Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вопросов повышения эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить систему управления персоналом.
2) Исследовать эффективность системы управления персоналом.
3) Изучить зарубежный опыт повышения эффективности работы персонала в малом и среднем бизнесе.
4) Проанализировать программы повышения эффективности работы персонала в малом и среднем бизнесе.
5) Обзор литературных источников по подходам к изучению и трактовке вопросов по управлению персоналом.
Введение.
I. Теоретические аспекты системы управления персоналом предприятия в малом и среднем бизнесе.
1.Система управления персоналом ………………………………….
1.1 Управление персоналом……………………………………..
1.2 Особенности организационной структуры системы управления персоналом.…………………………………….
1.3 Процесс эффективности управления и его основные этапы…………………………………………………………….
2. Малый и средний бизнес.
2.1 Экономические аспекты малого бизнеса……………………..
2.2 Роль малого среднего бизнеса в рыночной экономике……….
2.3 Управление персоналом в малом и среднем бизнесе……….
II. Сравнительный анализ концепций управления персоналом, применяемых в России и за рубежом.
1.Зарубежный опыт управления персоналом.
1.1 Япония…………………………………………………………..
1.2 США…………………………………………………………….
2.Программы, разработанные для повышения эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе.
Заключение……………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
В экономической теории
эффективности в значительной степени
абстрагируются от того, что результат
является осуществлением социальных идей;
здесь принимается в
Можно ли считать деятельность эффективной, если результат получен, затраты минимальные, но социальная цель не реализована? Такая деятельность является неэффективной.
Поэтому характеристика эффективности, кроме отношения результата к затратам, может включать отношения цели и результата. Этим самым в понятие эффективности вводится мера осуществления цели. Введение понятия цели расширяет понятие эффективности, придает ему иное значение, позволяет внести в понятие социальные факторы, раскрывающие социальную природу целеполагания и целеосуществления. В результате наиболее эффективной следует считать не просто деятельность, дающую максимальный результат при минимальных затратах, но и деятельность, в максимальной степени реализующую цель в полученном результате.
В ходе осуществления целей результаты (эффекты) бывают позитивными и негативными. Часто они связаны друг с другом, а поэтому задача повышения эффективности заключается в устранении отрицательных объективаций цели. В этом и состоит главный резерв повышения эффективности любой деятельности.
Что касается эффективности управленческой деятельности, то она зависит, прежде всего, от степени целеосуществления, т.е. от отношения цели и результата. С этих позиций наиболее эффективным является не управление, приводящее к максимальному результату при минимальных затратах, а управленческая деятельность, в максимальной степени реализующая поставленную государственную, общественную цель. Подобное «целевое» понимание эффективности следует считать одним из основных для процессов управления в социально ориентированном обществе, при условии увязки его с удовлетворением интересов и потребностей людей.
Цель не всегда является единственным исходным пунктом, который выступает в качестве побудительной силы человеческой деятельности, в том числе и управления. В идеальной цели человеческой деятельности лишь частично отображаются объективные факторы, осознаются потребности, выступающие в качестве причины и стимула деятельности людей. С осознанием общественных потребностей человека во многом связана «степень рациональности» его деятельности, ее результативность: ведь, если деятельность предпринимается для удовлетворения потребностей, то ее эффективность должна измеряться и степенью их удовлетворения.
Степень отображения потребности в цели влияет на общую эффективность деятельности, поэтому наиболее эффективной при прочих равных условиях окажется деятельность, в которой цель в максимальной степени отображает как социальные и другие потребности человека, так и объективные условия общества и природы, определяющие возможность достижения этой цели. Известно, что от правильного составления планов, программ, постановки задачи, в которых осознаются потребности и объективные условия, существенно зависит эффективность управленческой деятельности. Поэтому отношение цели к потребности является важной характеристикой эффективности.
Понятие экономической,
«целевой» и «потребностной»
эффективности можно считать
элементарными понятиями
Что касается эффективности социального управления, то она не может быть сведена лишь к экономической эффективности. Очевидно, например, что снижение затрат на содержание управленческого аппарата и управленческую технику имеет существенное значение, но измерять только ими эффективность социального управления было бы неправомерно, поскольку для эффективного функционирования систем управления их нельзя чрезмерно сокращать и упрощать ради снижения затрат. [20]
Таким образом, степень соответствия управленческих решений (действий по их реализации) базовым интересам человека, коллектива, общества является важным элементом в критериях эффективности социального управления.
