Правовое регулирование организации биржевой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - показать отдельные проблемы гражданско-правового регулирования деятельности товарных бирж и предложить пути (варианты) их решения путем внесения изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство в связи с предстоящей реформой гражданского законодательства.
Объектом работы выступает международная товарная биржа как основное звено мировой экономики.
Предметом исследования является процесс функционирования товарных бирж на современном рынке.

Содержание

Введение 4 - 6
Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа
товарных бирж и их деятельности
Эволюция форм оптовой торговли и 7 - 13
история возникновения товарных бирж в России
Понятие товарных бирж, их виды. 13 - 17
Нормативно- правовые основы биржевой деятельности 18 - 22
Характеристика биржевого товара и
порядок заключения сделок на товарной бирже 23 - 28
Глава 2. Организация биржи и ее управление
2.1 Учреждение биржи и лицензирование ее деятельности 29 - 33
2.2 Учредители и члены биржи, их управление 33 - 39
2.3 Особенности и правила биржевой торговли 39 - 44
Глава 3. Правовое регулирование организации биржевой торговли
3.1 Участники биржевой торговли, 45 - 50
как субъекты биржевой деятельности.
Ценообразование в биржевой торговле, 51 - 56
его правовое регулирование.
3.3. Понятие клиринговых расчетов 56 - 61
и виды биржевых правонарушений.
3.4. Порядок разрешения споров биржевой торговли 62 - 65
Заключение 66 - 69
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

     Непосредственными участниками биржевой торговли являются прежде всего члены товарной биржи — учредители и другие члены биржи, выступающие при этом в двух различных качествах. Во-первых, как брокерские фирмы или независимые брокеры. Это позволяет им проводить в биржевой торговле как дилерскую деятельность (осуществлять биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет), так и брокерскую (осуществлять биржевую торговлю от имени клиента и за его счет; от своего имени за счет клиента; от имени клиента за свой счет). Во-вторых, не будучи брокерскими фирмами или независимыми брокерами. В данной ситуации возможности членов биржи несколько ограничены. Они участвуют в биржевой торговле: непосредственно от своего имени — только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество; через организуемые ими брокерские конторы; на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже.

     Участие членов биржи в биржевой торговле строго персонифицировано. Уступка права на участие в биржевой торговле без передачи или продажи свидетельств (титулов) собственности на долю уставного капитала и прав на участие в управлении биржей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В порядке такого исключения члены биржи, в частности, могут сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле. Но уступать свое право они могут только одному юридическому или физическому лицу. Соответствующий договор подлежит регистрации на бирже. Субаренда (переуступка) прав на участие в биржевой торговле не допускается.

     Кроме членов биржи в биржевой торговле участвуют посетители биржевых торгов. К ним относятся юридические и физические лица — не члены биржи, имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители могут быть постоянными и разовыми. С разовыми посетителями биржевых торгов все просто. Они имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Иначе обстоит дело с постоянными посетителями, которые, как правило, бывают брокерскими фирмами, брокерскими конторами или независимыми брокерами. Они вправе осуществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установленных для членов биржи. В отношении их установлены лишь некоторые ограничения. Число постоянных посетителей не должно превышать 30% общего числа членов биржи. Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. За право участия в биржевой торговле они обязаны вносить плату в размере, определенном биржей. Не допускается предоставление постоянному посетителю права на участие в биржевых торгах на срок более трех лет.

     Таким образом, идет ли речь о членах биржи или постоянных ее посетителях, на передний план выдвигается фигура биржевого посредника. Он здесь — главное действующее лицо. Например, иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников.

     Отношения между биржевыми посредниками и  их клиентами определяются на основе соответствующего договора. Биржа в  пределах своих полномочий также  может регламентировать взаимоотношения биржевых посредников и их клиентов, применять в установленном порядке санкции к биржевым посредникам, нарушающим определенные ею правила взаимоотношений биржевых посредников с их клиентами. Биржевой же посредник вправе требовать от своих клиентов внесения гарантийных взносов на свой расчетный счет, открытый в расчетном учреждении (клиринговом центре), а также предоставления прав на распоряжение этими средствами от своего имени в соответствии с данным ему поручением.

     Особая  ответственность при этом ложится  на биржевых брокеров. Ими являются служащие или представители организаций — членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры. Именно через них совершаются биржевые сделки в ходе биржевых торгов. Это обусловило необходимость введения дополнительных гарантий их клиентам. Пока такие гарантии распространяются на фьючерсные и опционные сделки.

    Товарные  фьючерсные и опционные сделки в  биржевой торговле совершаются юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными  предпринимателями только на основании лицензии. Правительство РФ постановлением от 02.03.2010 года № 111 утвердило Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар".  Положение определяет условия и порядок выдачи, переоформления, приостановления действия и аннулирования федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков лицензий на заключение биржевыми посредниками и биржевыми брокерами в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. Эта функция возложена на Федеральную службу по финансовым рынкам России.25

      При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя выданная лицензия аннулируется. В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, а также при утрате лицензии переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

     Биржевой  посредник (брокер) отражает в бухгалтерской  отчетности договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, с дифференциацией их на договоры, совершенные за собственный счет или за счет и от имени клиентов, а также ведет раздельный учет операций по каждому клиенту с указанием размера средств, полученных от него.

     Биржевой  посредник (брокер) ежегодно в течение 6 месяцев со дня окончания финансового года представляет в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков сведения о договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, заключенных биржевым посредником (брокером) за отчетный период, и сведения об открытии и использовании специальных клиентских счетов.

