Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по улучшению деятельности организации с помощью психологических критериев формирования рабочих групп.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты школы «человеческих отношений и психологии», а также аспекты школы поведенческих наук;
2. Изучить общую характеристику деятельности предприятия;
3. Проанализировать условия и организацию труда работников в ООО «ТИТАН-Н»
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 История развития школы человеческих отношений и психологии. . . . . . . 5
1.2 Хоторнские эксперименты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Школа поведенческих наук: Эволюция взглядов на природу человека. . 11
1.4 Модель российского менеджмента: человек как ресурс. . . . . . . . . . . . . . .17
2. ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТИТАН-Н». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.1 Общая характеристика организации. Условия и организация труда
работников предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2 Формирование рабочих групп с учетом психологической совместимости её членов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
2.3 Эффективность применяемых социальных программ. . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.4 Рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом работников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что работники, имеющие общие цели и мотивы, будут работать более сплоченно, а значит, будут достигать высоких показателей в эффективности работы.
Руководители подобных компаний должны учитывать психологические показатели сотрудников при формировании рабочих групп. Для этого можно использовать различные тесты, методику «Социально-психологическая самооценка коллектива» О. Немова и тест «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора.
Выявив ценности, стремления и мотивы работников, руководитель может создать коллектив, в котором будет благоприятный климат. Работники будут находить общие темы для разговоров, при появлении проблем в работе они будут предлагать похожие решения, что не создаст конфликтной ситуации. Благодаря этому коллектив сможет быстрее справляться с поставленными задачами, что приведет к высоким показателям эффективности труда, а в дальнейшем – к поощрению со стороны руководства.
Также необходимо учитывать психологические особенности каждого сотрудника: он должен быть коммуникабельным, менее конфликтным, целеустремленным и жизнерадостным. Человек, не имеющий этих качеств, может принести негатив в рабочую группу, что может привести к конфликту.
Для повышения эффективности труда руководителю необходимо некое стимулирование работников. В настоящее время самым наилучшим стимулированием является материальное поощрение. Так создаются какие-либо указания к работе или план работы на определенный период, при выполнении которых сотрудникам будут выданы премии. Особенно это стимулирование будет действенным, если у сотрудников данной группы важнейшей ценностью является материальное положение.
Кроме материального поощрения есть и другое стимулирование – возможность продвижения по карьерной лестнице. Каждый работник имеет перед собой цель – через определенное время занимать более высокую должность. Для этого работник усердно трудится, выполняет все возложенные на него задания, и делает это все как можно лучше. Вдобавок к этому эффективность работы сотрудника повысит и конкуренция. Каждый сотрудник или рабочая группа будет стремиться сделать свою работу лучше других.
При создании рабочего коллектива руководители должны учитывать как психологические особенности каждого человека, так и его стремление и ценности, которые должны совпадать со стремлениями и ценностями его будущих коллег. Эти критерии будут способствовать благоприятному климату внутри коллектива, а также высокой эффективности выполнения работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам психологии и психологических отношений в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований в области менеджмента и управления.
Основные результаты курсовой работы:
1) Проведены теоретические исследования школы «человеческих отношений и психологии».
2) Выявлено, что управление работниками через психологические особенности более эффективно.
3) Доказано, что большое значение имеет психологический климат в группах работников.
4) Выявлены критерии, с помощью которых нужно формировать рабочие группы.
5) Определено наиболее эффективное стимулирование работников, опирающееся на их ценности.
В результате исследований теоретических и практических аспектов психологических отношений был сформулирован ряд выводов и предложений:
1. Прежде чем создавать
рабочую группу внутри
2. При создании рабочей
группы нужно учитывать данные
проведенных тестов. В одну рабочую
группу следует включать
3. Работники правильно сформированных групп будут чувствовать себя более уверенно и открыто. В такой группе решения по устранению проблем будут появляться быстрее, так как сотрудники таких групп имеют общность мысли.
4. Учитывая психологические особенности сотрудников, можно найти правильный подход к каждому, определить эффективное стимулирование и повысить производительность.
Таким образом, понятие «психологические отношения» представляется перспективным для использования в управленческой деятельности, а также для проведения научных исследований в рамках социальной и организационной психологии.
В результате проведенных исследований предлагается:
1. Улучшить процесс формирования рабочих групп в ООО «ТИТАН-Н» с помощью тестирований и опросов, которые приведены в данной работе;
2. Поручить решение вопроса при наборе сотрудников и создании рабочих групп отдельному специалисту в организации (менеджер по персоналу, руководитель группы и др.)
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут найти применение при формировании рабочих групп в компаниях, а также дают возможность руководителям организаций осознать как важны психологические качества сотрудников и их взаимодействие с другими работниками, а также как с помощью данных особенностей можно стимулировать работников для повышения производительности организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабиков В.Г. ЧОП: от создания до успеха: Справочное пособие. - М.: Баярд М, 2005. - 669 с.
2. Валовой Д.В. История менеджмента: учеб. пособие - М.: Инфра-М, 2007. - 256 с.
