Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по улучшению деятельности организации с помощью психологических критериев формирования рабочих групп.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты школы «человеческих отношений и психологии», а также аспекты школы поведенческих наук;
2. Изучить общую характеристику деятельности предприятия;
3. Проанализировать условия и организацию труда работников в ООО «ТИТАН-Н»
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 История развития школы человеческих отношений и психологии. . . . . . . 5
1.2 Хоторнские эксперименты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Школа поведенческих наук: Эволюция взглядов на природу человека. . 11
1.4 Модель российского менеджмента: человек как ресурс. . . . . . . . . . . . . . .17
2. ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТИТАН-Н». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.1 Общая характеристика организации. Условия и организация труда
работников предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2 Формирование рабочих групп с учетом психологической совместимости её членов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
2.3 Эффективность применяемых социальных программ. . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.4 Рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом работников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
1.4 Модель российского менеджмента: человек как ресурс
Российская модель управления основывается на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из духовности, традиций, культуры и языка. Философия построения и организации функционирования систем управления обязательно должна исходить из такого фундаментального принципа, как интеграция народа.
Основы философии управления в значительной степени сосредотачиваются и формализуются в категориях базовых институтов и в институциональных матрицах организации жизнедеятельности государства.
Институциональная матрица – это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, которые регулируют взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер, включая экономику, политику, идеологию. Институциональная матрица обладает одним существенным свойством: она постоянно воспроизводится и составляет базис меняющихся эмпирических состояний конкретного общества.
В настоящее время выделяются два основных типа институциональных матриц: «Восточный» и «Западный». В основе их различия лежит разделение общественных свойств материально-технологической среды. Для «Восточного» типа, к которому относится Россия, характерна коммунальность, а для «Западного», к которому можно отнести США, - некоммунальность.
Коммунальность материально-технологической среды – это использование данной среды как единой нерасчлененной системы: обособление одной из частей грозит распадом всей системы. Соответственно, некоммунальность означает технологическую обособленность важнейших элементов материальной инфраструктуры и связанную с этим возможность их самостоятельного функционирования и частного использования.
В русском управлении доминирует идеология целей над ресурсами. За короткий промежуток времени хочется достигнуть многого, опередить конкурентов. Но ресурсы – это своего рода ограничители любой цели и задачи. Чтобы выполнять реальные цели, нужно считаться с имеющимися ресурсами. В свою очередь, чтобы ресурсов становилось больше, необходимо обеспечивать достижение реальных целей. То есть это настолько взаимосвязанный процесс, что процесс управления происходит относительно определения целей и увязки их с ресурсами.
Исходя из вышесказанного, можно выделить девять правил, которые можно принять как руководство к действию в компаниях, фирмах и организациях любого рода деятельности в современной России [9]. Данные правила приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Девять правил как руководство к действию в компаниях
современной России
Название правила |
Краткая характеристика |
Перекрестное использование персонала |
Ведущие специалисты становятся на время агентами по сбыту или продавцами, то есть периодически обязательно лично обслуживают клиентов. Цель: непосредственно ощутить запросы потребителей и проверить, как эти запросы выполняются. |
Продолжение табл. 2
Название правила |
Краткая характеристика |
Использование человеческого фактора |
Девиз подобных компаний: «Сначала мы делаем людей, а уже потом - продукцию!». Служащие должны знать об итогах деятельности своего предприятия, о своем личном вкладе. Их допускают к обсуждению дел в компании, даже если приходится жертвовать коммерческой тайной. Считается, что лучше допустить частичную утечку информации, но зато вовлечь собственный персонал в дела фирмы. |
Лаконичность документов |
Объем даже очень важных служебных записок должен быть не более 1 страницы. Предельное сокращение внутрифирменной отчетности. |
Система временных оперативных рабочих групп для решения конкретных задач |
