналом воспринимаются специалистами на местах не как нормальные бизнес – процессы или процедуры, а как набор идеологических постулатов.
В большинстве случаев процессы в области управления персоналом не идентифицированы, не описаны и не регламентированы. И большинство специалистов, говоря о создании системы управления персоналом, совершенно не подразумевают под этим создание иерархической структуры регламентов, положений, политик, справочников и т.д.
Стандартные, существующие или оставшиеся «с прежних времен» положения об отделах и должностные инструкции сотрудников не обеспечивают должное функционирование службы персонала предприятия, т.к. описывают функции отделов и сотрудников без учета давно изменившихся реалий. Кроме того, на основании них невозможно однозначно описать или воспроизвести любой процесс, выходящий за рамки одного подразделения.
В большинстве организаций однозначно не определены задачи, функции, права и полномочия в принятии кадровых решений, ответственность кадровых служб (служб управления персоналом/ человеческими ресурсами), что приводит к неконтролируемому распределению функций между различными подразделениями и затрудняет учет и контроль выполнения соответствующих задач Часть процессов по управлению персоналом реализуются на основании «исторических» требований, отраженных в инструкциях, регламентирующих документах и приказах. И эти документы не отвечают современным требованиям (в т.ч. требованиям стандартов в области управления качеством, как, например, SA 8000:1997, OHSAS 18001:1999, ISO 9001:2000, P-CMM и другим).
В субъекте управления персоналом
понимание роли и места СУП
в системе хозяйствования не соответствует
действительному объему и стратегическому характеру задач,
требующих решения. Происходит устаревание
знаний аппарата управления предприятия.
Наблюдается недостаточный уровень профессионально-
В объекте управления
персоналом: проблемы социальной среды,
к которым можно отнести
В структуре рынка рабочей силы наблюдается отсутствие методической базы по формированию внутреннего рынка рабочей силы. Появляются дефицитные категории персонала, а также возрастные провалы в структурах рынка рабочей силы по отдельным категориям работников. Негативно сказывается на функционировании системы управления персоналом отсутствие специалистов в области стратегического управления и недостатки в системе профессионального образования. Во многих организациях не поставлены задачи по разработке и формированию внутреннего рынка рабочей силы.
На большинстве современных предприятий в целом отмечаются следующие проблемы:
-появление дефицитных видов профессий и сложности с наймом необходимых работников;
-рост цен на услуги образовательных и консультационных учреждений;
-переход на новые виды деятельности,- достаточно быстрая смена технологий производства и услуг, необходимость увольнения по этим причинам части персонала;
-отсутствие финансовых ресурсо
-проблемы долгосрочного планирования численности и структуры работников в связи с неопределенностью при формировании портфеля заказов.
Наиболее важные с точки зрения стратегического управления причины этих проблем:
1. Содержание деятельности
некоторых подсистем системы
управления персоналом не
2. Концентрация функций
стратегического характера в
ведении служб по управлению
персоналом сопровождается
3. Существующее понимание
роли и процессов
4. Отсутствуют разработки
по применению технологий
Большинство современных менеджеров осознают, что сила любой организации, прежде всего в человеческом капитале. Однако осознания возможности решения проблемы ещё недостаточно, чтобы она была решена на самом деле. Необходимы ещё и знания о том, как это сделать, умелое и уместное использование соответствующих технологий и методов, включённых в систему управления персоналом. В этом смысле известные на сегодня методы, технологии и процедуры в системе управления персоналом могут быть объединены в три подгруппы:
- методы формирования кадрового состава,
- методы поддержания работоспособности персонала,
- методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации. Всеми этими методами в полной мере должен владеть грамотный менеджер по персоналу, равно как и любой хороший руководитель. Совершенствование системы управления персоналом на отечественных предприятиях и организациях должно опираться на накопленный зарубежный опыт. Речь идет, прежде всего, об обобщении и заимствовании руководителями предприятий и организаций зарубежного прогрессивного опыта в сфере государственного финансирования и стимулирования внутрифирменной подготовки кадров, использования современных систем оценки персонала, формирования и применения системы материального поощрения разных категорий работников, а также привлечения значительной части персонала к управлению делами фирмы.
Информация о работе Повышение эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе