Правовое регулирование организации биржевой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - показать отдельные проблемы гражданско-правового регулирования деятельности товарных бирж и предложить пути (варианты) их решения путем внесения изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство в связи с предстоящей реформой гражданского законодательства.
Объектом работы выступает международная товарная биржа как основное звено мировой экономики.
Предметом исследования является процесс функционирования товарных бирж на современном рынке.

Содержание

Введение 4 - 6
Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа
товарных бирж и их деятельности
Эволюция форм оптовой торговли и 7 - 13
история возникновения товарных бирж в России
Понятие товарных бирж, их виды. 13 - 17
Нормативно- правовые основы биржевой деятельности 18 - 22
Характеристика биржевого товара и
порядок заключения сделок на товарной бирже 23 - 28
Глава 2. Организация биржи и ее управление
2.1 Учреждение биржи и лицензирование ее деятельности 29 - 33
2.2 Учредители и члены биржи, их управление 33 - 39
2.3 Особенности и правила биржевой торговли 39 - 44
Глава 3. Правовое регулирование организации биржевой торговли
3.1 Участники биржевой торговли, 45 - 50
как субъекты биржевой деятельности.
Ценообразование в биржевой торговле, 51 - 56
его правовое регулирование.
3.3. Понятие клиринговых расчетов 56 - 61
и виды биржевых правонарушений.
3.4. Порядок разрешения споров биржевой торговли 62 - 65
Заключение 66 - 69
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

    1.3. Отсутствие лицензионного свидетельства:  свидетельства на право рассмотрения  заявлений и выдачу лицензий биржевым посредникам и биржевым брокерам, совершающим товарные фьючерсные и опционные сделки(ст. 23 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").

    1.4. Кроме того, незаконной является  любая деятельность, осуществляемая  как биржевая или связанная с биржевой, если для такой деятельности необходимо получение иных лицензий, выдача которых не входит в компетенцию специализированных государственных органов в области биржевой деятельности.

    2. Отсутствие регистрации.

    2.1. Выдача лицензий участникам биржевой деятельности предусматривает наличие у них свидетельств о соответствующей государственной регистрации.  Поэтому без такой предварительной государственной регистрации лицензия считается незаконно выданной, а биржевая деятельность - незаконно осуществляемой.

    Ликвидация  юридического лица или прекращение  действия свидетельства о государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  является основанием для отзыва лицензии, а дальнейшая биржевая деятельность при наличии подобных обстоятельств является незаконной.

    2.2. Одновременно с выдачей лицензии  специализированные государственные  органы должны зарегистрировать  устав и правила биржевой торговли. Это правило закреплено в абз. 2 п. 4.3 Временного положения о  лицензировании деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг: "Лицензия при отсутствии перечисленных документов с печатью Федеральной комиссии и штампом "Зарегистрировано" является недействительной".

    2.3. Биржевое законодательство и  внутренние биржевые документы устанавливают регистрационную процедуру для надлежащей организации биржевых торгов. При этом товарные биржи обязаны регистрировать участников биржевой торговли и через посредство последних биржевых брокеров; члены фондовой биржи регистрируют своих уполномоченных лиц, далее в срочной торговле клиринговые члены регистрируют своих клиентов. Из данного обстоятельства вытекает, что деятельность указанных участников биржевой торговли на бирже следует считать противоправной, если соответствующая регистрация на этой бирже отсутствует.

    3. Нарушение общих и специальных  ограничений и запретов на  осуществление той или иной  предпринимательской деятельности.

    Применительно к биржевой деятельности такие запреты  актуальны:

    а) при учреждении биржи в соответствии с п. 2 и 3 ст. 11 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле",

    б) для биржевого членства с учетом положений ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"

    в) в случае создания биржевых союзов, ассоциаций и других объединений  в целях, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства РФ (п. 2 ст. 4 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле");

    г) для служащих биржи: они не могут  участвовать в заключении биржевых сделок, создавать собственные брокерские фирмы (п. 2 ст. 32 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле")

    д) при наличии судебного решения  о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ31), а также в иных случаях.  
 
 

  3.4. Порядок разрешения споров между

    участниками  биржевой торговли 

     Общая особенность биржевой торговли состоит  в порядке разрешения споров между  участниками этой торговли. На биржевую торговлю, естественно, распространяются общие процедуры рассмотрения конфликтов органами государственной власти в лице арбитражных судов и судов общей юрисдикции, куда вправе обратиться любой участник биржевой торговли. Однако и сами биржи создают для этих целей свои специальные подразделения в виде биржевых арбитражных комиссий. Главное предназначение комиссий — примирять спорящие стороны и выполнять иные функции третейского суда. Положения о названных комиссиях разрабатывают и утверждают биржи. Некоторые биржи наряду с положением издают еще специальные регламенты о порядке рассмотрения споров — своего рода локальные процессуальные кодексы. Тем самым товарные биржи создают условия не только для благоприятной торговли, но и для обеспечения в ней законности.

     Пункт 1 статьи 30 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговли» относит к компетенции биржевых арбитражных комиссий лишь разрешение споров, связанных с заключением сделок. Указанная правовая норма обоснованно вызывает критику, так как неоправданно сужает круг споров, которые подлежат рассмотрению в структуре самой биржи. Например, биржевой арбитражной комиссии не подведомственны споры, нередко вытекающие из договоров поручения и комиссии, заключаемых клиентами с биржевыми посредниками. Не может она рассматривать также конфликты, связанные с исполнением биржевых сделок. Очевидно, правильно поступают те товарные биржи, которые принимаемыми ими локальными нормативными актами разрешают своим арбитражным комиссиям рассматривать все гражданско-правовые споры, если имеется на то согласие конфликтующих сторон. Подобные локальные нормы внешне противоречат приведенному выше положению Закона о товарных биржах. По существу же они вполне законны.  Согласно части 6 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ32 по соглашению сторон любой возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия последним решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, в том числе биржевой арбитражной комиссии. В этой связи представляется целесообразным внесение изменения в ст. 30 Закона о товарных биржах и приведение ее в соответствие с более поздними законами.

     Разбирательство дела арбитражной комиссией начинается в день поступления искового заявления. В исковом заявлении необходимо указать: дату его подачи; наименование сторон, их почтовый адрес, платежные реквизиты; цену иска, если иск подлежит денежной оценке; суть исковых требований; обязательства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие их доказательства; обоснованный расчет цены иска; законодательство, на основании которого предъявляется иск; проект соглашения о гонораре арбитражной комиссии; перечень прилагаемых к заявлению документов. В Регламенте, Положении об арбитражной комиссии могут быть предусмотрены и другие требования к исковому заявлению, например обязанность заявителя до подачи искового заявления предъявить претензию непосредственно к другой стороне.

     Непосредственный  контроль за соблюдением биржей и  биржевыми посредниками законодательства осуществляет государственный комиссар на бирже. Он назначается ФСФР России и является государственным служащим. Права и обязанности государственного комиссара определяются законом и Положением о нем. Положение о государственном комиссаре на товарной бирже утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 15233.

     В обязанности комиссара входит: содействовать  всемерному развитию конкуренции в  биржевой торговле; обеспечивать соблюдение прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж; предотвращать любые формы дискриминации какого-либо участника биржевой торговли.

     С этой целью государственный комиссар, в частности: осуществляет инспекционную проверку деятельности товарных бирж, их расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевой деятельности биржевых посредников, соответствия этой деятельности законодательству Российской Федерации; проверяет жалобы и заявления о нарушении товарными биржами и биржевыми посредниками законодательства Российской Федерации, в том числе жалобы на незаконность применения товарными биржами санкций; представляет в ФСФР России заключения по результатам проверок жалоб и заявлений.

     Гарантией реализации полномочий государственного комиссара служит его право:

присутствовать на биржевых торгах;

  участвовать с правом совещательного голоса в  общих собраниях членов товарной биржи и общих собраниях членов отделов (отделений) товарной биржи;

  знакомиться с информацией о деятельности товарной биржи, включая протоколы и решения собраний и заседаний органов управления биржей, в том числе конфиденциального характера;

  знакомиться с учетной документацией товарных бирж и их расчетных учреждений (клиринговых  центров);

  знакомиться с учетной документацией биржевых посредников о биржевых сделках;

  контролировать  организацию товарной биржей публичных  биржевых торгов.