Обычно в подобные группы входит около 7 человек. В них нередко включаются руководители высокого ранга (а не их заместители). Поскольку эти люди очень занятые, появляется еще один стимул работать быстро. Цель: выдать решение проблемы. Приоритет отдается эксперименту перед рассуждениями и прогнозами. |
Инициатива и предприимчивость |
Решая, запускать в производство то или иное изделие, руководство учитывает, есть ли лично увлеченный сторонник новинки. Существует презумпция невиновности новатора: если кто-то хочет забраковать какой-то проект, то не автор должен доказывать, что идея хороша, а тот, кто выступает против новинки, доказывая ее несостоятельность. |
Терпимое отношение к неудачам |
Даже если поисковая группа не добилась успеха, и ее распустили, энтузиаста все равно будут подталкивать к продолжению работы, иногда вместе с помощником. |
Личный контакт с каждым подчиненным |
Хорошие компании намеренно стимулируют неформальное общение своих служащих. На заседаниях общение бывает очень раскованное, никто не боится высказаться. Некоторые образцовые компании вместо лифтов устанавливают эскалаторы, чтобы работники чаще встречались и общались друг с другом и т.д. |
Важна производительность труда «белых воротничков» |
Особенно важно за ней следить в период становления компании или новой отрасли промышленности. В быстрорастущем производстве число «синих воротничков» растет пропорционально объему производства, а численность «белых воротничков» должна увеличиться в 2 раза медленнее, иначе компания быстро потеряет конкурентоспособность. Потеря производительности труда «белых воротничков» - это первый и наиболее достоверный признак кризиса роста. |
Никакой дискриминации в отношении служащих |
Нередко используется так называемый принцип «естественного изнашивания». Его суть в том, чтобы не спешить заполнять вакансии, возникшие вследствие естественных причин (отставка, выход на пенсию и др.). Через некоторое время может обнаружиться, что многие из этих вакантных мест безболезненно вообще могут быть ликвидированы за ненадобностью. Таким методом удается сократить не только отдельные должности, но и целые уровни управления. |
Как и любая другая модель управления российская модель менеджмента имеет свои признаки. Данные признаки русского стиля менеджмента можно показать в виде схемы (рис. 1.2):
Рис.1.2. Признаки российской модели менеджмента
Основная особенность российского менеджмента – это высокая скорость протекания социально-экономических, политических и других процессов, которые определяют среду существования российского менеджмента. Существует комплекс факторов, которые затрудняют и благоприятствуют укреплению менеджмента в России. Также имеется культурная среда и особенность общественного сознания. Благодаря воздействию факторов внутренней и внешней среды российский менеджмент приобрел специфические черты. В настоящее время Россия находится на «догоняющей» стадии и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.
2 ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» НА ПРИМЕРЕ ООО «ТИТАН-Н»
2.1 Общая характеристика организации. Условия и организация труда работников предприятия
Для исследования психологических отношений работников в организации взято предприятие ООО «ТИТАН-Н» [10]. Основные характеристики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные характеристики ООО «ТИТАН-Н»
Адрес предприятия |
г. Москва, ул. Луганская, д. 13 |
Генеральный директор |
Бачурин Сергей Иванович |
Специализация |
-Вооруженная и невооруженная охрана: охрана объектов, личная охрана, сопровождение грузов; -Программа "экстренная помощь": экстренная помощь, защита информации, тестирование с использованием полиграфа; -Технические средства
охраны: проверка помещений, система
видеонаблюдения, система контроля
доступа, система охранной сигнализации,
проверка юридических и |
Частное охранное предприятие (ЧОП) «ТИТАН-Н» создано в 1993 году и сегодня насчитывает в своем штате более 1 000 специалистов. Столь развитой инфраструктурой могут похвастаться немногие частные охранные предприятия. ЧОП развивалось вместе с российским бизнесом и накапливало опыт, разрабатывая и совершенствуя новые методы, отвечающие современным реалиям и задачам работы ЧОП, ведь сегодня частные охранные предприятия являются полноправными партнерами любого крупного бизнеса.
«ТИТАН-Н» предоставляет охранные услуги и обеспечивает безопасность крупным предприятиям и корпорациям, банкам, небольшим фирмам, частным лицам и т.д. «ТИТАН-Н» гарантирует своим клиентам безопасность практически в любой сфере: личная охрана руководителей, многоуровневая охрана объектов промышленного назначения и др.
Система управления деятельностью предприятия имеет линейную структуру (рис. 2.1):
Рис. 2.1. Организационная структура ООО «ТИТАН-Н»
Руководители подразделений подчиняются непосредственно руководителю предприятия, назначаются по его приказу. Специалисты структурных подразделений назначаются на должность приказом руководителя по представлению их руководителей.