    Вместе  с указанными сведениями биржевой посредник  представляет расчет собственных средств  на отчетную дату, а в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации его деятельность подлежит обязательному аудиту, - также заверенную в установленном порядке копию аудиторского заключения.

    В случае если деятельность биржевого  посредника в соответствии с законодательством  Российской Федерации не подлежит обязательному аудиту, биржевой посредник вместе с представлением сведений информирует об этом федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.

    В случае непредставления биржевым посредником (брокером) документов, федеральный  орган исполнительной власти в области финансовых рынков направляет биржевому посреднику (брокеру) предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации26.

    Биржевой  посредник (брокер) после получения  предписания обязан проинформировать федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в срок, указанный в предписании, об устранении отмеченных в нем нарушений.

    При неисполнении биржевым посредником (брокером) в установленный срок предписания  федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков принимает решение о приостановлении действия лицензии.

    Действие  лицензии может быть возобновлено в  случае устранения лицензиатом причин, повлекших приостановление ее действия, и представления лицензиатом  в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков соответствующего отчета и документов, подтверждающих устранение нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.

    Помимо  данного требования о лицензировании биржи устанавливают дополнительные требования к финансовому положению участника торгов, сроку их деятельности, наличию лицензий на осуществление банковских операций в зависимости от вводимых категорий участников торгов.  

    1. Ценообразование в биржевой торговле,

его правовое регулирование. 

     Важная  общая особенность биржевой торговли связана с ценой биржевых товаров. По законодательству США само существование бирж и необходимость правового регулирования их деятельности объясняются особым значением бирж в процессе ценообразования на национальном рынке. Отсюда возникает возможность злоупотреблений бирж в ценообразовательном процессе, что и требует постоянного внимания со стороны государства. Долгие годы экономика России функционировала в условиях, когда практически на все товары устанавливались государственные цены. Партнеры были лишены одного из основных элементов рыночной экономики — возможности «торговаться», договариваться о взаимовыгодной оплате за передаваемые друг другу товары, выполненные работы, оказанные услуги. Это приводило к диктату производителя над покупателем: хочешь не хочешь, а приобретай товар по предложенной (установленной государством) цене, ибо иной цены нет.

    Товарные  биржи являются организованными  товарными площадками, на которых  должны формироваться справедливые рыночные цены на биржевые товары. Со стороны биржи это условие будет выполняться при соблюдении и строгом следовании технологии и правилам проведения торгов, а также обеспечении необходимых конкурентных условий сторон - как покупателей, так и продавцов.

    При этом попытки бирж устанавливать предельные границы цен в целях предупреждения их необоснованного роста приводят к нарушению действующего законодательства о товарных биржах.

    Товарная  биржа в данных условиях может  оказываться фактическим механизмом, способствующим установлению предприятиями, занимающими доминирующее положение, монопольно высоких цен, что в иных случаях попадало бы под запрет действующего законодательства Российской Федерации. Данная ситуация может быть оценена как уклонение от норм Закона и использование бирж в качестве механизма, обслуживающего сомнительные с правовой точки зрения схемы реализации товаров. Это ставит под угрозу работу товарных бирж как рыночных институтов.

    При этом в некоторых случаях действия товарной биржи, в ходе биржевых торгов на которой происходит существенное изменение цен на товары предприятий, занимающих доминирующее положение, могут быть рассмотрены как нарушение законодательства о защите конкуренции, например, как согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

    В то же время, в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, контроль за соблюдением организациями антимонопольного законодательства и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства не входят в перечень полномочий, осуществляемых Федеральной службой по финансовым рынкам России27.

     Слабым  местом отечественных бирж является получившая на них широкое распространение  антирыночная по своей сути практика мены (бартера) — одновременная продажа  и покупка одними и теми же лицами друг у друга различных товаров без использования денег.

     Подлинная свобода при определении цен, максимальное их приближение к оптимальным как раз и достигается на товарных биржах. Последние, аккумулируя в одном месте и в одно и то же время спрос и предложение, делают цену максимально приближенной к объективно существующему соотношению спроса и предложения, освобождают ее от влияния разного рода случайностей. При этом цена на каждый данный момент тем ближе к действительной, чем большие объемы спроса и предложений «встречаются» на конкретной бирже по отношению к общей массе спроса и предложений на данный товар. Тем самым только биржа может достаточно эффективно выполнять функцию ценообразования. Функция товарных бирж не ограничивается их ролью в ценообразовании на внутригосударственном рынке. Они имеют важное значение также в выявлении цен на межгосударственных и международном (мировом) рынках.

    Своеобразие биржевых цен — их непостоянство, подвижность, быстрое изменение (по нескольку раз на протяжении биржевого собрания). Сказанным объясняется существование на товарных биржах такого своеобразного института, как котировка цен. Котировка есть выявление с учетом спроса и предложения цен на товар в течение каждого дня работы биржи и фиксирование их биржей на определенный срок и дату в качестве «подсказки» продавцам и покупателям при совершении сделок. Цены регистрируются в биржевых документах и затем в той или иной форме публикуются (обнародуются). Зафиксированные биржей цены служат ориентиром для предстоящих торгов аналогичными или сходными товарами. Биржевые цены решающим образом  влияют и на цены соответствующих товаров, реализуемых вне бирж.

Информация о работе Правовое регулирование организации биржевой торговли