Человек является и субъектом и объектом управления, и управляющим и управляемым. Естественно, что эффективность управления зависит от того, насколько качественно работает управляющий, насколько обоснованы принимаемые им решения, насколько высоки его организаторские умения и эффективен контроль по выполнению решений. С другой стороны, эффективность в наименьшей степени зависит и от управляющего. От того, насколько близки и понятны ему управленческие решения, формы стимулирования, организации и контроля, насколько ответственно относится он к делу, которое ему поручено.
2. Малый и средний бизнес.
2.1 Экономические аспекты малого и среднего бизнеса.
Определение «малый бизнес» зачастую каждый интерпретирует на свой лад.
Когда распался Великий Запрещающий Механизм, утверждающий, что все люди должны иметь одинаковые возможности и перспективы, многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. Именно тогда начался рассвет эры малого предпринимательства, который продолжается и по сегодняшний день. Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в систему предпринимательства, то должен быть осведомлён о ней. Итак, начнём разбираться, что же за зверь такой «малый бизнес» и с чем его едят.
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.[9]
Малый бизнес – это
предпринимательская
Принято считать так, что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, подразумеваются, что малый бизнес включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели.[6]
Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- объем оборота (прибыли, дохода);
- величина активов;
По данным Мирового банка,
общее число показателей, по которым
предприятия относятся к
Ограничение по численности работников.
В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:
малые предприятия — до 100 работников;
средние предприятия — до 250 работников.
Ограничение по выручке. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
малые предприятия - 400 млн. рублей;
средние предприятия - 1 млрд. рублей.
В России до сих пор
не существует четкого определения
понятию «средний бизнес», то есть не
выделяют его, как самостоятельную
единицу экономических
Полностью отсутствуют
признаки, по которым предприятие
можно отнести к объекту
Компании среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. До сих пор, в отличие от предприятий малого бизнеса, компании крупного и среднего бизнеса не обладают правовым статусом. Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой.
Предприятия среднего бизнеса выступают «связными» крупных и малых предприятий, и государства и малых предприятий.
Существует такое понятие, как сетевая экономика. Именно предприятия среднего бизнеса взяли на себя решение основных задач крупного и малого бизнеса, так как у этих двух категорий компаний нет возможности сотрудничать напрямую. Это происходит из-за того, что малый бизнес обладает неустойчивостью на рынке, обладает деятельностью с высокой степенью риска и маленькими размерами фирм.
Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.
Сетевая экономика имеет структуру, которая состоит из трех ярусов: верхний ярус – представители крупного бизнеса, нижний – малого, а промежуточный ярус занимают предприятия среднего бизнеса, которые и формируют экономическую сеть.
Критерии среднего бизнеса.
Можно все-таки попытаться выделить основные критерии, по которым возможно определить представителей среднего бизнеса:
• Количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории есть свои особенности – все зависит от отрасли производства. Например, издательское предприятие может считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а автозавод – если на нем работают 10-40 тысяч работников.
• Оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем оно занимается. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое в год имеет оборот 12-50 млн. долларов в год.
• Часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %. [10]
Число занятых.
Наверное, первый признак, который приходит в голову, когда речь идет о величине компании, это число работников, занятых в ней. Конечно, этот критерий весьма относителен и сильно дифференцирован в зависимости от принадлежности компании к конкретной отрасли. Например, наличие в компании 60 консультантов при общей численности сотрудников в 120 человек делает ее весьма крупной в своей отрасли. Скорее всего, такая компания может претендовать на вхождение в число 20-30 крупнейших компаний этой отрасли. Наличие в вузе 60 преподавателей при общем числе сотрудников в 120 человек не делает его даже средним по размерам. Понятно, что мы имеем в этом случае дело с небольшим, скорее всего негосударственным учебным заведением узкого профиля. В Таблице 1 приводятся весьма приблизительные границы малого, среднего и крупного размеров бизнеса для десяти различных отраслей.
Информация о работе Повышение эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе