Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа
Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемым ими позициям на рынке. Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей: занимаемой рыночной доли и динамики рыночной доли.
Темп уменьшения доли считаем по формуле 4: =
АФ=1/2*(0,215-0,202)/0,202* |
К1=1/2*(0,143-0,168)/0,168* |
К2=1/2*(0,239-0,194)/0,194* |
К3=1/2*(0,136-0,179)/0,179* |
К4=1/2*(0,060-0,036)/0,036* |
К5=1/2*(0,207-0,221)/0,221* |
Таблица 20. Определение границ рыночных групп за 2011 год.
Производители с долей рынка | |||
Ниже среднего значения (<0.167) |
Выше среднего значения (>0.167) | ||
Конкурент 1 |
0,143 |
Анализируемая фирма |
0,215 |
Конкурент 3 |
0,136 |
Конкурент 2 |
0,239 |
Конкурент 4 |
0,060 |
Конкурент 5 |
0,207 |
Верхние и нижние границы значений по темпу прироста определяются как средневзвешенная в валовых объёмах величина положительных и отрицательных темпов.
«+»
«-»
Таблица 21. Конкурентная карта товара У в 2011 году.
Рыночная Доля, %
Темп Прироста Рыночной доли, % |
Классификация группы | |||
Лидер рынка |
Фирмы сильной конкурентной позиции |
Фирмы слабой конкурентной позиции |
Аутсайдеры рынка | |
0,239 |
0,207-0,238 |
0,143-0,206 |
0,060-0,142 | |
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентной позицией >10,2 |
К2 |
К4 | ||
Фирмы с улучшающейся конкурентной позицией 0……10,1 |
АФ |
|||
Фирмы с ухудшающейся конкурентной позицией -0.1……-7,3 |
К5 |
|||
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентной позицией <-7,4 |
К1 |
К3 |
На данном этапе лидером рынка является конкурент 2, так как он снизил цену на товар сохранив при этом ее качество. Анализируемая фирма немного улучшила свои позиции по сравнению с 2010 годом, увеличив свою конкурентоспособность при этом сохраняя долю на рынке. Для того, чтобы занять достойное положение на рынке фирме необходимо нарастить объем производства, внедрить новую технологию производства продукции, что позволит снизить издержки, повысит качество продукции, необходимо также снизить цену на продукцию.
Задание 2. Оценка конкурентной позиции фирмы на основании теории эффективной конкуренции.
Критериями эффективности функционирования любого товарного рынка можно считать
1. Наличие соревновательности.
2. Разнообразие потребительского выбора.
3. Стабильность цен в долгосрочном периоде.
4. Барьеры входа.
Соревновательный рынок характеризует:
1) в долгосрочном периоде цена равна средним издержкам;
2) отраслевой выпуск
3) цена равна предельным издержкам;
4) число предприятий постоянно;
5) отсутствие серьезных барьеров входа.
Условия существования
1) осуществление входа
и выхода предприятия с рынка
без значительных затрат, т. е.
возмещение при выходе с рынка
всех издержек
2) время проникновения
и укрепления предприятия на
рынке должно быть меньше
3) крупные предприятия,
действующие в отрасли, должны
обладать технологией,
4) должны существовать
потенциальные конкуренты уже
функционирующих в отрасли
Основным критерием
Выигрыш в эффективности, обусловленный конкуренцией достигается за счет:
1) ценовой политики зависящей
от наличия
2) отдачи от масштаба
производства, показатель которой
отражает пропорцию увеличения
использования ресурсов
Главным критерием являются барьеры входа как наиболее важный фактор определяющий уровень конкуренции в отрасли.
Для оценки конкурентной позиции фирмы и тенденций её изменения за 2009-2011 года воспользуемся данными таблицы:
Таблица 22. Показатели конкурентоспособности анализируемой фирмы.
№ п/п |
Показатели |
Значения показателей | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
1 |
Стоимость ОПФ, млн.руб. |
13,5 |
19,2 |
22,5 |
2 |
Коэффициент затоваренности (Кз) |
0,06 |
0,143 |
0,12 |
3 |
Коэффициент автономии (Ка) |
0,91 |
0,83 |
0,86 |
4 |
Объем реализации, млн.руб. |
24 |
32,5 |
26 |
5 |
Численность работающих, чел. |
2000 |
1920 |
1870 |
6 |
Коэффициент текущей ликвидности (Кл) |
2,1 |
2,34 |
1,9 |
7 |
Рентабельность продаж, % (Рп) |
8 |
6 |
9 |
8 |
Рентабельность продукции, % (Рт) |
14 |
10,4 |
11 |
9 |
Себестоимость продукции, млн. руб |
18 |
22,5 |
22,1 |
10 |
Коэффициент платежеспособности (Кп) |
6,8 |
6,76 |
6,1 |
11 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) |
2,5 |
3,1 |
3,4 |
12 |
Коэффициент эффективности рекламы и стимулирования сбыта (Кр) |
1,55 |
1,443 |
0,96 |
13 |
Коэффициент загрузки производственной мощности (Км) |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
14 |
Качество продукции (К), % |
100 |
136,5 |
110 |
15 |
Цена продукции (Ц), % |
120 |
115 |
125 |
Примечание. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность используют соотношение качества и цены. При этом К и Ц могут задаваться в процентах. Если качество определяется как среднерыночное, то К=100%, если качество на 10% выше среднерыночного, то К=110%. Аналогично и с ценой (Ц).
Таблица 23. Критерии и показатели конкурентоспособности фирмы.
Критерии и показатели конкурентоспособности фирмы |
Способ расчёта показателей | |
1 |
Эффективность производственной деятельности фирмы (ЭП) | |
1.1 |
Издержки производства на единицу продукции, руб/руб, (И) |
|
1.2 |
Фондоотдача, руб/руб, (Ф) |
|
1.3 |
Рентабельность продукции, %, (Рт) |
|
1.4 |
Производительность труда, (П) |
|
2 |
Финансовое положение фирмы (ФП) | |
2.1 |
Коэффициент автономии (Ка) |
|
2.2 |
Коэффициент платежеспособности (Кп) |
|
2.3 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кл) |
|
2.4 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) |
|
3 |
Эффективность реализации и продвижения продукции (ЭС) | |
3.1 |
Рентабельность продаж (Рп) |
|
3.2 |
Коэффициент затоваренности готовой продукцией (Кз) |
|
3.3 |
Коэффициент загрузки производственной мощности (Км) |
|
3.4 |
Коэффициент эффективности рекламы и стимулирования реализации (Кр) |
|
4 |
Конкурентоспособность продукции (Кт) | |
4.1 |
Качество продукции (К) |
Комплексный метод |
4.2 |
Цена продукции (Ц) |
Комплексный метод |
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
Чтобы рассчитать
Коэффициент
Ккп = 0,15*ЭП+0,29*ФП+0,23*ЭС+0,33*
ЭП = 0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П
ФП = 0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15*
ЭС = 0,36*Рп+0,29*Кз+,021*Км+0,14*
Кт = К/Ц
Расчёты:
- Фондоотдача Ф=Объем выпуска продукции/ |
=24/13,5 =1,78 |
=32,5/19,2 =1,69 |
=26/22,5 =1,16 |
- Производительность П=Объем выпуска продукции/Среднесписочная численность |
=24/2000 =0,012 |
=32,5/1920 =0,169 |
=26/1870 =0,0139 |
2009 |
2010 |
Кт = К/Ц Кт=0,83 |
Кт = К/Ц Кт=0,77 |
ЭС = 0,36*Рп+0,29*Кз+,021*Км+0,14* ЭС=0,36*8+0,29*0,06+0,21*0,7+ |
ЭС = 0,36*Рп+0,29*Кз+,021*Км+0,14* ЭС = 0,36*6+0,29*0,143+0,21*0,7+0, |
ФП = 0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15* ФП = 0,29*0,91+0,2*6,8+0,36*2,1+0, |
ФП = 0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15* ФП = 0,29*0,83+0,2*6,76+0,36*2,34+ |
ЭП = 0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П ЭП = 0,31*18+0,19*1,78+0,4*14+0,1* |
ЭП = 0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П ЭП = 0,31*0,692+0,19*1,693+0,4*10, |
Ккп = 0,15*ЭП+0,29*ФП+0,23*ЭС+0,33* Ккп = 0,15*11,5194+0,29*2,755+0,23* |
Ккп = 0,15*ЭП+0,29*ФП+0,23*ЭС+0,33* Ккп = 0,15*4,699+0,29*2,9+0,23*2,55+ |
2011 | |
Кт = К/Ц Кт = 110/125=0,88 | |
ЭС = 0,36*Рп+0,29*Кз+,021*Км+0,14* ЭС = 0,36*9+0,29*0,12+0,21*0,7+0, | |
ФП = 0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15* ФП = 0,29*0,86+0,2*6,1+0,36*1,9+0, | |
ЭП = 0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П ЭП = 0,31*22,1+0,19*1,16+0,4*11+0, | |
Ккп = 0,15*ЭП+0,29*ФП+0,23*ЭС+0,33* Ккп = 0,15*11,473+0,29*2,6634+0,23* =3,601 |
Информация о работе Построение конкурентной карты рынка продукции