3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - Питер, 2004. - 558с. - со страницы 232
4. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие - Н.Новгород.: 2003
5. Итоги теорий "X" и "Y"
МакГрегора. Электронный ресурс: http://www.grandars.ru/
6. Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии - Киев, 2010
7. Кравченко А.И. История менеджмента: учеб. Пособие - М.: Академический проект, 2006. - 560 с.
8. Мескон М. Основы менеджмента - М.: Дело, 1997. - 704 с. - страница 313
9. Методы и модели управления
в менеджменте. Электронный ресурс:
http://menedzhmenti.ru/page47/
10. ООО "ТИТАН-Н". О компании. Электронный ресурс: http://www.titanium-n.ru/about
11. Павлова Е.Н. Социально-психологические факторы организационных изменений - М.: 2006. С.131.
12. Психологос - Энциклопедия
практической психологии. Электронный
ресурс: http://www.psychologos.ru/
13. Семенов И.И. История менеджмента: учеб. Пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 222 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМООЦЕНКА КОЛЛЕКТИВА» О. НЕМОВА
Инструкция: Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист
№ |
Суждения |
Оценка |
1 |
Свои слова подтверждают делом |
|
2 |
Осуждают проявления индивидуализма |
|
3 |
Имеют сходные убеждения |
|
4 |
Радуются успехам друг друга |
|
5 |
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений |
|
6 |
Умело взаимодействуют друг с другом |
|
7 |
Знают задачи, стоящие перед коллективом |
|
8 |
Требовательны друг к другу |
|
9 |
Все вопросы решают сообща |
|
10 |
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом |
|
11 |
Доверяют друг другу |
|
12 |
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений |
|
13 |
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой |
|
14 |
Знают итоги работы коллектива |
|
15 |
Никогда и ни в чем не ошибаются |
|
16 |
Объективно оценивают свои успехи и неудачи |
|
17 |
Личные интересы подчиняют интересам коллектива |
|
18 |
Одному и тому же посвящают свой досуг |
|
19 |
Защищают друг друга |
|
20 |
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений |
|
21 |
Взаимно дополняют друг друга в работе |
|
22 |
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива |
|
23 |
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей |
|
24 |
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива |
|
25 |
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей |
|
26 |
Помогают друг другу |
|
27 |
К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования |
|
28 |
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе |
|
29 |
Знают правила поведения в коллективе |
|
30 |
Никогда и ни в чем не сомневаются |
|
31 |
Не бросают начатое дело на полпути |
|
32 |
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения |
|
33 |
Одинаково оценивают интересы коллектива |
|
34 |
Искренне огорчаются при неудачах коллег |
|
35 |
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений |
|
36 |
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач |
|
37 |
Хорошо знают свои обязанности |
|
38 |
Сознательно подчиняются дисциплине |
|
39 |
Верят в свой коллектив |
|
40 |
Одинаково оценивают неудачи коллектива |
|
41 |
Тактично ведут себя в отношении друг друга |
|
42 |
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений |
|
43 |
Быстро находят между собой общий язык |
|
44 |
Хорошо знают приемы и методы совместной работы |
|
45 |
Всегда и во всем правы |
|
46 |
Общественные интересы ставят выше личных |
|
47 |
Поддерживают полезные для коллектива начинания |
|
48 |
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности |
|
49 |
Доброжелательно относятся друг к другу |
|
50 |
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений |
|
51 |
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется |
|
52 |
Хорошо знают работу товарищей по коллективу |
|
53 |
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы |
|
54 |
Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции |
|
55 |
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности |
|
56 |
Уважают друг друга |
|
57 |
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов |
|
58 |
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости |
|
59 |
Знают черты характера друг друга |
|
60 |
Все умеют делать |
|
61 |
Ответственно выполняют любую работу |
|
62 |
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив |
|
63 |
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений |
|
64 |
Поддерживают друг друга в трудные минуты |
|
65 |
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений |
|
66 |
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях |
|
67 |
Хорошо знают привычки и склонности друг друга |
|
68 |
Активно участвуют в общественной работе |
|
69 |
Постоянно заботятся об успехах коллектива |
|
70 |
Одинаково оценивают справедливость наказаний |
|
71 |
Взаимно относятся друг к другу |
|
72 |
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений |
|
73 |
Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех |
|
74 |
Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга |
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А
Обработка результатов: Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
№ |
Показатель |
Вопросы |
1 |
Стремление к сохранению целостности группы |
2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 |
2 |
Сплоченность (единство отношений) |
3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 |
4 |
Открытость |
4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 |
5 |
Организованность |
4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 |
6 |
Информированность |
4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 |
7 |
Ответственность |
4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
Далее рассчитывается среднее значение показателей всех участников выбранной группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА
Назначение и инструкция. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.
Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма 19 баллов, минимальная 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
Уровни групповой сплоченности:
Информация о работе Применение концепции «человеческих отношений» на примере ООО «ТИТАН-Н»