   По  материалам проверок государственный  комиссар:

  дает  рекомендации руководству товарной биржи или биржевому посреднику об устранении обнаруженных нарушений законодательства;

  направляет  копию своих рекомендаций в ФСФР России либо ее территориальный орган;

  вносит  в ФСФР России предложения о применении санкций в связи с нарушением законодательства;

  в случае обнаружения признаков преступления представляет соответствующие материалы в ФСФР России для решения вопроса о передаче их в органы прокуратуры Российской Федерации для возбуждения уголовного дела.

     Вместе  с тем деятельность государственных  комиссаров имеет ряд ограничений. Они не могут: непосредственно или  косвенно участвовать в биржевой торговле; изымать при проверке какие-либо документы или материалы товарной биржи или биржевого посредника; разглашать информацию о товарных биржах и участниках биржевой торговли, полученную в процессе проверки и содержащую их коммерческую тайну.

     Разглашение полученной в процессе проверки информации, содержащей коммерческую тайну товарной биржи или биржевого посредника, дает им право на возбуждение иска о компенсации ущерба за счет государственного комиссара.

    Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 9-ФЗ изменен порядок рассмотрения дел об административной ответственности за нарушения законодательства о товарных биржах и биржевой торговли, предусмотренной ст. 14.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, исполнительной власти в области финансовых рынков вправе руководитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, его заместители и руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители34. 
 

  Заключение. 

  Биржевая  торговля... У множества людей  это словосочетание вызывает в воображении  образы спекулянтов, азартно совершающих свои сделки; брокеров, активно жестикулирующих в торговом зале и напряженно всматривающихся в цифры информационного табло. В течение длительного времени в нашей стране все, что связано с биржевой торговлей, воспринималось негативно, считалось проявлением «капиталистической» экономики. Тем самым отбрасывалась позитивная функция биржевой торговли в современном мире, накопленный ею опыт в регулировании весьма сложных взаимоотношений между участниками рынка. Ведь уже несколько веков товарные биржи являются одним из центров рыночной экономики. В своей истории они знали периоды расцвета и относительного забвения, прошли долгий путь от локальных оптовых рынков реального товара до международных рынков финансовых операций, обеспечивающих эффективное функционирование реального сектора бизнеса. При этом в каждой стране, где возникали биржи, практика привносила в биржевые операции новые элементы, новые правила, новые продукты. Такой опыт достоин изучения уже сам по себе, но это далеко не все, что есть ценного в биржевой торговле.

    В статье 48 ГК РФ дается традиционное определение понятия юридического лица, которое подразделяется на коммерческие и некоммерческие организации. Но в ГК отсутствует деление юридических лиц на публичные и частные, хотя указанная классификация имеет и теоретическое, и практическое значение. Скажем, статус публичного юридического лица требует специального нормативно-правового закрепления.

    Юридические лица публичного права возникают  на основании публично-правового  акта помимо воли частных лиц. В свою очередь, частные юридические лица образуются по воле частных лиц, в силу сделки частноправового характера. Имеются и другие отличительные признаки публичного юридического лица. Это - отсутствие государственной регистрации, учредительных документов и др. Такого рода образования не вписываются в общее представление о юридических лицах (гл. 4 ГК РФ). Названные лица обладают специальной правосубъектностью, в основе которой лежит выполнение определенных административных, управленческих и иных задач, направленных на достижение социально значимых целей. Имущество, находящееся во владении и пользовании публичных юридических лиц, является государственной (муниципальной) собственностью. Контроль за их деятельностью возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время сказать, что министерства и ведомства, обладая статусом юридического лица, выходят из зоны частноправового регулирования, трудно хотя бы потому, что другой зоны просто нет. Нельзя же (в этой ситуации) рассматривать министерства и ведомства в качестве юридических лиц публичного права. И опять возникает вопрос: какого публичного права (конституционного, административного, налогового)?

Информация о работе Правовое регулирование организации биржевой торговли