Частное охранное предприятие «ТИТАН-Н» стало безусловным лидером рынка услуг, предлагающего обеспечение безопасности, благодаря профессионализму и уверенности в своих силах. Сотрудники ЧОП «ТИТАН-Н» трудятся и совершенствуют свои профессиональные технологии. В арсенале сотрудников самые современные средства, гарантирующие обеспечение безопасности, среди которых: пожарная сигнализация; системы, обеспечивающие контроль доступа, видеонаблюдение. В случае необходимости, частное охранное предприятие «ТИТАН-Н» может использовать полиграф (детектор лжи).
На сегодняшний день Охранная фирма «Титан» обеспечивает охрану и безопасность более чем 5000 объектов. Среди них банки и офисы крупных компаний, ювелирные салоны и салоны сотовой связи, АЗС и гипермаркеты, гостиницы, кафе и рестораны, библиотеки и больницы, автосалоны и дома культуры, а также многие другие объекты различных форм собственности.
Далее представлен SWOT-анализ – метод стратегического планирования (табл. 2.2). Данный метод включает в себя определение цели и выявление внутренних и внешних факторов для достижения этой цели.
Таблица 2.2 – SWOT-анализ ООО «ТИТАН-Н»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Доступные цены |
Узкая клиентская база |
Высокое качество выполняемых услуг |
Стимулирование сбыта |
Высококвалифицированный персонал |
Рекламная политика |
Возможности |
Угрозы |
Уменьшение времени создания заказа и решения проблем |
Повышение цен на оргтехнику и комплектующие |
Появление новой аппаратуры |
Повышение цен на лицензионное ПО |
Удорожание услуг конкурентов |
Нехватка компетенции в новых развивающихся отраслях |
Из приведенного анализа следует, что в стратегии развития предприятия ООО "ТИТАН-Н" стоит обратить внимание на клиентскую базу и трудности в приобретении организационной техники и лицензионного программного обеспечения. Для увеличения клиентской базы необходимо активно проводить рекламу предоставляемых услуг. Что касается организационной техники и программного обеспечения, то в этом случае возможно заключить партнерство с фирмами, предоставляющими ПО и оргтехнику.
Ключевым вопросом в работе ЧОПа будет качественная и эффективная организация работы охранников, выполняющих служебные обязанности на разнообразных объектах. Частное охранное предприятие стремится учесть все нюансы и создать условия для правильной работы специалистов, что позволит гарантировать высокое качество услуг по охране [1].
Деятельность охранника на каждом посте чётко регламентируется положениями должностной инструкции, разрабатывающейся совместными усилиями руководства ЧОП и обратившегося клиента. В процессе разработки служебной документации учитываются пожелания клиента, основные особенности поста и ответственность сторон.
Перед допуском охранника к исполнению обязанностей осуществляется предварительный инструктаж, составляется график дежурств на установленных постах. Также руководством охранного предприятия выполняется подготовка плана проверочных и контрольных мероприятий для охранников. Подобные меры нацелены на повышение качества охранных услуг.
Не менее важным вопросом, который решает частное охранное предприятие в ходе организации охранников на объектах становится стимулирование специалистов. В данном случае речь идёт о различных бонусах и премиях, условиях постепенного повышения оплаты труда работников. Не секрет, что материальный стимул является одним из основных и самых эффективных условий, требующихся для качественной охраны. Таким образом, получаемые поощрения за добросовестную и ответственную службу, становятся фундаментом для профессиональной охранной деятельности.
2.2 Формирование рабочих групп с учетом психологической совместимости ее членов
При формировании рабочих групп в организации необходимо учитывать психологические аспекты сотрудников. Эффективность работы в группе во многом зависит от взаимоотношений работников между собой [11]. С учетом теоретических аспектов о концепции «человеческих отношений» и психологической совместимости работников в группах, на одном из объектов частного охранного предприятия «ТИТАН-Н» было проведено исследование.
Данное исследование проводилось в два этапа. В исследовании принимало участие 32 сотрудника ЧОП «ТИТАН-Н». Все участники исследования - мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие среднее специальное и незаконченное высшее образование. Работа на предприятии проходила в 4 смены по 8 человек.
Информация о работе Применение концепции «человеческих отношений» на примере ООО «ТИТАН-Н»